Опыт работы по формированию гражданско – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на примере проекта «Подвиг города родного не забудем никогда»
статья (подготовительная группа)

Морина Юлия Евгеньевна

Основные тезисы к презентации по теме "Формирование гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_formirovaniyu_grazhdansko.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по формированию гражданско – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на примере проекта «Подвиг города родного не забудем никогда»

Актуальность.  Бытует мнение, что дошкольный возраст – это рано для углубленного ознакомления с темой Великой Отечественной войны, но мы,  на основе многолетнего опыта, готовы поспорить с этим мнением.

Мы используем программу по Петербурговедению, много и довольно подробно говорим о том, как  и почему создавался, рос  наш город, о его архитектуре, памятниках, о его создателе – Петре I.., и на этом как бы всё…  Но ведь Блокада Ленинграда – неотъемлемая часть истории нашего великого города, города – героя, а мы зачастую на уровне бесед 27 января. Мол, зачем углубляться - тяжело, не нужно, рано, успеется еще в школе.  Уверена,  что именно в старшем дошкольном возрасте, именно в силу специфики нашей  более тесной работы с родителями, эту тему «пролистывать» никак нельзя. Потому что, как заметил Николай Добронравов в своем стихотворении « Мы черствеем, как хлеб, которого много» и излишняя любовь к себе отворачивает наши глаза от окружающих.

 На протяжении долгого времени мы работаем с ребятами старшей и подготовительной групп  и видим горячий эмоциональный  отклик  как воспитанников, так  и их родителей. А в современных реалиях тема духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания особенно востребована. Представляем вашему вниманию опыт работы  на примере  долгосрочного проекта «Подвиг города родного не забудем никогда».

  Традиционно знакомство с этой  тяжелой и героической страницей истории нашего города мы начинаем с чтения произведения Геннадия Черкашина «Кукла». Это маленькая повесть о девочке и ее маме,  которые  пережили  блокаду Ленинграда. В повести реалии не показаны в своей ужасающей полноте, а переданы через несколько характерных для того времени картин: замерзший и уснувший трамвай, чай  «белая ночь» без заварки, плачущая бабушка, уронившая в прорубь бидончик, жизнь в детском доме, где мама  девочки воспитатель. Повесть о сердечной памяти, которую отнять невозможно и о грубости и равнодушии, которые ранят вне зависимости от войны.  Именно тема сердечной памяти, тема истинной ценности вещей вылилась потом  в еще один проект, который мы назвали « Семейная реликвия». Проект дает понять детям, что вещи, какими бы прекрасными они не были, могут быть ценны не сами по себе, а лишь благодаря памяти о человеке и любви, явленной через них. Этот проект заслуживает отдельной презентации, просто я не могла не упомянуть о нем, потому что он возник благодаря этой маленькой, написанной простым языком, но такой глубокой  повести « Кукла».

 Замечательные иллюстрации братьев и отца  художников Г.А.В Траугот, в которых Блокадный Ленинград не страшен, он – нереальная, заколдованная местность, из детской памяти, из памяти души. Это родной, любимый, борющийся за свою жизнь город.  И что для нас особенно важно – книга  создана на основе личных воспоминаний и писателя и художников.

 Вторую книгу (Риталия Заславского «Тяпа») о судьбе маленькой  домашней собачки, выживающей  в оккупированном городе, нам уже принесли родители воспитанников.

Конечно, мы читаем и разучиваем  стихи наших прекрасных поэтов: Юрия Воронова,  Александра Городницкого, Николая Добронравова,  Льва Зазерского – все они – дети войны.

Видеоматериалы. Отрывки из фильмов «Зимнее утро» 1967г. Николая Лебедева , « Жила-была девочка» 1944г. Виктора Эйсымонта, «Девочка ищет отца» 1959 г. Льва Голуба. Просмотр фильмов полностью рекомендуем родителям. Многие посмотрели их вместе с детьми. И вызнаете, сколько родителей нам были благодарны за эти рекомендации, многие  до сих пор спрашивают, что еще мы можем посоветовать посмотреть на эту тему,  просто интересуются нашим мнением по поводу тех, или иных новинок кинематографа. ( «Крик тишины», «Сестренка»).

Презентации для показа на интерактивной доске: « Блокадный зоопарк», «Спрятать город», « День Победы ленинградцев». Все материалы мы так же предоставляем для просмотра родителям, все обсуждается в нашей группе ВК.

Просто поверьте на слово, сколько добрых слов и благодарностей мы получаем в ответ. « Мама (или бабушка) плакала» - иногда говорят дети. Мы уверены, что воспитание и начинается с этих вот слез, а не с ношения георгиевской ленточки на рюкзачке.

Подборка мультфильмов о войне: «Салют» 1975, «Легенда о старом маяке»1976, «Солдатская лампа» 1984, «Солдатская сказка» 1983, «Теплый хлеб» 1973, «Василек» 1973, «Партизанская снегурочка» 1981, «Сильные духом крепче стены» 2010, «Жить» 2016, «Два музыканта» 2015.

В нашем детском саду  создана агитбригада  из педагогов. Хореографические, литературно-музыкальные композиции – первыми зрителями становятся воспитанники и родители. Надо ли говорить, что личный пример воспитателей, специалистов невероятно мотивирует и вдохновляет ребят.

Каждый год, ко дню Победы мы создаем  «Наш бессмертный полк» - стенгазету, материалы к которой  о своих родных, участниках Великой Отечественной войны, готовят воспитанники и их семьи. Сколько рассказов, судеб прошло перед нашими глазами за эти годы!

Результатами  нашего долгосрочного проекта, участниками которого, без преувеличения, можно назвать весь детский сад, воспитанников, родителей,  являются  выступления детей на концертах и вечерах памяти,  участие и победы в патриотических  конкурсах и   создание авторского  анимационного фильма о Ленинградском зоопарке в годы Блокады.

Мультфильм из старых рисунков детей блокадного Ленинграда  и современные анимационные натолкнули на мысль, что мы тоже можем попытаться сделать свой фильм. Мы решили, что он будет о подвиге сотрудников Ленинградского зоопарка, которые в невероятных, тяжелейших  условиях блокады  сохранили для города уникальный центр науки и культуры. Ребята очень тронула эта тема. Дети рисовали в свободной деятельности. У них был выбор: играть, или работать.  Причем работать долго, кропотливо, затрачиваясь эмоционально, учитывая критику,  постоянно исправляя и дополняя «кадры» новыми деталями. На рисование ушло 4 месяца. Не вся группа была задействована, только 12 человек, из них в самом конце остались три девочки, которые и закончили фильм. И хоть не все дети внесли свой вклад именно в рисование, но на этапе записи длинного текста, когда нужна была абсолютная тишина, все прониклись  серьезностью и важностью общего дела.  Мы очень гордимся воспитанниками и уверены,  что эта работа останется в их памяти на всю жизнь.

На самом деле, едва ли не основной своей заслугой мы считаем, что нам удается видеть живой отклик именно в родителях воспитанников.  Как я уже говорила, мы получаем долговременную обратную связь. Ведь прожитые вместе тяжелые, но важные и серьезные моменты, эмоции во время  реализации проекта, сплачивают и делают добрыми друзьями, и что тоже немаловажно, повышают наш педагогический авторитет. Родители благодарят за советы по просмотру старых «черно-белых» фильмов, за рекомендованную литературу, за то, что убедили найти информацию о воевавших родственниках,  ведь во многих семьях об этом, к сожалению, так  подробно уже не вспоминают. Мамы и папы стали посещать с ребятами музеи, мемориалы, а не только игровые зоны и развлекательные заведения. Всегда откликаются на просьбу о сопровождении детей,  репетиции, прониклись созданием костюмов, ведь  даже найти простое ситцевое платье «как до войны» и заплести косы в «корзиночку» - те самые важные мелочи, которые делают общую картину выразительной и правдивой.

Родители выпускников пишут нам соцсетях, присылают фотографии, следят за нашими успехами, гордятся, ободряют, вспоминают… И  сами дети, которые уже выросли,  тоже пишут и невероятно вдохновляют на продолжение этой тяжелой, но важной работы.

И самой большой наградой для нас явились слова гостей – «блокадных детей», которые выразили искреннюю благодарность и восхищение, они не ожидали, что дошколята способны настолько глубоко и проникновенно рассказать о войне.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

План работы по самообразованию по теме:«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»

Цель: Создание условий по формированию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой...

«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА» «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО ГОРОДА»

С чего начинается Родина для малыша? С маминых теплых объятий, с сильных папиных плеч, вкусных бабушкиных пирожков, с места, где они родились и живут – с малой родины. Цель - формирование нравст...

Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном взаимодействии с семьями воспитанников»

Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном   взаимодействии  с семьями  восп...

Формирование гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами ДОО

Миссия педагога –не только обучение и развитие интеллектуальных способностей ученика,но и воспитание его патриотом страны,разделяющим наши традиционные ценности и готовым их защищать.Мировоззрен...