Проект Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр в рамках семейного клуба
проект по логопедии (младшая группа) по теме

Бирюкова Евгения Борисовна

 

Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр в рамках семейного клуба" разработан для развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.Реализация проекта осуществляется в рамках семейного клуба "Говорунчики". В рамках проекта происходит тесное  сотрудничество педагогов и родителей. 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_biryukovoy_e.b.docx97.72 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Поможем малышам красиво говорить» 

/ Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр /

2012-2014 гг.

Автор проекта:

Бирюкова Евгения Борисовна-учитель-логопед I квалификационной категории

Участники:

воспитатели 1 младшей группы;

воспитатели 2 младшей группы;

воспитатели средней группы;

дети 1 младшей группы;

дети 2 младшей группы;

дети средней группы;

родители воспитанников.

База проекта:

1-я  и 2-я младшая, средняя группы МДОУ «Детский сад №1 «Берёзка»

Этапы реализации проекта:

1 этап: организационный  (сентябрь-ноябрь 2012 г., сентябрь 2013 г.)

2 этап: практический (декабрь 2012 г.-апрель 2013 г., октябрь 2013 г. – апрель 2014 г.)

3 этап: заключительный (май 2014 г.) 

Проект «Поможем малышам красиво говорить» (Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр)

Содержание

  1. Актуальность проекта………………………………………………………...3
  2. Программа исследования

- Цель проекта…………………………………………………………………4

- Задачи проекта……………………………………………………………….4

-Гипотеза………………………………………………………………………4

- Участники проекта…………………………………………………………..4

-Новизна проекта……………………………………………………………...4

-Практическая значимость проекта………………………………………….5

- Предполагаемый результат проекта………………………………………..5

            - Основные принципы реализации проекта…………………………………5

            -Содержание проекта…………………………………………………………6

  1. Основные этапы реализации проекта «Поможем малышам красиво говорить» …………………………………………………………………..7
  2. Выводы……………………………………………………………………..9

Итоги проекта……………………………………………………………..14

Дальнейшие перспективы реализации проекта…………………….......14

  1. Список литературы……………………………………………………….15

Приложения

  1.  Диагностика детей младшего дошкольного возраста.
  2. Программа работы семейного клуба «Говорунчики».
  3. Программа работы кружка «Говоришки».
  4. Положение о семейном клубе «Говорунчики».
  5. Материально-техническое и методическое оснащение логопедического кабинета.
  6. Консультации для педагогов и родителей.
  7. План самообразования.
  8. Конспекты занятий.
  1. I.Актуальность проекта

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Именно ранний, младший дошкольный возраст наиболее благоприятны для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста и профилактику речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста. В основе проекта обучение и коррекционно-развивающее развитие. Воздействие дидактических игр на психическое развитие ребенка с речевыми нарушениями неоспоримо. Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка.

Педагогическая целесообразность использования коллективных дидактических игр в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в игровую деятельность.

II. Программа исследования

 

Цель: развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Профилактика  речевых нарушений  через дидактические игры.

Стимуляция активной речи детей, за счет обогащения словарного запаса и расширения зоны общения с взрослыми.

Задачи:

  • целенаправленно обогащать словарь детей; закреплять и активизировать   лексический материал на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;
  • формировать потребность детей в общении с взрослыми и сверстниками посредством речи;
  • создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через дидактическую игру;
  •  совершенствовать пропаганду логопедических знаний среди воспитателей и родителей;
  •  совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики;
  • начать освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;
  • использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
  •  развивать слуховое внимание, слуховую память и фонематическое восприятие;
  • развивать память, внимание, мышление.

Гипотеза:

Использование дидактических игр логопедического характера в раннем и младшем дошкольном возрасте является профилактикой речевых нарушений.

Участники проекта:

- Учитель-логопед

- Воспитатель

- Родители

- Дети

Новизна проекта

  • акцент на своеобразие начального периода подготовки к коррекционной работе с детьми младшего дошкольного возраста,
  •  активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения;
  • использование новых технологий: планирование материала по лексическому принципу, логопедические методы и приёмы в работе воспитателя;
  • интегративность, в соответствии, с которой целенаправленная работа по развитию речи включается в целостный педагогический процесс.

Практическая значимость проекта: включение родителей в единое образовательное пространство через организацию семейного клуба «Говорунчики»; разработка методических мероприятий совместно с детьми и родителями. 

Предполагаемый результат проекта:

-систематическая работа семейного клуба;

-проведение кружковой работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста;

-укрепление и обогащение предметно-развивающей среды группы;

-обогащение игротеки дидактических игр по развитию речи;

-повышение уровня педагогической компетентности родителей;

-улучшение артикуляционной моторики детей;

-позитивное взаимодействие детей в коллективе;

-целостное воздействие на речевую систему;

-речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.

-укрепление и обогащение предметно-развивающей среды группы;

-обогащение игротеки дидактических игр по развитию речи;

-повышение уровня педагогической компетентности родителей.

Основные принципы реализации проекта:

  1. Принцип доступности – обучение и воспитание ребёнка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
  2. Принцип гуманистичности – предполагает индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребёнка.
  3. Принцип деятельности – развитие речи осуществляется через различные виды детской деятельности.
  4. Принцип интеграции – необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
  5. Принцип системности – решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ и семьи.
  6. Принцип преемственности – организация и поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого и разновозрастного развития.
  7. Принцип регионализма – использование объектов культуры своей местности с учётом историко-географических и этнографических особенностей.

Содержание проекта.

Разработка и реализация системы педагогических мероприятий, связанных с решением проблемы:

1. Создание программы, в которой обозначены проблема, задачи игровой деятельности в логопедической работе, принципы реализации, основные направления, рекомендуемые методы и приемы, виды деятельности, организация учебно-воспитательного процесса, предложенная система, это:

- ориентировка на широкое использование дидактических игр, развивающей предметно-игровой среды, созданной в учреждении на углубленное развитие речевой системы в течении всего учебного года;

- организация разнообразной и регулярной деятельности детей в игровой зоне: культура и техника речи, основы дидактических игр, речевые игры и упражнения;

- широкое использование специальной учебной и детской литературы;

- совместная деятельность родителей и детей;

- регулярное включение игровой деятельности, обучающих ситуаций в систему обучения и воспитания;

- оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий в повседневной жизни открытые занятия.

2. Разработка и практическое использование перспективного плана на учебный год детей младшего дошкольного возраста (2013-2014 уч. г.), среднего возраста (2013-2014 уч.г.);

3. Взаимодействие с родителями (собрания, помощь в изготовлении наглядно – практического материала).

4. Работа семейного клуба «Говорунчики».

5.Диагностическая работа по определению эффективности педагогического воздействия. Использовалась методика Исениной "Изучение понимания речи" в обработке Казбановой С.В.(Приложение 1.)

6. Создание дидактической игровой зоны.

7. Подготовка и заинтересованность воспитателей; подбор игр и упражнений с учетом возраста.

Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одному и тому же элементу несколько раз способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса. Дидактические игры, в своём многообразии, позволяют добиться желаемого результата.

III. Основные этапы реализации проекта «Поможем малышам красиво говорить»

Этапы

Формы работы

Деятельность педагога

Работа с детьми

Работа с родителями

Первый этап

организационный

(подготовительный)

(сентябрь-ноябрь 2012 г.)

Выдвижение   гипотезы, определение цели и задач проекта.

Изучение необходимой литературы, подбор методического материала.

Разработка тематического плана для реализации проекта.

Диагностирование детей, целью которого является выявление отставания в развитии речи с последующей индивидуальной работой.

Разработка программы кружка «Говоришки». (Приложение 2.)

Разработка положения о семейном клубе «Говорунчики». (Приложение 3.)

Разработка программы работы семейного клуба «Говорунчики». (Приложение 4.)

Анкетирование родителей

Цель: выявление любимых видов деятельности в домашних условиях

Считают ли родители что их ребенок хорошо разговаривает, соответственно возрастным возможностям?

да ; наверно; нет

Имеются ли дидактические игрушки по возрасту?

да ;нет

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников?

Как часто играют с ребенком дома?

Проведение организационного родительского собрания «Семейный клуб – как одна из форм совместной работы педагогов и родителей по воспитанию  и развитию детей дошкольного возраста».

Второй этап

практический

(реализация намеченных планов)

(декабрь 2012 г.-апрель 2014 г.)

  • Совместная работа со специалистами ДОУ.
  • Разработка конспектов занятий, консультаций для педагогов и родителей.
  • Оформление промежуточных результатов.

 

 

—Анкетирование «Развитие речи детей».

—Проведение просветительской работы (консультации, рекомендации).

—Посещение семьи.

—Индивидуальные беседы.

—  Изготовление

буклетов, памяток.

Проведение заседаний семейного клуба «Говорунчики».

Изготовление дидактических игр силами родителей. В творческой мастерской клуба.

Практическая работа с детьми по плану реализации проекта (в течение учебного года)

 

 Реализация программы кружка «Говорушки» по плану коррекционно-профилактической работы с детьми. (Приложения 2 и 3.)

Практическая работа с родителями по плану реализации проекта (в течение учебного года)

 Реализация программы работы семейного клуба «Говорунчики».

Третий этап заключительный (обобщающий) (май 2014 г.) 

 

  • Диагностирование детей с целью определения уровня усвоения материала в рамках реализации проекта.
  • Распространение опыта работы.
  • Проведение открытых мероприятий.
  • Публикации, участие в семинарах, научно-практических конференциях.
  • Оформление результатов работы над проектом в виде отчёта, таблиц и диаграмм.
  • Анализ результатов реализации проекта.
  • Презентация проекта.

  • Заключительное заседание семейного клуба «Говорунчики».
  • Открытое совместное мероприятие.

Выводы:

В процессе реализации проекта:

—Большое внимание уделяется организации предметно-развивающей среды. Создаются условия для проведения дидактических игр.

—В группе оформляется пространственная среда таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.

—Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.

—В играх с дидактическим материалом у детей закрепляются знания о величине, форме, цвете предметов, развиваются память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.

—В условиях современности, главной задачей образования является подготовка к школьному обучению. Данный проект помогает эффективно решать эту задачу, начиная с детьми раннего возраста.

В результате работы интенсивно развиваются смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция, речевое дыхание.

В процессе реализации проекта значительно обогатилась картотека речевых игр в группах, были разработаны консультации, памятки и буклеты для педагогов и родителей.

Уровень развития речи детей определялся по методике Исениной "Изучение понимания речи" в обработке Казбановой С.В. Данные о результатах диагностики заносятся в таблицы и строятся диаграммы.

Таблица 1. Результаты диагностики развития речи детей 1 младшей группы (2012-2013 уч.г.).

Уровни развития

1.Слуховое внимание

2.Воспроизведение звукоподражаний

3.Связная речь

4.Предметный словарь

5.Словарь действий

6.Словарь определений

7.Грамматический строй речи

н. г.

к.г.

н. г.

к.г.

н. г.

к.г.

н. г.

к.г.

н. г.

к.г.

н. г.

к.г.

 н. г.

к.г.

Высокий

0%

50%

46%

70%

13%

40%

13%

65%

20%

45%

27%

35%

0%

18%

Средний

27%

36%

46%

30%

27%

30%

60%

30%

20%

40%

27%

42%

6%

36%

Низкий

73%

14%

8%

0%

60%

30%

27%

5%

60%

15%

46%

23%

94%

46%

Диаграмма результатов диагностики развития речи детей 1 младшей группы (2012-2013 уч.г.) 1.

 

По результатам первого года работы над проектом выявились следующие проблемы:

Незначительная динамика по таким пунктам, как словарь действий и определений, грамматический строй речи. То есть для детей составляют трудности образования слов с уменьшительно-ласкательной формой, образование существительных в родительном падеже.

Таблица 2. Результаты диагностики развития речи детей 2 младшей группы (2013-2014 уч.г.).

Уровни  развития

1.Обследование словаря

2.Обследование грамматического строя

             3.Связная речь

1.1.Предметный словарь

1.2.Глагольный словарь

1.3.Словарь наречий    

1.4.Словарь

 прилагательных

1.5.Части целого

2.1.Согласование сущ. с прил.

2.2.Образование сущ. ед. и мн. ч.

2.3.Образование сущ. мн.ч.  Р.п.

2.4.Употребление предложно-падежных конструкций

 н. г.

к.г.

н. г.

к.г.

н. г.

к.г.

н. г.

к.г.

н. г.

к.г.

н.г.

 к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.    

  Высокий

81%

90%

62%

80%

0%

10%

0%

25%

10%

85%

0%

25%

14%

43%

14%

28%

0%

19%

29%

85%

  Средний

14%

10%

29%

20%

29%

42%

67%

41%

43%

15%

33%

34%

29%

43%

38%

46%

48%

43%

52%

15%

  Низкий

5%

0%

9%

0%

71%

48%

33%

34%

47%

0%

67%

41%

57%

14%

48%

26%

52%

38%

19%

0%

Диаграмма результатов диагностики развития речи детей 2 младшей группы (2013-2014 уч.г.) 2.

Результаты работы на втором году более продуктивные. Остаются сложности с грамматическим строем речи – образование существительных множественного числа родительного падежа, употребление предложно-падежных форм, при выполнении заданий педагога дети испытывают трудности. Значительно улучшилось состояние связной речи. Дети легко пересказывают знакомые сказки, эмоционально передают основную мысль текста, пробуют инсценировать отдельные эпизоды.

Результаты диагностики развития речи детей средней группы (2014-2015 уч.г.).

Уровни развития

1.Состояние  звукопроизношения

2. Лексический строй речи

3. Словообразование

4. Слоговая структура слова

5. Грамматический строй речи

6. Связная речь

н. г.

к.г.

н. г.

к.г.

н. г.

к.г.

н. г.

к.г.

н. г.

к.г.

н. г.

к.г.

Высокий

0%

50%

75%

90%

13%

40%

13%

65%

30%

48%

50%

85%

Средний

20%

36%

17%

10%

27%

30%

60%

30%

40%

37%

35%

42%

Низкий

77%

14%

8%

0%

60%

30%

27%

5%

30%

15%

15%

23%

Диаграмма результатов диагностики развития речи детей средней группы (2014-2015 уч.г.) 3.

По результатам диагностики средней группы на начало года можно сделать главный вывод, что первоначальная гипотеза о том, что использование дидактических игр логопедического характера в раннем и младшем дошкольном возрасте является профилактикой речевых нарушений подтвердилась, так как значительно улучшилось состояние развития речи. Подтверждением этому служит сравнительный анализ уровня речевого развития средних групп за 3 года.

Анализ уровня речевого развития средних групп за 3 года 4.

Из данной диаграммы видно, что проводимая по проекту работа даёт свои результаты. Улучшилась артикуляционная моторика детей, о чём говорит состояние звукопроизношения. Всё ещё требуется уделять больше внимания грамматическому строю речи и слоговой структуре слова.

По работе с родителями можно сказать, что педагогическая компетентность родителей улучшилась. Родители стали больше уделять внимание проблемам речевого развития, стали более грамотно подходить к подбору игр и игрушек, стали более лояльно относиться к просьбам воспитателям в помощи по организации предметно-пространственной среды группы.

Таким образом, после проведения практического этапа, где проводилась работа с детьми и родителями, произошли значительные изменения. Использование различных традиционных, инновационных  и здоровьесберегающих технологий помогло в решении таких задач как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи,  что способствовало  повышению уровня развития речи детей. У детей  повысился интерес к процессу обучения, появились  навыки самостоятельной работы и самоконтроля. 

В результате практической деятельности можно сделать следующие выводы:

  1. Развитие речи детей значительно улучшилось по сравнению с прошлыми годами.
  2. Проведённое исследование подтверждает первоначальную гипотезу о том, что использование дидактических игр логопедического характера в раннем и младшем дошкольном возрасте является профилактикой речевых нарушений.

Итоги проекта:

Благодаря проделанной работе по развитию речи детей, по обогащению предметно-пространственной среды, по обогащению картотек речевых игр и т.п.  речь детей, артикуляционная моторика, общая и мелкая моторика значительно улучшилась; с уверенность можно говорить о качественном составе активного словаря детей; сформировалась потребность детей в речевом общении со сверстниками и взрослыми.

В работе с родителями также видны свои результаты: заметно повысился интерес со стороны родителей к проблемам воспитания и развития детей, повысилась их педагогическая компетентность. Родители стали проявлять собственную инициативу при организации совместных мероприятий с детьми. Благодаря участию родителей в творческой мастерской семейного клуба улучшилась и обогатилась дидактическая база групп.

Были разработаны рабочие программы семейного клуба, кружка, составлены перспективные планы работы, разработано положение о семейном клубе «Говорунчики», пополнилась база методического обеспечения – конспекты, картотеки, консультации, дидактические игры.

Дальнейшие перспективы реализации проекта:

Итак, организованная работа по данному проекту имеет стабильные результаты, что даёт повод для того, чтобы продолжать начатую работу и в дальнейшем. В перспективе планирую ежегодно привлекать родителей младших групп к совместной с педагогами и детьми деятельности по воспитанию и развитию детей. В перспективе – создание консультаций для родителей в сопровождении презентаций, для подкрепления слуховой информации зрительной, для более лучшего усвоения. Планирую поделиться опытом работы с коллегами на различных семинарах.

Таким образом,  реализация проекта позволила своевременно скорректировать имеющиеся нарушения произносительной стороны речи у ребенка и в дальнейшем  окажет существенное влияние не только на развитие речи детей, но и на общее развитие детей и в дальнейшем на качество школьного обучения.

Процесс формирования речи осуществлялся на основе междисциплинарного подхода, который позволил в комплексе решать логопедические и психологические вопросы развития речи детей.  Данный проект помог детям преодолеть имеющие нарушения речи, помог им стать более раскрепощёнными, общительными как со сверстниками, так и с взрослыми.

Список литературы

  1. www.angelochek.ru
  2. www.festival.1september.ru
  3. www.ourkids.ru
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду – М., 1991.
  5. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Развиваем речь малыша: Комплексная методика развития речи детей 2-3 лет. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.
  6. Галанова Т.В. « Развивающие игры с малышами до 3х лет», Ярославль, 1996г, 240с.
  7.  Гашкова Л.А., Бойцова Т.Ю. Коррекционно-профилактическая работа с детьми 3-4 лет.- //Логопед, №4,2012,с.29.
  8. Жукова Н. С. Учимся, играя. М., 1998.
  9. ЖуковскаяР.И. Игра и её педагогическое значение – М.,1975.
  10. Журнал "Дошкольная педагогика"2007/ноябрь.
  11. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.–М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.– 191 с: ил.
  12. Комплексное сопровождение детей 2-4 лет с речевыми нарушениями: диагностика, планирование, рекомендации, конспекты занятий, лингвистический материал/авт.-сост. С. Ю. Шерстобитова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  13. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов : Николаев, 2005.
  14. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.,1981.
  15. Мендерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре – М.,1982.
  16. Нищева Н.В. Организация Коррекционно – развивающей работы в младшей группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.
  17. Новосёлова С.Л. «Дидактические игры с малышами до 3х лет».
  18. Особый младенец: методические материалы к открытию служб ранней помощи детям с отклонениями в развитии в ДОУ: составители И. Б. Козина, О.М.Салакина. – Йошкар-Ола: МО РМЭ, ГОУ РМЭ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство», 2008.
  19. Программа А.Г. Григорьевой «Кроха».
  20. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой В. А. – М.: Просвещение, 2011.
  21. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979.
  22. Соловьёва Е. Адаптация ребёнка к условиям детского сада».//Дошкольное воспитание, №8 1993,с.21.
  23. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.,1982.
  24. ШвайкоГ.С. Игры и игровые упражнения для развития речи – М.,1988.
  25. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб: «речь», 2005.
  26. Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - 360 с. (Серия "Сам себе психолог")