Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста
учебно-методический материал ( группа) на тему

Диниченко Ольга Борисовна
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Основная наша задача - привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная система русского фольклора своеобразна. Чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен. Художественная литература и художественное творчество направлены на формирование у детей:  самостоятельности мышления;  любознательности;  познавательного интереса;  художественного вкуса;  творческих умений;  чувства прекрасного. Задачи для педагога при работе с книгой:  Развивать способности к целостному восприятию произведений разных жанров  Формировать первоначальное представление об особенностях художественной литературы  Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать звучность, ритмичность сказок, рассказов, стихов  Формировать способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. В младшем дошкольном возрасте у детей формируют навык совместного слушания, умения отвечать на вопросы. Начиная с младшей группы, детей подводят различению жанров. Педагог сам называет жанр художественного произведения. Задача педагога – создать условия для того, чтобы новые слова «сказка», «стихотворение» вошли в речь детей. В среднем дошкольном возрасте становится возможным небольшой анализ произведения, т.е. беседа о прочитанном. В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам. Желание слушать их чтение. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову. Педагог может включить литературный материал в другие занятия, на пример, на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром используются стихотворения, загадки; на занятиях по лепке и рисованию дети вместе с воспитателем вспоминают героев, сюжет сказки, на тему которой они собираются лепить или рисовать. Литературному воспитанию детей также способствует проведение праздников, вечеров развлечений. Причем, все дополнительные формы работы педагогам следует проводить с привлечением родителей. При организации домашнего чтения педагогу следует дать советы родителям, какие произведения следует читать своим детям, для этого можно использовать информационные стенды, а также провести индивидуальные консультации. Детские годы самые познавательные для развития и творчества ребенка. Воспитать творческую личность нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественной деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности – одна из задач художественного воспитания и развития, которая является одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте. «Одна из самых важных проблем педагогики – дать ребенку жизнь в мире книг. Я вижу воспитательную задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью каждого ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием русского духа, неисчерпаемым источником знаний. Этому надо учить, учить и учить – приобщению к радостям жизни в мире книг». Эти слова российский педагог В.А.Сухомлинский произнес в начале ХХ века, но и сегодня, в веке ХХI они не потеряли своей актуальности. В настоящее время в российском образовании провозглашен принцип вариативности, дающий возможность педагогическим коллективам выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе. Это направление является прогрессивным в образовании, т.к. открываются возможности для разработки различных вариантов содержания образовательного процесса, использования средств современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научной разработки и практического обоснования новых идей и технологий. В системе инновационных методов и приёмов в педагогике всё больше места занимают специальные техники, такие как: сказкотерапия, куклотерапия, краскография, использование предметов-заменителей. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она не только развлекает, радует детей, но и развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает образцы литературного языка. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это, прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Справедливо утверждение, если люди перестанут читать – они перестанут думать. В наши дни необходимо признание процесса чтения определяющим в образовании, развитии его творческого потенциала. В заключении следует отметить, что литература оказывает большое влияние на развитие дошкольника. Поэтому очень велика роль педагога в процессе организации детского чтения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста из опыта работы воспитателя Диниченко Ольги Борисовны

Слайд 2

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы.

Слайд 3

Основной моей задачей стало привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге .

Слайд 4

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки , считалки, фразеологизмы).

Слайд 5

Художественная литература и художественное творчество направлены на формирование у детей: самостоятельности мышления; любознательности; познавательного интереса; художественного вкуса; творческих умений; чувства прекрасного.

Слайд 6

Задачи для педагога при работе с книгой: Развивать способности к целостному восприятию произведений разных жанров Формировать первоначальное представление об особенностях художественной литературы Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать звучность, ритмичность сказок, рассказов, стихов Формировать способность элементарно анализировать содержание и форму произведения.

Слайд 7

В младшем дошкольном возрасте у детей формируют навык совместного слушания, умения отвечать на вопросы. Начиная с младшей группы, детей подводят различению жанров. Педагог сам называет жанр художественного произведения. Задача педагога – создать условия для того, чтобы новые слова «сказка», «стихотворение» вошли в речь детей.

Слайд 8

Педагог может включить литературный материал в другие занятия, на пример, на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром используются стихотворения, загадки; на занятиях по лепке и рисованию дети вместе с воспитателем вспоминают героев, сюжет сказки, на тему которой они собираются лепить или рисовать.

Слайд 9

«Одна из самых важных проблем педагогики – дать ребенку жизнь в мире книг. Я вижу воспитательную задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью каждого ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием русского духа, неисчерпаемым источником знаний. Этому надо учить, учить и учить – приобщению к радостям жизни в мире книг». В. А. Сухомлинский

Слайд 10

В заключении следует отметить, что литература оказывает большое влияние на развитие дошкольника. Поэтому очень велика роль педагога в процессе организации детского чтения.

Слайд 11

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Влияние чтения художественной литературы на детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"...

Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"

В материале рассказывается о роли литературы в развитии дошкольников...

Презентация "Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"2 Слайд «Чтение - это окошко через которое дети познают мир и самих себя.» В.Сухомлинский. Привлечение детей к чтению книг в наше время стало большой проблемой и ст

laquo;Чтение - это окошко через которое дети познают  мир и самих себя.» В.Сухомлинский.Привлечение детей  к чтению книг в наше время стало большой проблемой и стало актуально. ...