Главные вкладки

    Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
    консультация по развитию речи (младшая группа)

    Клышникова Тамара Николаевна

    С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи.Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

    С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи.

    Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.

    Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности, игре. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых рассказов, сказок.

     Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не на учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

    Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

    С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.

    Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.

    Участие воспитателя в свободных играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Он должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка. Руководя наблюдениями детей при ознакомлении их с окружающей средой, воспитатель должен содействовать тому, чтобы наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть, и в языке, своих положительных, лучших сторон.

    Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Задача таких игр обучить ребенка новым словам, их правильному произношению, научить склонять и использовать речь связно.

    Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и усвоения знаний на основе игровой формы.

    Как форма обучения детей дидактическая игра содержит два начала: непосредственно образовательная деятельность (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети играя, учатся.

    Дидактические игры выполняют две основные функции – обучающую и развивающую. «Обучающая функция достигается за счет проблемного содержания игры и дидактической цели» В игровой ситуации дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи. «Развивающая функция дидактической игры состоит в том, что в ней формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры»

    Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: дидактическая  задача, игровые действия и правила

    Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры. В дидактической игре задача носит игровой характер и определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

    Игровое действие – это, по определению Д.Б. Эльконина, «проявление активности детей в игровых целях» В.Н. Аванесова пишет: «Если проанализировать игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения»

    Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими.

    В игровой деятельности любых форм формируются положительные качества личности ребенка; игра совершенствует навыки, полученные на занятиях. В ходе дидактической игры у ребенка развивается наблюдательность, одно из важнейших качеств, необходимых для достижения успешного результата.

    Особенно отчетливо связь речевого и умственного развития проявляется при формировании связной речи, которую отличают содержательность, логичность, последовательность. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры.

    Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.

    В работе с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать комплекс таких игр, в состав которого включены:

    1. Игры на расширение словарного запаса детей («Кукла Катя идет на прогулку», «Угадай по описанию», «Подбери посуду для куклы», «На птичьем дворе», «Чудесный мешочек» и др.).
    2.  Игры на развитие звуковой культуры речи («Петушок», «Угадай, что звучит», «У куклы болят зубы», «Скажи, что ты слышишь?», «Поезд» и др.).
    3. Игры на развитие фонематического слуха («Узнай по голосу», «Кто как кричит», «Полянка», «Шумовые баночки», «Чудесный паровозик», «Громко – тихо», «Медленно – быстро» и др.).
    4. Игры на развитие грамматического строя речи («Назови предметы», «Какого это цвета», «Кто что делает», «Кто пришел и кто ушел», «Один – много». «Чего не стало» и др.).
    5. Игры на развитие связной речи («Разноцветный сундучок», «Лото», «Что делает мишка (зайчик, собачка и т.п.)», «Купание куклы», «Маша обедает», «У кого кто?», «Теремок», «Подарки» и др.).

    Используя дидактические игры по развитию речи в работе, воспитатель помогает детям в более доступной для них форме овладеть навыками правильной и грамотной речи. 

    Таким образом, если дидактические игры подобраны в соответствии с детскими возрастными потребностями, правильно проведены, то они, безусловно, будут иметь успех. Обучение связной и грамотной речи игровым способом должно быть регулярным. 

    Список используемой  литературы:
    1. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.

    1. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 1991.
    2. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4.
    3. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель-пресс, 2004.
    4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. 3-4 года. Наглядное пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр в рамках семейного клуба

    Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр в рамках семейного клуба" разработан для развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дид...

    РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

    Младший дошкольный возраст (3-4 года) – благоприятный период для развития речи детей.Дидактическая игра (от греч. didaktikos – поучительный) – «специально созданная игра, выполняющая определенную дида...

    Статья «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.»

    Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Стабильно высоким остается процент дошко...

    Статья на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

    Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр....

    Методическая разработка по теме "Развитие речи детей младшего школьного возраста посредствам дидактической игры"

    Основные задачи по развитию речи детей младшего дошкольного возраста определены в ФГОС ДО и примерных основных образовательных программах дошкольного образования. Анализ психолого-педагогической ...