Проект :"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством УНТ"
проект (младшая группа) по теме

Баклушина Людмила Михайловна

Возможность использования УНТ в дошкольном учреждении для развития речи детей обусловлена спецификой содержания и формами произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольника. Дети хорошо воспринимают фольклор, благодаря их мягкому юмору, знакомым жизненным ситуациям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             Структура проекта

  1. Пояснительная  записка
  2. Визитная  карточка  проекта « Развитие речи младших дошкольников средствами устного народного творчества »
  1. Автор  проекта: Баклушина  Людмила  Михайловна
  2. Описание  проекта
  3. Предмет
  4. Основа  проекта
  5. Дидактические  цели
  6. Задачи
  7. Ожидаемые  результаты
  8. Сведения  о  проекте
  9. Трансляция  проекта
  10. Материалы  для  дифференцированного  обучения
  11. Материалы  и  ресурсы, необходимые  для  реализации  проекта
  1. Приложения
  • Фотографии;
  • Фиксация  впечатлений  детей;
  • Поделки, рисунки;
  • Фиксационные  карты.

                                     

  1.                         Пояснительная  записка

   Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выраженный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способности и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления

о нём. Почему наши дети плохо говорят? Может быть потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть: разрешение любого конфликта.

   Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создаются уникальные условия для развития речи детей, мышления, мотивации поведения, накопление положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие  эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь ребёнка, превращает её в скучную, маловыразительную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

        Гипотеза проекта.

   Возможность использования устного народного творчества в дошкольных образовательных учреждениях для развития речи детей обусловлена спецификой содержания и формой произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольника. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения, благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Если использовать устное народное творчество наряду с современными методами обучения, улучшится речь ребёнка, повысится уровень познавательных и коммуникативных способностей детей.

  1.                     Визитная  карточка  проекта:                                                                                      

« Развитие речи младших дошкольников средствами

                                      устного народного творчества »

  1. Автор  проекта:  Баклушина  Людмила  Михайловна

Должность:  воспитатель, первая  квалификационная  категория

Регион:  Пермский  край

Населённый  пункт:  г. Пермь, Индустриальный район

МАДОУ  « Детский  сад  №  12 »: « Чебурашка »

  1. Описание  проекта: « Развитие речи младших дошкольников средствами устного народного творчества »

  1. этап:  Подготовительный:

  • Подбор и изучение методической литературы; оформление теоретического материала.
  • Подготовка целей, задач.
  • Разработка перспективного плана работы, конспектов занятий, консультаций, практикума и развлечения с родителями, папки передвижки по теме.
  • Подбор наглядного материала:

--  книги с  произведениями  русского фольклора;

--  составление картотеки  с потешками,  хороводными играми;

--  альбомы с иллюстрациями;

--  дидактические и настольные игры;

--  раскраски.

2  этап:   Практический :

Выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом.

                         Методы и формы работы:

С детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога

 с детьми -  использование малых форм фольклора в режимных моментах;   проведение игровых  занятий по различным видам деятельности;

- дидактические, настольные, сюжетно-ролевые и хороводные  игры;

-  чтение и рассматривание книг, альбомов с иллюстрациями;

-  проигрывание диалогов сказочных  героев с использованием фланелеграфа;

- распевание песенок;

- обыгрывание потешек с игрушками.

С родителями – оформление папки передвижки;

                         -- проведение консультаций;

                        -- практикум для родителей;

                        -- совместное развлечение с детьми.

С педагогами – проведение консультации по теме проекта.

3 этап:   Заключительный:

            -- обобщение результатов работы, их анализ;

              -- формулировка выводов.

  1. Предмет

Области:

  • Познавательная деятельность.

Цель: Познакомить детей с окружающим миром, природой, с укладом жизни и быта русского народа.

  • Речевая деятельность.

Цель: Развивать диалогическую и монологическую  речь детей, обогащать словарь, расширять кругозор.

  • Художественно-эстетическая деятельность.

Цель: Формировать творческие способности детей на основе народного фольклора.

  • Социально-коммуникативная деятельность.

Цель: Формирование представлений о нравственно-ценных нормах и правилах поведения.

  • Музыкальная деятельность.

Цель: Развивать выразительность образа через музыкально-дидактические игры.

  • Двигательная деятельность.

Цель: Упражнять в умении согласовывать свои действия с текстом произведений русского фольклора.

  1.    Основа  проекта

Участники

Воспитатель:  Баклушина Людмила Михайловна

Дети: младшей группы  2 в количестве 30 человек

Продолжительность  проекта:  1 год – сентябрь  2015г. – май  2016г.

  1. Цель проекта: Развитие речевых способностей детей на основе устного народного творчества.

  1. Задачи проекта:

  1. Обучающая – Знакомить детей с окружающим миром, природой, с укладом

                             жизни и быта русского народа.

                         -- Формировать предпосылки поисковой деятельности,

                             положительного настроения,  организованную учебную

                             деятельность.

  1. Развивающая – Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  2. Воспитывающая – Воспитывать эстетические чувства при знакомстве

                                      с образцами устного народного творчества.

                                                         

  1. Ожидаемые  результаты:  

  • Познакомить детей с окружающим миром, природой / растения, животные, птицы/,  с укладом жизни и быта русского народа.
  • Обогатить социальный опыт детей, расширится кругозор детей.
  • У детей повысится интерес к устному народному творчеству.
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
  • Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
  • У детей сформируются представления о нравственно-ценных нормах и правилах поведения.
  • Сформируется коммуникативная и социальная компетентность детей.
  • У родителей сформируются представления о создании благоприятного, эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребёнка.
  • Родители будут вовлечены в единое пространство « семья – детский сад ».

  1.                         Сведения  о  проекте

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное  использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребёнка, его фантазию и воображение, влияет на его духовное развитие, учит определённым нравственным нормам. Детский фольклор даёт нам возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщать его к народной поэзии.

С колыбельными песнями начинают знакомить детей ещё в раннем детстве, что позволяет малышам запоминать слова и формы словосочетаний, осваивать логическую и грамматическую стороны речи.

Потешки, пестушки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи.

Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

                                               Учебный  материал

  • Книги с произведениями устного народного творчества.
  • Картотека с потешками, хороводными играми.
  • Перспективный план работы .
  • Альбомы с иллюстрациями форм фольклора.
  • Сюжетно-ролевые игры.

  1. Трансляция  проекта:

На  педагогическом  совете  --  май  2016г.

  1. Материалы  для дифференцированного обучения:

  • Конспекты занятий, развлечений.
  • Дидактические, настольно-печатные игры.

  1. Материалы и ресурсы, необходимые для реализации  проекта:
  • Оборудование: --  магнитофон;

                           --  фланелеграф;

                           --  атрибуты: флажки, ленты, кольца, султанчики и др.;

                           --  игрушки для обыгрывания диалогов сказочных героев.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр в рамках семейного клуба

Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр в рамках семейного клуба" разработан для развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дид...

Проект "«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством разнообразных видов театрализованной деятельности». Название творческого проекта: «Волшебный мир театра"

Принятие Министерством образования и науки РФ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) обусловил необходимость важных изменений в определении со...

Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности". Творческое название «Мы играем и поём».

Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Театр – это не просто игра, театр &ndash...

Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интел...

Образовательный проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»...

Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности».

Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством  развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности»....

Проект « Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений».

В наше время, всё чаще мы сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей. Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточной сформированностью речи у детей; недостаточный...