Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
статья (подготовительная группа) на тему

Добшинская Ирина Вячеславовна

ФГОС ДО обозначили среди основных приоритетов  организацию эффективного гражданского и патриотического воспитания. представляем вашему вниманию опыт гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Добшинская И.В., воспитатель МАДОУ  № 385 г.Н.Новгорода

   Наше учреждение с 2011года является экспериментальной площадкой НИРО по теме: «Воспитание основ российской гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста». Необходимость эксперимента обусловлена появлением новых задач и приоритетных направлений в области российского образования. В числе основных приоритетов обозначена организация эффективного гражданского и патриотического воспитания, которое необходимо начинать с дошкольного возраста, где происходит формирование самосознание ребенка, формируется представления о себе, осознание своей принадлежности к определенному полу, семье, народу, государству

     Гражданско-патриотическое  воспитание детей дошкольного возраста  рассматривается как процесс:

  • формирования гражданско-патриотических знаний, взглядов и

убеждений  патриотического характера;

  • формирования эмоционального положительного отношения и чувства 

сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному наследию своего народа, воспитание любви и уважения к своей нации,  чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

  • а также формирования практических умений и навыков,

необходимых для самостоятельной деятельности гражданско-патриотического характера (готовности к труду и защите родной земли).

      В тоже время, наряду с обозначенной государством необходимостью гражданско- патриотического воспитания с дошкольного возраста, отсутствует единый подход к концептуальной, содержательной и технологической сторонам  этого процесса в детском саду.

     Данная потребность в практике детского сада обусловила выбор темы нашего исследования.

   В начале учебного года с целью  изучение уровня развития когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов патриотизма посредством диагностических методик Е.А.Казаевой проводился мониторинг.

     По его результатам был сделан вывод о том, что дети имеют недостаточный уровень развития компонентов патриотизма, особенно  поведенческого, имея некоторые представления гражданско-патриотического характера, не могут реализовать это в реальной действительности.

     Результаты обследования обусловили постановку задач дальнейшей работы с дошкольниками.

     Для решения поставленных задач была разработана методика работы, опирающая на подходы Н.Г.Комратовой, О.ОЛ.Князевой, М.Д.Маханевой и состоящая из трех основных этапов:

На 1 этапе осуществлялось формирование знаний, умений и чувств гражданско-патриотического характера

На 2 этапе –  закрепление, уточнение полученного опыта

На 3 этапе – обобщение опыта

     Система работы по гражданско-патриотическому воспитания включала несколько проектов:  

    Проект «Семейный очаг»: Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, бережно относится к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Уважение к старшим всегда считалось одной из главных добродетелей русского человека.

     В рамках подпроекта: «Загляните в семейный альбом» детям вместе с родителями было предложено заглянуть в свои семейные альбомы, рассмотреть фотографии родственников, послушать рассказы о них: кем они были, как жили, какие были у них традиции. Узнать историю образования  семьи, родословную. Интерес к своему прошлому, к корням, настолько захватило детей и родителей, общими усилиями была оформлена одноименная  выставка, где разместились фотографии нескольких поколений,  а также фото семейных традиций, которых придерживаются и сейчас.  Детские проекты были собраны в  общий  альбом, который хранится в группе. При желании дети могут вновь и вновь прикоснуться к истории своей семьи.

     В ходе работы над подпроектом  «Расти здоровым» дети поделились своими знаниями о здоровом образе жизни, о том, что делают в их  семье, чтобы оставаться здоровыми. Родители охотно делились секретами семейного оздоровления: о пользе здорового питания, о закаливании с помощью воды и воздуха, о ценности русской бани. Для подробного ознакомления и  доступности в использовании, все  рецепты оздоровления были собраны в «Сундучок полезных советов» и размещены в родительском уголке.

     В рамках подпроекта «В мире  профессий» дети узнали, что мир профессий – необычный мир. В нем живут не просто люди, а представители разных профессий. Знакомство с ним началось с  профессиями своих родителей. Мама Егора Р. рассказала  ребятам о труде парикмахера. Она показала, как её работа делает людей красивыми. А организованная фотовыставка познакомила детей и с другими профессиями. У ребят появилось чувство гордости за своих родителей и их труд, который приносит пользу людям и стране.

    Следующей ступенькой в нашей работе стал проект «Славный  Нижний», который начали с изучения своего родного Московского района. Для  знакомства с одним из крупных заводов микрорайона послужила беседа «Где строят самолеты». Выяснилось, что у многих детей на «Соколе» работали родственники. Была устроена выставка фотографий. Дедушка  Ромы рассказал  о конвейерном способе изготовления самолетов, показал фотографии основных этапов. Далее состоялась экскурсия к памятнику – самолету. В библиотеке им. Заломова, с которой детский сад сотрудничает уже много лет, детям рассказали, что именно благодаря заводу «Сокол», Московский район стал современным городским районом, а раньше здесь по берегам реки Левинка располагалась деревня Княжиха. У ребят появилось чувство гордости за свой район, за людей, которые живут рядом с ними и делают такие мощные, современные машины. Популярностью пользовались у детей экскурсии по улицам района (Мечникова, Панфиловцев, Баранова), беседы о знаменитых людях, в честь которых  они названы. Дети узнали значение слов: земляки, нижегородцы, горьковчане, горожане.

   При знакомстве с историей возникновения и достопримечательностями Нижнего Новгорода вместе с детьми рассматривали иллюстрации, читали, строили, рисовали современные и старинные дома, Кремль, герб города. Интерес детей к этой теме проявился в продуктивной деятельности: дети собирали самолеты из конструктора, рисовали, изготавливали из бумаги и строительного материала.

.   В рамках подпроекта «Чистый город»  организовывались  экологические акции: «Чистая улица», «Цветущая клумба», «Елочка - зеленая иголочка». Ведь патриотизм проявляется в том числе, и в том,  для своей родины хочется сделать что-то полезное, доброе,  красивое. Просто так, без награды, как для своей мамы, потому что родина и есть мама, только одна на всех.

     Действенным средством патриотического воспитания является русская народная культура. В рамках подпроекта  «Хлеб – наше богатство» дети узнали о роли хлеба в жизни человека. Наши предки – славяне жили в деревнях, работали на земле и питались тем, что выращивали сами – это хлеб, крупы и овощи. Сложилась поговорка: «Гречневая каша матушка наша, а хлебец ржаной – батюшка родной». С древнейших времен выращивание и  выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Сколько труда стоило вырастить хлеб, а потом испечь высокий и пышный каравай. Такое отношение к хлебу хотим сформировать у детей. На Руси говорят: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Ребята и сами стали маленькими кондитерами. Вместе с педагогами группы приготовили тесто для пирога. На кухне повара испекли пирог, который  с удовольствием пробовали сами дети и угощали взрослых. Такого вкусного пирога наши воспитанники не ели никогда, ведь испекли они его на день рождения группы своими руками!  Опыт приготовления изделий из муки продолжился и дальше -  плюшки на Рождество, жаворонки – для встречи перелётных птиц.

     В подпроекте « Как у нас в светелке» дети познакомились с предметами русского быта, фольклорными песнями и танцами, народными инструментами, национальными костюмами. Своими руками изготовили кукол - Мотанки из  ткани и разучили русские народные игры.  Дети и родители принимали активное участие в подготовке праздников, костюмов, обстановки.

          В рамках проекта «Родины сыны»  был создан мини-музей «Богатырская наша силушка», в котором были представлены игрушечные модели богатырских доспехов, металлические солдатики-богатыри, книги, видео-фильмы. Мама  одного воспитанника сшила костюмы трех богатырей. Примеряя их, беря в руки, мечи и щиты, дети  создавали живые картины «Три богатыря». В творческой мастерской  мастерили Змея Горыныча, а затем создавали другую живую картину - «Битва со Змеем».

     В рамках подпроекта «Они защищали Родину» организовали мини-музей «Боевой Славы», куда многие дедушки и папы предоставили  семейные реликвии (ордена, медали за трудовые и боевые подвиги,  фото со времен службы в армии, боевых действий в горячих точках, военные трофеи: фляжки, ремни, погоны). Итогом работы была презентация детских проектов «Защитники в моей семье», где дети демонстрировали фото своих пап, дедушек, прадедушек, рассказывали об их службе.  Интересной формой работы стало создание в группе фотоколлажей «Мой папа - самый лучший».  Работала выставка  семейных поделок военной техники «Мы  с папой - мастера».

     Таким образом, поставленные задачи решались в различных видах деятельности. Для отслеживания динамики уровня было проведено повторное обследование детей. В его проведении использовались те же задания и методы, что и  в начале года.   По итогам проведенной работы можно отметить следующие качественные изменения в поведении и деятельности детей:

  • повысился познавательный интерес и ценностное отношение к объектам русской культуры, стремление к их познанию;
  • сформировалось умение позитивного общения и взаимодействия с окружающими взрослыми и детьми;
  • повысилось стремление к соблюдению собственных прав, не нарушая права окружающих людей, справедливость во взаимоотношениях;
  •  сформировались личностные качества: чувство собственного достоинства, уважение к людям разных национальностей, их образ жизни; бережное  отношению к окружающему природному и социальному миру;   гордости за свою Родину

        Эти данные позволяют утверждать об эффективности разработанной методики и рекомендовать ее применение  в решение задач гражданско-патриотического воспитания дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

данный материал раскрывает систему работы ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста в формировании гражданско - патриотических чувств...

Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам,...

Проект "Формирование гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в перио...

Выступление на городском фестивале "Педагогическая находка" на тему "Формирование гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями".

«Только тот, кто любит,ценит и  уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»....

Выступление на городском фестивале "Педагогическая находка" на тему "Формирование гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями".

laquo;Только тот, кто любит,ценит и  уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»....

Опыт работы по формированию гражданско – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на примере проекта «Подвиг города родного не забудем никогда»

Основные тезисы к презентации по теме "Формирование гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста"...