Доклад "Готовность к обучению в школе: проблемы подготовки и трудности в обучении"
статья (подготовительная группа) на тему

Чевтайкина Екатерина Федоровна

О подготовке детей к школьному обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_gotovnosti_k_shkole.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

структурное подразделение «Детский сад № 7 комбинированного вида»

ДОКЛАД

на тему:

«Готовность к обучению в школе: проблемы подготовки и трудности

в обучении»

 

Подготовила:

воспитатель логопедической группы «Кораблик»

Чевтайкина Е.Ф.

 

Рузаевка, 2016

  Первостепенную роль в готовности ребенка к обучению играет запас знаний, которые он с помощью взрослых и самостоятельно приобретет за первые шесть – семь лет своей жизни.  

 С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

Начальная школа начинается с предшкольного образования.

  • преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка.  
  • преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на современные требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Подготовка детей к школе является одной из тех проблем, интерес к которой не иссякает, и выделяются разные виды готовности к школе:

  • Физическая готовность:  
  • Психологическая готовность
  • Интеллектуальная  готовность: умение читать, считать, писать

Под физической готовностью следует понимать уровень физического развития и состояние здоровья ребенка. Общеизвестно, что успешное обучение в школе доступно только здоровым детям. В противном случае учебная нагрузка вызывает напряжение многих процессов в организме и приводит к ухудшению здоровья и снижению работоспособности. И поэтому физическая готовность для успешной учебной деятельности будущего первоклассника очень важна. Она подразумевает зрелость организма, его функциональных систем. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки. Поэтому во избежание нежелательных отклонений, появления различного рода заболеваний и определяют этот вид готовности.  В подготовительной группе вводятся специальные упражнения для развития быстроты, ловкости, силы. Дети с быстрыми резкими движениями быстрой реакцией с удовольствием соревнуются в беге на скорость,  бег змейкой с перепрыгиванием и т. д. способствует развитию ловкости детей.  В дошкольном возрасте дети увлекаются подвижными играми. Подвижные игры развивают и совершенствуют двигательные навыки и умения детей и имеют огромное воспитательное и эмоциональное воздействие на воспитанников. Наличие интереса к игре, желание выиграть помогает сосредоточить внимание, активизировать восприятие, память, воображение. Стремление ребят к объединению в подвижных играх и спортивных упражнениях надо использовать для воспитания навыков поведения в коллективе, что особенно важно в период подготовки детей к школе.

    Так же  важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития. Ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

Какими качествами должен обладать будущий первоклассник (это нравственно-волевые качества):

  • настойчивость
  • трудолюбие
  • усидчивость
  • дисциплинированность
  • внимание
  • любознательность и т.д.

Конечно же, от этих качеств будет зависеть, будет ли ребёнок учиться с удовольствием или учёба превратиться для него в тяжкое бремя.

Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако специалисты утверждают, что читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

 В области Развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

  • уметь четко произносить все звуки речи
  • интонационно выделять звуки в словах
  • определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце)
  • произносить слова по слогам
  • составлять предложения из 3-5 слов  
  • составлять рассказ по картинке
  • наизусть читать любимые стихотворения
  • знать автора прочитанного стихотворения

 К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:

  • знать цифры от 0 до 10
  • уметь называть предыдущее и последующее число  
  • знать знаки +, -, =, <, >  
  • уметь измерять с помощью линейки
  • уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание
  • знать названия фигур
  • уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме  

В области представления об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

  • уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка)  
  • диких и домашних животных и их детёнышей (белка, заяц, коза, корова)
  • уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей) ;- знать названия 1-3 комнатных растений;
  • 5-6 насекомых, съедобные и несъедобные грибы
  • знать названия всех дней недели, времена года, месяца

КРОМЕ того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:

  • в какой стране он живет, в каком городе, свой домашний адрес
  • своё имя, отчество, фамилию
  • свой возраст (желательно дату рождения)
  • фамилию, имя, отчество родителей, их профессию
  • звать правила поведения в общественных местах и на улице.

Нами совместно с психологом была проведена  диагностика уровня готовности  детей   к школе, которая показала, что 58 процентов детей  являются школьно-зрелыми, 42 процента являются средне-зрелыми,и незрелыми являются 0 процентов.  

Параллельно мы проводили анкетирование родителей с целью: выявить представления родителей об уровне готовности их детей к школьному обучению. Родителям предлагалось оценить своего ребенка по следующим параметрам:

  • Умеет ли Ваш ребенок себя вести в общественных местах?
  • Можно ли сказать, что ваш ребенок является крепким, выносливым, способен ли он справляться со школьными нагрузками?
  • Нормально ли развиты зрение, слух?
  • Хорошо ли развитии у него рука?
  • Хочет ли Ваш ребенок ходить в школу?
  • Считаете ли Вы его хорошо подготовленным к школе? и т.п.

Варианты ответов: (да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да, нет).

Анализ полученных данных показал, что все родители уверены в том, что дети готовы к школе и имеют показатели, соответствующие возрастной норме.   13% отнеслись к своим детям слишком критично, занизив знания и умения своих детей. Результаты нашей диагностики показали – все дошкольники нашей группы готовы к школьному обучению, но 30% из них, предрасположены к испытанию трудностей в период школьной адаптации.

Параллельно с опросом родителей нами были опрошены дети по теме: «Что такое школа?» Дошкольники составляли рассказы о школе. Опрос показал, что почти все дети группы имеют правильные представления о школе: их интересует не школьная атрибутика, а возможность узнавать новое, интересное и то, что в школе можно приобрести новых друзей. Большинство детей хотят учиться, уверены, что будут учиться хорошо. Однако, 18% не заинтересованы в школьном обучении, им больше нравится играть на переменах с друзьями.

Приведем некоторые примеры рассказов.

«Школа нужна для того, чтобы учиться, чтобы стать полицейским, чтобы быть умным и получать пятерки».          

Хотела бы выделить   следующие трудности, с которыми  сталкиваемся  при подготовке  детей в школу: в первую очередь - недостаточно развитая моторика руки.   И поэтому детям больше даем  лепить, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращаем внимание на качество раскрашивания.  

Очень важно для первоклассника, чтобы его поддержали родители, помогали, ведь это переход ребенка на другую социальную ступень. Мамы и папы должны стать активными участниками учебно-воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Проблема подготовки детей к обучению в школе».

«Источники способностей и дарования детей –на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,идут тончайшие ручейки, которые питают источниктворческой мысли».В.А. Сухомлинский...

Проблемы подготовки детей к обучению в школе в педагогике и психологии

Проблема подготовки детей к обучению в школе в педагогике и психологии...

Консультация учителя-логопеда для родителей «Как предупредить трудности обучения в школе»

Многие первоклассники испытывают затруднения в звуковом анализе слов и фонематическом восприятии звуков. Эти затруднения, в свою очередь, могут привести к нарушениям письменной речи. Своевременное выя...

Совместная работа учителя-логопеда, воспитателей, узких специалистов и родителей по обучению грамоте с целью подготовки детей к обучению в школе.

Аннотация: В данной статье рассматривается опыт работы педагогов ДОУ по обучению грамоте детей  коррекционной логопедической группы. Раскрывается актуальность и  система работы по данн...

Проблема подготовки детей к обучению в школе в современной педагогике и психологии

Проблема подготовки детей к школе - это одна из главных проблем в дошкольной педагогике и психологии. Интерес к данной проблеме не иссякает, как со стороны исследователей российских ученых, так и сред...

“Особенности психологической готовности детей с ТНР к обучению в школе. Основные рекомендации для родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”.

В консультации для родителей детей подготовительных групп рассказывается об особенностях психологической готовности детей с ТНР  к обучению в школе. Раскрываются основные рекомендации для родител...