Главные вкладки

    ««День добрых дел» – как форма работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста».
    материал (старшая группа)

    Кравченко Оксана Олеговна

    ««День добрых дел» – как форма работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_kravchenko_o.o._ii_pokrovskie_chteniya.docx20.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема на секции: «Педагогическая деятельность для духовно-нравственного развития личности в дошкольном возрасте».

    Кравченко О.О.,

    воспитатель МКДОУ «Ручеёк»

    ««День добрых дел» – как форма работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста».

    В нашем детском саду большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Мы ищем эффективные формы и приемы работы в этом направлении. Нам важно, чтобы они были интересны, и дети являлись активными участниками проектов, фестивалей, тематических дней.

    Я расскажу об одной из форм работы, которая стала хорошей традицией в нашей группе - это «День добрых дел». Мне хочется поделиться с вами тем, как проходит этот день в группе и как такая форма помогает нам в духовно-нравственном развитии детей. Такую форму работы мы используем с детьми старшего дошкольного возраста.

    На начальном этапе вводится понятие – «доброта». Вместе с детьми мы обсуждаем «Что такое доброта?», думаем, выдвигаем версии.

    На данном этапе можно использовать несколько приемов. Прием «интересная ситуация общения». На примере сказок, уже известных детям педагог спрашивает у детей: «Почему с, тем или иным, героем произошла  беда и, как можно было этого избежать?». Например, сказка «Морозко». Одну сестрицу Морозко щедро наградил за её трудолюбие, смирение и доброту, а другую напротив отправил ни с чем, потому как  она была жадной, ленивой и грубой.

    Прием «ситуация – эксперимент», который похож на соцопрос. Когда дети затрудняются в описании нужного понятия или поиске подходящей темы, педагог ненавязчиво наталкивает детей на иной путь поиска. Здесь, несомненно, работает детская психология. Ведь если ребёнок чего-то не знает, то к кому он обращается? Конечно же, ко взрослому. Детям озвучиваются некоторые понятия нравственных качеств человека. К примеру «Что означает быть честным?». Как правило, дети дают однозначные ответы (одно слово или словосочетание) и не всегда нужные и правильные. И чтобы проверить правильность высказываний, они обращаются за помощью к сотрудникам детского сада, родителям. Потом мы вместе с детьми рассматриваем полученные от взрослых сведения и приходим к какому-либо выводу. Но для становления целостной картины необходимо нечто большее. Так как дети в дошкольном возрасте мыслят на уровне представлений, то рассказ взрослого, должен быть дополнен картинками, интересными историями из мультфильмов или жизненными примерами. Так мы разбираем сложные для детей понятия. Например, счастье, дружба, забота, любовь, нежность, совесть.

    Обсуждая понятие «Доброта» возникла идея проведения «Дня добрых дел» или «Дня доброты», который мы проводим один раз в квартал. Конечно, это не значит, что мы только в этот день совершаем добрые дела. Просто в этот день мы проводим большие акции, мероприятия и привлекаем к ним взрослых (сотрудников, родителей).

    Условно день состоит из нескольких пунктов:

    - предварительная работа;

    - обсуждение дня (планирование деятельности);

    - деятельность в соответствии с выбором детей;

    - общий сбор (обсуждение продуктов деятельности);

    - проведение мероприятий;

    - подведение итогов дня.

    Предварительная работа.

    Накануне с детьми мы придумываем тему дня. Если не получается придумать тему сразу, то дети дома с родителями могут обсудить тему дня. Так возникли темы: «Лечим книжки», «Забота о птицах», «Подари улыбку другу», «Книжки-малышки для самых маленьких», «Радость на ладошках». Перед тематическим днем мы делаем красочное объявление по теме дня, если нам нужна помощь взрослых.

    Содержание дня.

    Например, в День добрых дел выбрана тема «Моя любимая книга». В самом начале дня после утреннего приема мы планируем деятельность, то есть, то чем будем заниматься в этот день. Обговариваем подгрупповую, индивидуальную и совместную деятельность. Можем фиксировать план, чтобы детям было легче выбрать себе занятие по теме дня. На этом этапе каждый ребенок определяет, что он будет делать в течение дня.

    В этот день Ваня принес порванную книжку из дома, чтобы её «подлечить». В процессе обсуждения дня решили: сделать мастерскую для книг; подарки для малышей, провести мини-акцию «Книжка-малышка для самых маленьких» (когда дети сами создают книжки с картинками, а потом дарят их малышам).

    Сама деятельность в соответствии с темой и выбором детей.

    Общий сбор, где дети представляют результаты своей деятельности.

    Ребята представляют продукт своей деятельности, в данном случае это «вылеченные» книжки, книжки-малышки для маленьких. На общем сборе возникла идея показать малышам кукольный спектакль. Подобрали сказку «Три медведя», выбрали артистов.

    Детям очень нравиться создавать группу из 4-5 человек (театральная труппа) и показывать мини-представления для малышей сада. Особенно нравятся такие представления в виде музыкальных сказок, т. е. играет музыка, говорят герои, а дети руководят куклами - героями сказки: танцуют, поют, двигаются. Такой приём способствует раскрытию застенчивых детей, находит эмоциональный отклик в поведении и общении  между детьми.

    Проведение мероприятий.

    Оформили выставку из подклеенных книг, сходили в гости к детям младшей группы и подарили им книжки-малышки. Показали сказку «Три медведя».

    Для подведения итогов «Дня добрых дел» применяется  такой приём ситуации общения, как «интервью» между детьми и педагогом. Ребёнок выступает в роли корреспондента. В ходе общения дети рассказывают: как прошёл день доброты, что нового узнали, что полезного и доброго  сделал каждый, что ещё можно сделать в следующий  «День добрых дел». Такой  приём развивает у детей диалоговое общение, сближает детей. Из опыта работы отметили, что дети получают удовлетворение в конце дня, рады, что потрудились, помогли кому-то.

    Часто во второй половине дня используется такой приём, как художественно-речевая деятельность. Как это? Дети выбирают любую известную им сказку, но рассказывают её на новый лад, т.е. «злого» героя превращают в «доброго». Таким образом получается новая сказка с другим содержанием и концом. Это позволяет  детям развивать воображение и речь, прививает любовь в художественному слову.

    «Быть добрым» по словам детей это значит дарить добро всему, что тебя окружает. Кормим птичек на прогулке, поливаем цветочек в группе, лечим игрушку, принесенную из дома и, конечно, же дарим  радость  и улыбку друг другу.

    В заключении хочется сказать, что включение Дня добрых дел в образовательную деятельность  помогает сплотить детей, делает их более общительными, раскрепощает. Это эффективная форма работы с дошкольниками,  с помощью которой у детей развиваются такие нравственные качества, как сострадание к ближнему, желание прийти на помощь, желание заботится о тех кто меньше и слабее тебя, делать добро не ожидая ничего взамен, потому как уже тем самым делаешь счастливыми окружающих и самого себя.

    «ВОСПИТАТЕЛЬ - это человек,

    в руках которого растёт душа ребёнка».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.

    Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.  В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...

    Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста

    Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

    Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

    Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...

    Инновационные формы работы. Театрализованные игры в воспитании детей дошкольного возраста.январь 2017

    Человек формируется в деятельности. Чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд - вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка....

    «Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

    Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

    Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

    Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...