консультация для родителей "Профилактика школьных страхов у ребенка"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Ермолаева Наталья Юрьевна

материал готовит современных родителей и будущих первлклассников к переходу из садику в школу. Объясняет как этот переход сделать менее болезненным для ребенка, поддержать будущего первоклассника и не навредить ему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

 «Детский сад№1 «Рябинка»

Консультация для родителей:

«Профилактика школьных страхов у ребенка»

Подготовила:

 воспитатель

 Ермолаева Н.Ю.

г. Нефтеюганск

Профилактика школьных страхов у ребенка.

Переход из детского сада в школу – важная ступень в жизни каждого ребенка. Оказываясь на этом этапе в новых социальных условиях, дети часто бывают к ним не готовы, что, безусловно, сказывается на их эмоциональной сфере. Поэтому так важно, чтобы дошкольники имели представление о школе еще до того, как переступят ее порог. Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания родителей. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. И родители чаще всего сталкиваются с проблемой беспокойства, тревожности у своих детей.

 Тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности.

 Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверен в правильности своего поведения, своих решений. Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние. Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ. Вот несколько факторов, воздействие которых способствует ее формированию и закреплению: учебные перегрузки; неспособность учащегося справиться со школьной программой; неадекватные ожидания со стороны родителей; неблагоприятные отношения с педагогами.  Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными способами, маскируясь под другие проблемы.

Основными диагностическими признаками школьной тревожности являются:

  1. Пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, не вступая, однако, в тесные контакты с ними. Кроме того, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок начинает чаще болеть, снижается сопротивляемость соматическим заболеваниям.
  2.  Нежелание ходить в школу чаще всего возникает из-за недостаточной школьной мотивации, однако свидетельствует о том, что ребенок чувствует себя в школе дискомфортно. Противоположную форму проявления школьной тревожности представляет собой излишняя старательность при выполнении заданий.
  3. Рассеянность, или снижение концентрации внимания на уроках - признак школьной тревожности. Особого внимания заслуживает такая форма проявления школьной тревожности, как потеря контроля над физиологическими функциями в стрессовых ситуациях.  Ближе к 7–8 годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка в школе. Основываясь на результатах современных исследований, можно установить сильную зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешности детей. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться. Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о стремлении пойти в школу. Но детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению.

К 7 годам, почти половина детей, особенно мальчиков, психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку. Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.

 Формирование осознанного отношения к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только поняты, но и прочувствованы ими. С этой целью в занятия включаются беседы о школе, чтение коррекционных сказок, развивающие, пальчиковые игры. Делая переход ко второй части своего выступления, хочу сказать, что страх в жизни ребенка – явление абсолютно нормальное. Страхи детей разнообразны на разных этапах возрастного развития, играют непосредственную роль в становлении  эмоциональной сферы и необходимы для того, чтобы ребенок осознал определенные социальные нормы. С приходом ребенка в школу многое меняется в его жизни: режим дня, пространство и окружение, а центральной фигурой становится педагог – новый чужой взрослый, возможно непохожий на родителя, который является источником новых требований и оценок. И каждый ребенок в зависимости от сформированности адаптивных механизмов, особенностей эмоционально-волевой сферы, уровня развития познавательной сферы переживает эти изменения по-своему. Кому-то достаточно полугода, чтобы адаптироваться к школе, кто-то при общей комфортности обучения испытывает отдельные ситуативные страхи, у некоторых детей школьный страх может приобрести патологическую форму.

Все школьные страхи можно разделить на несколько групп:

1. Предмет страха – конкретная вещь, которой боится ребенок в школе: -  страх оценки, отметки, страх наказания, замечания в дневник, страх ошибки, страх не соответствовать требованиям школы, учителя, в том числе опоздать в школу, на урок, забыть школьные принадлежности: - книгу, тетрадь, форму, работу, забыть, что задано, отпроситься с урока в туалет; попросить что-то у учителя, одноклассников и др. Родитель должен заметить страх ребенка, ни в коем случае не игнорировать его, обсудить его причину, рассмотреть его вместе с ребенком в деталях. Важно дать понять ребенку, что он не одинок в своей проблеме, рассказать о том, как сам родитель (или родственник, знакомый, даже некий выдуманный персонаж) решали эту проблему. Неплохо бы найти аналогичный пример в литературе, кино. Обязательно нужно обговорить проблему с учителем, поискать в нем союзника.

2. Страхи можно разделить по субъекту, т.е. по тому человеку в окружении ребенка, который является источником страха: учитель, директор, завуч. В данном случае конечно неплохо бы было, готовясь к школе, заранее познакомиться с учителем, проанализировать, насколько его личностные особенности соответствуют особенностям ребенка, насколько педагог по темпераменту сходен с родителями. Конечно, не стоит отдавать тихого, тревожного ребенка в класс к темпераментному или авторитарному педагогу. К сожалению, в большинстве случаев у родителей нет выбора, и если вы обнаружили у ребенка страх перед учителем, то нужно поговорить по-хорошему с самим педагогом, а иногда и пойти на крайние меры, то есть сменить класс или школу.

3. «Режимные» страхи, связанные с организацией школьной жизни - опасение, что не хватит времени на работу в классе (самостоятельную, контрольную, работу в тетради на уроке, страх не успеть или забыть сделать домашнее задание, страх 1 сентября, первого дня в школе после каникул; страх конца четверти, страх звонка на урок, звонка с урока, страх быть на празднике, страх потеряться в школе, страх переходить из одного кабинета в другой и др. Для того, чтобы избежать появления этих страхов, ребенка необходимо заранее познакомить со школьной жизнью, рассказать о своих школьных воспоминаниях. А главное - убедить ребенка в том, что, даже если он с чем-то не справится, это еще не будет означать «конца света», что ученик для того и приходит в школу, чтобы научиться, в том числе и этому.

 4. Часто говорят о «страхе ошибки». В школьной жизни ребенка это выражается в страхе стоять у доски, или не понять объяснение учителя, или в страхе спорить. Это может быть страх перед вопросом учителя «кто хочет ответить?», страх, что учитель, родитель будет ругать, страх проверки знаний, техники чтения, контрольных и других проверочных работ и т.д. Эти страхи часто связаны с недостаточностью усвоения учебного материала ребенком. И здесь очень важно проанализировать вместе с педагогом и школьным психологом, в чем причина неуспеваемости. Возможно, речь идет о неправильной организации режима дня ребенка, или есть трудности в развитии отдельных познавательных процессов, или даже присутствует задержка психического развития.

Также, анализируя причины школьных страхов, нельзя забывать и о ряде других возможных причин их возникновения:

1.Гиперопека (чрезмерная опека своего ребенка со стороны родителей, бабушек, дедушек). Гиперопека делает человека не приспособленным к обстоятельствам внешнего мира. Такие дети не привыкли к сложным ситуациями, так как их родители все делали за них. И это самая мощная ошибка в воспитании. Необходимо воспитывать в своем ребенке зрелую, самостоятельную личность и давать ему больше свободы и доверия. В этом смысле дети, не посещающие детский сад до школы, оказываются более уязвимыми  в школе.

2.Недовольство ребенком и критика. Если в семье ребенок сталкивается с недовольством, обвинениями или постоянной критикой, то его самооценка падает, и появляются страхи. Вначале перед родителями, затем перед школой. Такой ребенок, и придя во взрослую жизнь, будет всего бояться, так как родители заложили в его подсознание роль неудачника. И он поверил в эту роль, вошел в нее и потерял веру в себя. Именно родитель должен принять своего ребенка таким, какой он есть. Чтобы ребенок чего-то добился в жизни, его необходимо любить и поддерживать в нем чувство собственного достоинства и уверенность.

3. Проблемы в отношениях с одноклассниками. Часто дети бояться ходить в школу из-за плохих отношений с одноклассниками. Они не могут найти с ними общий язык, их не понимают. А еще хуже – обижают. А ребенок – это ранимый маленький человечек, и естественно, что он начинает испытывать страх перед школой. Никто не хочет сталкиваться с болью и насмешками. И в этой ситуации нужно помочь ребенку, поддержать его. Нужно формировать в нем высокую самооценку, уверенность и коммуникативные навыки. В любом случае, сталкиваясь с проблемой школьных страхов, родитель должен знать, что он и его ребенок не одиноки. Своими переживаниями они обязательно должны поделиться с педагогами и школьным психологом, потому что эту проблему, возможно, более эффективно разрешить только в том контексте, в котором она возникла: в школе, в классе, во взаимоотношениях. Добиться наилучших результатов в преодолении школьных страхов, возможно лишь в том случае, если в семье будет царить понимание, забота и любовь к своему ребенку, а мать и отец в равной степени будут участвовать в процессе воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКИЕ СТРАХИ. ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ У РЕБЕНКА.

Ребенок не критичен к страху, он  не имеет возможности справится с ним самостоятельно. Посеольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, то им...

Школьные страхи.

Информация для родителей...

Консультация для родителей "Детские страхи. Как говорить о них с ребенком."

Профилактика детских страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Существуют способы снижения и контроля страха, которые основываются...

Консультация для родителей «Как не заразить ребенка страхом»

Страх является нормальной реакцией человека в опасных ситуациях, но иногда страх может принимать невротическую форму. В таком случае нужна не только психологическая помощь, но и определенная лечебная ...

Консультация для родителей по вопросу готовности ребенка к школьному обучению «А надо ли торопиться в школу?»

Консультация для родителей по вопросу готовности ребенка к школьному обучению «А надо ли торопиться в школу?»...

Детские страхи – это проблема, которая волнует многих родителей. Как преодолеть детский страх у ребенка!

Помните, чтобы избежать таких неприятностей,вы всегда должны быть рядом,и только вы можете понять и успокоить своего малыша.Чаще беседуйте со своим ребенком о его настроении, желаниях, интересах и о е...

Консультация для родителей "Преодолеваем страх воды и учим ребенка любить плавать"

Вода – непривычная для человека среда, а потому страх перед ней является естественным. Учиться плавать - это удовольствие. И привилегия взрослого - открыть эту радость для ребенка.  Ребенок...