Доклад Формы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 5-7 летнего возраста (старшей и подготовительной группы доу)
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

Карпова Любовь Афанасьевна

В докладе отражена роль педагога в процессе духовно-нравственного просвещения обучающегося: проблемы, опыт, перспективы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №7»

Доклад

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию

детей 5-7 летнего возраста

(старшей и подготовительной группы ДОУ)

Подготовила

музыкальный руководитель

ВКК

Карпова Л.А.  

2016г

Одной из задач Федерального  государственного образовательного стандарта  является  «объединение  обучения и воспитания в целостный образовательной процесс на основе духовно-нравственных ценностей»

  Уже два года мы с воспитателем I КК Астаховой Натальей Ивановной работаем в этом направлении, ориентируясь на методическое пособие «Добрый мир» Л.Л. Шевченко и программу О.М. Потаповской.

 Для успешной реализации задуманного нам необходимо было выстроить взаимодействие не только с педагогами дополнительного образования, но и с родителями детей старшей группы. Родители должны понимать,  какие  цели и задачи ставим мы в деле формирования духовно-нравственных основ и общей культуры ребёнка. Поэтому вначале была организованна беседа с родителями детей. Был задан вопрос, как они относятся к православию и приобщению детей к духовному миру. Ответ родителей был положительный, все родители были православными, представителей других религий среди родителей нет.

Стараясь разнообразить работу с родителями, кроме традиционных  групповых родительских собраний  и индивидуальных консультаций с родителями выполняли  совместные творческие работы детей и родителей: оформляли с семьями воспитанников фотовыставки «Здоровый образ жизни», «Любимое место отдыха  семьи», выставки рисунков на разные темы. Известно, что  продуктивный ручной труд имеет уникальные развивающие  и коррекционные возможности, влияя на способности ребёнка, стабилизируя эмоциональное состояние и общее развитие. Поэтому  нами  был организован  творчески-игровой семейный проект «Народная игрушка».  По продолжительности реализации проект был долгосрочным,  но  всем было очень интересно  работать над своей поделкой.

По окончанию проекта каждая семья предоставила   игрушку, сделанную   совместно  со своим ребёнком.

По инициативе родителей была организована экскурсия в городской краеведческий музей, в результате дети узнали много нового и интересного о прошлом города и его жителях. В зимние новогодние праздники были организованы «Рождественские посиделки» Во время беседы родителям была предложена «Викторина», в которой они с удовольствием и интересом принимали участие.  

У нас в группе  есть своя традиция: все православные праздники проводить с участием родителей. Дети от этого просто в восторге. Родители вместе с детьми активно принимали участие в организации выставок: поделок из природного материала, мягких игрушек, пасхальных композиций. В работе придерживаемся следующих принципов: системность, целенаправленность, доброжелательность, открытость.

Работа по духовно-нравственному воспитанию на основе сотрудничества семьи и детского сада даёт положительные результаты. Хочется отметить, что успех взаимодействия педагогов и родителей связан с позицией обеих сторон, с желанием научиться, с желанием измениться. Древняя мудрость гласит: «Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам».  

Чтобы рассказать детям, что такое духовный мир человека, культурные традиции ,  для чего они существуют, я начинаю с рассказа о Родине.

Мы живём в замечательной стране, имя её   - Российская Федерация, или просто Россия. Когда произносишь это слово вслух, сразу чувствуешь в его звучании свет, простор, одухотворённость. Беседуя с детьми мы называем нашу страну Отечество- отцы, наши деды, прадеды и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Мы с большой любовью называем нашу страну Родина, потому что родились и живём в ней.

Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живёт человек, явления природы – это материальный мир. Но есть и другой мир. Духовный мир – это знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, это отношения между людьми, отношение к миру. В детском саду дети знакомятся с этим миром на занятиях по развитию речи, по изо деятельности, на музыкальных занятиях. Этот мир ещё называют миром культуры. В духовном мире есть свои дороги, они называются традициями. По ним и шли наши предки. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, милосердие, справедливость.  Если человек следует им, он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, знает, как сделать свой мир чистым, светлым и радостным. Детские воспоминания самые яркие, чем больше ребёнок с детства будет знать о Родине, тем ближе и роднее будет она ему.

  Воспитательная работа построена по следующим темам.

Слайд 1

Тема: Семья:

 Цели:

  • расширение представлений детей об истории семьи в контексте истории родной страны;
  • воспитание заботливого отношения к близким, желание помогать им.

Слайд 2

Тема: Труд в жизни человека:

Цели:

  • расширять представления о труде, как заповеданной человеку обязанности;
  •  прививать чувства благодарности людям за труд;
  •  воспитывать уважение к труду людей, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.

 Слайд 3

Тема: Православный храм в жизни христиан:

Цели:

  • знакомить детей с православными традициями жизни как радостью жизни христиан.

Слайд 4

    Тема: Родина:

Цели:

  • расширение представлений о родном крае, знакомство с достопримечательностями города, в котором живут дети;
  • углубление и уточнение представлений о Родине- России, воспитание чувства гордости за ее достижения;
  • воспитание уважения  к людям разных национальностей и их обычаям.

Слайд 5

 Тема: Рождественские посиделки:

Цели:

  • расширять и углублять знания детей о православном празднике Рождества Христова, его значении и традициях празднования;
  • способствовать приобщению воспитанников, их родителей и сотрудников ДОУ к традициям отечественной культуры;
  • воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, желание дарить людям радость.

Предварительно дети знакомятся с Рождественским Тропарём, Библейским сюжетом Рождества Христова, учат стихи, колядки, песни, игры.

Слайд 6.

   Тема: «Пасха»

Цель:

  • формировать у детей первоначальные представления о празднике;
  • приобщить к  заботе о родных и друзьях, готовя для них праздничные подарки.

Слайд 7.

   Тема: «Троица»

Цель:

  • знакомить с праздником Святой Троицы, с особенностями её празднования;
  • закреплять у детей стремление жить в соответствии с православным календарём;
  •  узнавать и осваивать традиции православной культуры.

Слайд 8

Тема: Народная игра:

Цель:

  • развивать интерес к народным играм;
  • познакомить своих воспитанников с устным народным творчеством;
  • приобщить детей к важной части духовной культуры народа.

Слайд 9

Тема:  Народное искусство.

Цель:

  • знакомить с ремёслами и промыслами;
  • освоить простейшую технику рукоделия и художественного творчества;
  • приобретение навыков выполнения совместных творческих проектов.

(Раскрашивание пасхальных яиц, лепка жаворонков из теста к празднику 40 святых, лепка из глины и роспись дымковских игрушек, лепка из глины матрёшек).

 Слайд 10.

Формы работы:

Беседы.

Консультации.

Досуги и праздники.  

Просмотр презентаций, мультфильмов.

Народные промыслы.

Посещение краеведческого музея «Народная изба»

Оформление уголка вместе с детьми «Русская изба»

Сюжетно-ролевая игра «Русская изба»

Экскурсии, тематические занятия, праздники по народному календарю, выставки детского творчества.

Тематические и творческие вечера, посиделки.

Проектная деятельность: изготовление тряпичной куклы.

Поделки детей вместе с родителями.

Проект «Народная игрушка»

Проведение календарно-обрядовых и семейно-бытовых праздников.

Организация выставок.

 Каждому занятию предшествует вступительная беседа, носящая характер поискового диалога. Чаще всего беседа строится на обсуждении прослушанной песни, рассказа, связанных с темой занятия. На занятии используются сюжетно – ролевые, народные, театрализованные, дидактические, пальчиковые игры. На музыкальных занятиях дети знакомятся с праздниками православного календаря, обращаю внимание , чтобы  они  говорили о духовном и святом вдумчиво, с уважением.

Приобщая к особенностям  духовных  праздников-  Покров Пресвятой Богородицы, Рождество Христово,  Пасха,  Троица, - мы , (педагоги, родители ) стараемся помочь ребёнку видеть и понимать красоту природы, ценность традиций, красоту человеческих отношений, основанных на любви, доверии, взаимопонимании.

 Таким образом, духовно-нравственное воспитание в нашем детском саду – это активный, целенаправленный процесс формирования  нравственности  воспитанников, оно благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений ребёнка с миром: эстетическое  и этическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал. Немаловажную роль в успешном  претворении  духовно-нравственного воспитания  играют родители. Главное –разъяснить им цель и необходимиость  её достижения с воспитательной точки зрения. И когда родители видят изменение в своём ребёнке, появление новых качеств личности,  они готовы помогать всегда и во всём педагогам.

 Конечно, педагогу самому необходимо следовать духовно-нравственным принципам, быть примером для детей.  Нам, взрослым, надо помнить, что нет ничего дороже, чем видеть горящие глаза детей, слушать их радостный смех, восторженные рассказы о семье, о друзьях, о родителях, которые живут их  интересами, нет ничего дороже, чем бьющиеся в унисон сердца детей, родителей и воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Формы работы по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы Доу

Презентация к докладу . В презентации отражена работа по духовно-нравственному воспитанию с детьми подготовительной группы. В презентации  показана работа родителей с детьми.  Нами был орган...

««День добрых дел» – как форма работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста».

laquo;«День добрых дел» – как форма работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»....

Доклад "Формы работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста"

Сущность воспитания нравственности заключается в том, чтобы воспитать в ребенке культуру поведения, моральные качества помогают гармоничному развитию и совершенствованию личности.  Для того, чтоб...

Презентация на тему "Формы работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста"

Презентация  "Формы работы по духовно-нравственному воспитанию детей"...

Презентация "Методы формирования нравственных представлений и формы работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников"

Материал для методистов, старших воспитателей, заместителей заведующих по УВР : консультация для воспитателей с использованием презентации.Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразры...

Организация (системы и формы) работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ Доклад

Организация (системы и формы) работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ...