Проект "Уроки родной речи" для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Хлебороб Ольга Александровна

Здесь вы найдете материалы проекта "Родная речь" для детей старшего дошкольного возраста, по которым можно составить цикл НОД с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл часть 1467.36 КБ
Файл часть 2828.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1. Устная речь.

Давным – давно …

Учёные считают, что первые каменные орудия появились около 2,5 млн. лет назад. Это были камни с острыми краями и отщепы от них. Такими орудиями можно было срезать ветку, снять шкуру с убитого животного, расколоть кость или выкопать из земли корень. Тот, кто изготовил их, получил наименование "человек умелый" (homo habilis). Сейчас его считают первым представителем человеческого рода.

 C:\Users\Оля и Дима\Desktop\речь история\0006-004-CHelovek-umelyj.jpg

C:\Users\Оля и Дима\Desktop\речь история\77732812_d0b4d180d0b5d0b2d0bdd0b8d0b5d0bbd18ed0b4d0b8.jpg

«Человек умелый»   передвигался на ногах, а кисти его рук были приспособлены для того,  чтобы не только держать палку или камень,   но   и   изготавливать орудия. Говорить эти древнейшие люди ещё не умели; подобно обезьянам, они подавали друг другу сигналы криками, жестами, гримасами. Издавали они только самые простые звуки: кричали, если видели опасность, рычали, если им было больно, визжали, если радовались.

Людям также было необходимо договориться друг с другом об охоте, предупредить об опасности, рассказать, где растут съедобные плоды и коренья, и они научились общаться жестами. Каждый жест имел своё значение — так появился сначала язык жестов. На этом языке мы общаемся друг с другом и сейчас: пожимаем руки (здороваемся), машем рукой (прощаемся), хлопаем в ладоши (выражаем радость, восторг, восхищение) и т. д.

C:\Users\Оля и Дима\Desktop\речь история\diler.jpg

C:\Users\Оля и Дима\Desktop\речь история\1331795676_bill_2.jpg

C:\Users\Оля и Дима\Desktop\речь история\business-presentation-applause.jpg

Около 1 млн. лет назад появился новый вид — «человек выпрямленный» (homo erectus), питекантроп т.е. обезьяночеловек. Это существо всё ещё напоминало своих предков — животных. Оно было покрыто шерстью, имело низкий лоб и сильно выдающиеся вперёд надбровные дуги. Но размер его мозга был уже довольно большим, приближаясь к размеру мозга современного человека.  

C:\Users\Оля и Дима\Desktop\речь история\066831e9771302e5a70cea08eb6_prev.jpg

Питекантропы иногда жили и в пещерах, но не в глубине, где было опасно, а у выхода. Смелые охотники, добычей которых были крупные и сильные животные, загоняли стада оленей, быков, слонов на обрывы, в овраги или ущелья, где и убивали их копьями и камнями. Добычу делили между всеми. Первобытные люди начали пользоваться огнём, который согревал их, защищал от зверей и помогал охотиться. На огне начали готовить пищу, которую прежде ели сырой.

C:\Users\Оля и Дима\Desktop\речь история\0008-008-8.jpg

Охота на крупных животных, защита от опасностей, переселение на новые территории — всё это требовало объединённых усилий многих людей. Их коллективы должны были быть достаточно многочисленными и сплочёнными. Усложнение образа жизни привело к тому, что старшие стали обучать младших, и подростки дольше, чем прежде, оставались с родителями и сородичами. Эти люди уже умели говорить.

C:\Users\Оля и Дима\Desktop\речь история\pict_53ea9dc24a13481eaeb26039f684c273.jpg

Можно предположить, что первыми словами на земле были возгласы, которые выражали удивление, осуждение, одобрение или предупреждение. Возможно, это были такие слова, как ой, ай, ого, эй, ух. Или это могли быть звукоподражательные слова, ведь в любом языке мира существуют слова, подобные таким, как кукареку, чик-чирик, му-му, мяу-мяу. А может быть, первыми были слова-команды: Стой! Смотри! Сюда! Скорей! Иди! Молчи! В любом случае эти слова стали средством общения, а значит — возник язык.

Слова постепенно складывались в предложения — так появилась устная речь. Люди научились мыслить словами и говорить словами! Устная речь — это способность людей говорить и произносить слова при помощи губ, языка и рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста — губы.

C:\Users\Оля и Дима\Desktop\речь история\bd30afde175a.jpg

Задания:

Попробуй придумать пиктограмму, нарисуй.

Рисуем иероглиф (кистью)

Рассмотри папирус, создание тематического мини - музея.

Задание на прогулке, напиши палочкой.

Пишем как раньше. Пластелинография – иероглифы (египетские)

Создание русского алфавита (буквы из различных материалов, техник)

Поездка в Этнографический музей.



Предварительный просмотр:

Урок 2. Письменная речь.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

После того как люди научились разговаривать и овладели устной речью, прошло немало времени, прежде чем они научились писать и читать. Да и необходимость в письменной речи возникла не сразу. Тысячи лет люди передавали свои знания и опыт из уст в уста, пользуясь только устной речью.

C:\Users\Оля и Дима\Desktop\речь история\289.jpg

Но произнесённое слово нельзя закрепить: оно быстро исчезает и остаётся лишь в памяти того, кто его слышал.

Первыми письменными знаками, которые люди придумали оставлять друг другу, были рисунки на скалах и в пещерах.

C:\Users\Оля и Дима\Desktop\речь история\2ba8c36b147d56e5a7e4977de5108be3.jpg

C:\Users\Оля и Дима\Desktop\речь история\fotomebel.com97123662009-02-01-05.jpg

Древнейший вид письма — письмо рисунками "рассказ в картинках", учёные назвали его пиктографией (в переводе с латинского "рисую-пишу"). Такие древнейшие письма найдены и прочитаны специалистами. Это письма, написанные древними жителями Шумера, Египта, Китая, Индии.

C:\Users\Оля и Дима\Desktop\речь история\d1 (1).jpgC:\Users\Оля и Дима\Desktop\речь история\i.jpg

C:\Users\Оля и Дима\Desktop\речь история\bushman-rock-art-bushman.jpg

Кстати, пиктографией мы пользуемся нередко и сейчас: например, вывеска, на которой изображён ботинок или сапог, сообщает нам, где находится обувная мастерская, а нарисованный калач подскажет, где можно купить хлебобулочные изделия.

C:\Users\Оля и Дима\Desktop\речь история\7cf0b27e4ef6.jpg

C:\Users\Оля и Дима\Desktop\речь история\650_12580722_1.jpg

C:\Users\Оля и Дима\Desktop\речь история\artksign_14.jpg

C:\Users\Оля и Дима\Desktop\речь история\cobbler.jpg

Задания:

Попробуй придумать пиктограмму, нарисуй.

Рисуем иероглиф (кистью)

Рассмотри папирус, создание тематического мини - музея.

Задание на прогулке, напиши палочкой.

Пишем как раньше. Пластелинография – иероглифы (египетские)

Создание русского алфавита (буквы из различных материалов, техник)

Поездка в Этнографический музей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

.Данное занятие поможет обогатить знания  детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных...

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

.Данное занятие поможет обогатить знания  детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных...

"Ознакомление с культурой и историей родного города детей старшего дошкольного возраста"

В обществе наблюдается "дефицит нравственности". Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения п...

Музыкально-дидактическая игра «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»(для детей старшего дошкольного возраста)

Данная игра позволяет расширить представление детей о своем родном городе, закрепить знания об историческом прошлом и настоящем своей «малой Родины» через интеграцию образовательных областей: музыка, ...