Воспитание культуры общения у старших дошкольников
консультация (старшая группа) на тему

Соколова Светлана Викторовна

Воспитание культуры общения у старших дошкольников

Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. 

Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра дошкольного образования

Воспитание культуры общения у старших дошкольников

(итоговая работа)

 

Исполнитель:

Павлова И.В., Соколова С.В.,

воспитатели МБДОУ № 63, г. Белово

Консультант:

Волкова Т.А.

Белово 2016

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.Теоретические основы проблемы воспитания культуры      общения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………….6

  1. Проблема воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста ……………………………………………………………………………….6
  2. Особенности воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………..9

Глава 2. Методические аспекты воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...13

2.1.     Психолого-физическая характеристика детей дошкольного возраста…13

2.2     Содержание работы педагога по воспитанию культуры общения у детей

старшего дошкольного возраста………………………………………………...16

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы………………………………………………………………22

Введение

Актуальность темы. Актуальность заключается в том, что вопросы о решающей роли воспитания культуры поведения в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Существует множество определений понятия «культура поведения». В педагогическом словаре культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими Воронин А.С. [2]. Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения. Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.

Л.Н. Толстой очень высоко оценивал воспитание культуры поведения и считал, что из всех наук, которое должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра [3]. Наиболее ярко и полно охарактеризовала роль воспитания культуры поведения в развитие личности С.В. Петерина. Она считала, что культуру поведения дошкольника можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. А сама культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их [4].

Вопросам воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста большое внимание уделяли и другие современные педагоги и психологи. Как показали исследования Е.А. Алябьевой, Л.Р. Болотиной, И.Н. Курочкиной, С.Н. Николаевой, С.В. Петериной, эффективность воспитания культуры поведения во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания культуры поведения, нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально- экономического и культурного развития, диктует необходимость формирования культуры поведения.

На современном этапе ведущую роль в воспитании детей дошкольного возраста играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и просторечья, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения. Так как одной из важных частей культуры общения является речь, поэтому и воспитывать культуру общения дошкольников необходимо именно через формирование коммуникативных функций речи.

Эффективным методом формирования навыков культуры поведения у старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны быть органически включены в систему многообразных методов воспитания.

Целью нашей работы является: раскрыть и обосновать содержание работы педагогов по воспитанию культуры общения детей дошкольного возраста.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

- изучить психолого-педагогическую литературу и на основе анализа определить понятие культуры общения детей дошкольного возраста;

- раскрыть особенности содержания работы педагогов по воспитанию культуры общения у детей дошкольного возраста;

- изучить эффективность работы педагогов по воспитанию культуры общения у детей дошкольного возраста.

Методы используемые нами в работе: теоретические: анализ, синтез, обобщение; практические: наблюдение, занятия.

База исследования: МБДОУ №63 «Лесная полянка»

Глава 1. Теоретические аспекты воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста

  1. Проблема воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста

В современном мире предъявляются высокие требования к изучению личности ребенка в целостной системе нравственных отношений, поэтому проблема формы поведения личности, эстетики поведения, заложенной в правила этикета, с определенным внутренним моральным содержанием духовного мира личности становится все более актуальной. Получается так, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к.

не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, общения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей в наши дни, встают особенно остро. В зарубежной психологии проблема нравственного развития давно привлекает к себе внимание исследователей. Характерной чертой зарубежных концепций (психоаналитической, бихевиористской, когнитивно– генетической теории Ж. Пиаже и др.) является понимание нравственного развития как одной из сторон процесса адаптации ребенка к социальному миру. При этом, нравственное развитие, как правило, рассматривается в качестве особого случая социального развития ребенка, не отличающегося от него принципиально. В современной психологии в соответствии с ее методологическими принципами нравственное развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами (мотивами) поведения ребенка.

Нравственная регуляция поведения включает требования к человеку самому оценить свои действия и соответствующим образом направлять свое поведение. Это значит, что оценка, которой подвергается нравственный поступок, должна стать внутренним регулятором, т.е. самооценкой.

Определяющим моментом в развитии психики, в том числе в нравственном развитии ребенка, является его собственная, внешняя и внутренняя деятельность по усвоению представленных социальных образцов, опосредованная его отношениями с взрослыми. При этом, генетически исходной формой человеческой деятельности является деятельность внешняя, чувственно-практическая. Поскольку нравственное развитие предполагает усвоение нравственных отношений, т.е. усвоение мотивов и способов нравственного поведения, то практическое выполнение той или иной нормы становится необходимым. Однако поведение ребенка в соответствии с нормой недостаточно для того, чтобы нравственное требование стало мотивом поведения. Оно войдет в структуру личности только тогда, когда станет значимо для человека. Это возможно лишь в том случае, если нравственное требование будет соответствовать собственным устремлениям ребенка, т.е. в конечном счете, будет соответствовать той реальной позиции, с которой перед ним раскрывается мир человеческих отношений, позиция, которая обусловлена объективным местом, занимаемым им в этих отношениях. Это положение важно, как в плане исследования, так и в плане построения конкретных экспериментальных методик и, в конечном счете, методов воспитания. Но если такое знакомство детей с нравственными образцами – достаточное условие, то для усвоения нравственного смысла только эмоционального отношения к носителю этих образцов, недостаточно. Такое предположение вытекает из понимания смысла нравственных отношений. Выражающегося в учете тех последствий, которые повлекут за собой совершаемые ребенком действия для другого, в учете переживаний и желаний другого человека. Многие исследователи указывают на чрезвычайно большое значение эмпатии для раскрытия нравственного смысла поступков.

В психологии и педагогике большое значение в раскрытии нравственного смысла поступков обычно придается взрослому, который должен привлекать внимание ребенка к последствиям его поступков и поступков других людей для тех, на кого они направлены. [19].

Характерной чертой начальных этапов становления нравственности у дошкольников является слитность моральных чувств и знаний. В ряде исследований отмечалось, что характер поведения детей раннего возраста и дошкольников зависит от того, как относятся дети к сверстникам: с симпатией, антипатией или нейтрально. Таким образом, усвоение ребенком норм нравственных отношений предполагает, прежде всего, определенную степень развития у него таких качеств, как произвольность, самооценка. А также переход социальных, внешних по отношению к ребенку нравственных требований в его внутренние этические инстанции.

Существуют различные издания по дошкольной педагогике, которые касаются вопросов речевого этикета.

Книга Максаковой А.И. «Правильно ли говорит ваш ребенок» предназначена для воспитателей детского сада.

Книга Формановской Н.И. «Речевой этикет и культура общения». Эта книга подробно и объемно рассказывает об этикете речи и различных аспектах этого вопроса.

Авторы, виднейшие российские учёные и педагоги: Максакова А.И., Формановская Н.И., Островская Л.Ф., Чуканова З., Юдина Н., Одинцова Л. и другие практические работники опубликовавшие свои статьи, отражающие данную тему. Цель данной литературы - помочь воспитателям в организации и проведении работы с детьми и бесед с родителями по вопросам формирования у ребенка правильной, чистой, культурной речи

  1. Особенности воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста

Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т.е. руководствоваться чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность[5].

Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.

Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение – «ребенок-ребенок», «ребенок-дети» идет по собственному побуждению, т.к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать - словом, решать свои маленькие дела. Задача взрослых - направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Воспитанию культуры общения во многом способствует участие ребенка в совместной игровой деятельности. Так как управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка, то к педагогическим подходам организации детских игр необходимо отнести выбор игры, который в первую очередь зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

Наиболее важными нравственными качествами являются:

         Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

 Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

   Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

   Скромность - Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.

   Общительность. В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.

          Взаимоотношения с окружающими, формирующиеся у детей в процессе той, или иной деятельности. Если удовлетворяется любознательность ребенка, его потребность в личностном общении и совместной деятельности со взрослыми, у него возникают чувство доверия к окружающим, широта социальных контактов. Воспитываясь в садике, ребенок приобретает умения наблюдать за игрой сверстников, просить их о чем-то, благодарить. Но формы вежливого обращения ему еще надо осваивать. Дети пользуются ими преимущественно в деятельности, организованной взрослым, или когда исполняют ту или иную роль в игре. Не все умеют вовремя оказывать помощь друг другу, согласовывать свои действия. Очень немногие проявляют организаторские умения. Всему этому дошкольники должны научиться в старшей группе детского сада.

Пяти-шестилетний ребенок нуждается в сверстниках, товарищах. В общении с ними в детском саду он проводит 50 - 70% времени. Ежедневно помногу раз он вступает в контакты, свободно выбирая партнера. Выбор этот зависит от характера деятельности. Для совместного труда дети стараются выбирать партнеров организованных («Он хорошо дежурит»), для игр и занятий - тех, кто «много знает, хорошо рисует, считает». Нередко ребенок ориентируется и на нравственные качества сверстника («Мы дружим. Мы всегда вместе играем, он меня защищает. Он добрый, справедливый, не дерется.). Перечисленные мотивы свидетельствуют о стремлении детей к нравственному и деловому комфорту во время интересной или сложной для них деятельности, о том, что их расположением не пользуются сверстники агрессивные, неспокойные, отвлекающиеся.

Глава2. Методические аспекты воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста

2.1. Психолого-физическая характеристика детей дошкольного возраста

Сегодня Федеральные государственные стандарты дошкольного образования выделяют основной целью профессиональной деятельности педагогов обеспечение эмоционально благоприятной среды каждого субъекта воспитательно - образовательного процесса. Педагог дошкольного учреждения должен содействовать полноценному развитию ребенка, обеспечить его детство счастливым, эмоционально благополучным.  Для того чтобы воспитатели могли целенаправленно организовывать этот процесс, им необходимо осознать и разобраться, в первую очередь, в понятии «психическое состояние».

Изучение психических состояний как особой категории психических явлений, начатое в нашей стране в 50 - 60-е гг. (В.Н. Мясищев, Н.Д. Левитов), заполнило реально существовавший в то время пробел в системе психологических понятий между психическими процессами и психическими свойствами личности; вместе с тем необходимо отметить недостаточную изученность данного вопроса.

 Развитие психики ребенка, формирование его личности происходит в процессе деятельного освоения окружающего, т.е. усвоения накопленного человечеством опыта в активной практической деятельности, опосредованной его отношениями со взрослыми. В раннем детстве ведущими для ребенка являются эмоциональное общение со взрослыми (довербальные формы), затем манипулятивная и предметная деятельность, отобразительная игра и начало трудового развития.

Исследователи доказали необходимость целенаправленного руководства воспитанием ребенка с первых дней его жизни, основанного на знании закономерностей психического развития. Побудителем развития является необходимость преодоления противоречия между существующими потребностями и не сложившимися еще способами действия для удовлетворения этих потребностей. Все способы практических действий, которые формируются у ребенка, черпаются из социальной среды, из материального и духовного опыта людей. Разумеется, процесс этот проходит под влиянием воздействий взрослых и при их непосредственном участии. Именно на раннем этапе происходит скачок от биологического к социальному - начинается социализация ребенка.

Когда действие приводит ребенка к ожидаемому результату, способ действия становится для него совершенным. Именно результат фиксируется ребенком эмоционально положительно, поэтому постепенно он становится мотив образующим фактором. Возможно, на основании таких мотивов и формируются небиологические, все более сложные потребности. Новые потребности не могут быть удовлетворены старыми способами действия, поэтому необходимы другие, более сложные способы, для чего требуется овладеть знаниями о свойствах предметов, об их физических параметрах, их взаимодействии.

Из всего вышесказанного следует вывод: ребенок раннего возраста должен прежде всего овладевать материальной культурой, т.е. способами практических (предметных), орудийных действий. В недрах этих практических действий, при их совершенствовании формируются мотивы и потребности познания. Речь ребенка, овладение словарным запасом обеспечивают общение со взрослыми и сверстниками. Ему необходимы те слова и их сочетания, которые помогают эффективно овладеть практическими действиями.

Овладение практическими действиями связано с развитием эмоций. Исследованиями подтверждено, что имеющийся от рождения весьма бедный арсенал эмоций изменяется. Дальнейшее развитие и формирование положительных эмоций происходит в процессе формирования предметных, конструктивных и других действий. При этом сила и качество эмоций зависят от совершенства способов действия в той или иной среде. Далее, когда ребенок овладевает определенными способами действия, появляются ярко выраженные положительные эмоции. И наконец, когда способ действия достигает высокого уровня, внешние проявления эмоций резко ослабевают. При этом эмоциональное состояние его не ослабевает, но приобретает другое, как бы внутреннее выражение, зависящее от продуктивности и результата выполненного действия.

Отсюда следует, что только в процессе формирования разных видов деятельности (общения, ориентировочной, двигательной активности, предметно-игровой и др.) могут развиваться первые социальные потребности и элементарные способы их удовлетворения, а в связи с этим осуществляются задачи всестороннего воспитания детей. При таком подходе задачи всестороннего развития и воспитания ребенка следует ставить и осуществлять уже с первых недель его жизни.

2.3. Содержание работы педагога по воспитанию культуры общения у детей дошкольного возраста

Поведение детей в детском саду регулируется правилами, соответствующими моральным нормам общества. В силу конкретности мышления дошкольнику доступны лишь такие правила, которые предполагают определенные, конкретные поступки. Например: «Любую вещь, которой пользовался, надо класть на место», «Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней», «Надо вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу» и т. д.

Все правила, которые даются детям, должны быть сформулированы четко, доступно для их понимания, в форме указаний, а не запретов.

Следует помнить, что каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми. Воспитатель разъясняет им правило, обучает его выполнению, напоминает о нем, предупреждая возможные нарушения.

Организуя опыт поведения детей, соответствующий принятым правилам, важно обеспечить единство педагогических требований. Недопустимо такое положение, когда один воспитатель постоянно требует от детей точного и своевременного выполнения правил, добивается осознания необходимости поступать в соответствии с ними, а другой уделяет этому недостаточное внимание. В этом случае возникает опасность формирования у детей умения приспосабливаться к особенностям требований взрослых.

Правила поведения вводятся постепенно, ибо дошкольники не могут запомнить одновременно несколько требований и регулировать в соответствии с ними свои поступки.

В формировании у детей опыта поведения, соответствующего определенным правилам, большое место занимает контроль воспитателя. Это позволяет предупредить возможную ошибку ребенка, своевременно напомнить ему о правиле, подсказать нужный поступок, проследить за качеством выполнения требований отдельными детьми.

Контроль всегда сопровождается оценкой. Воспитатель либо поддерживает, одобряет действия детей, либо предупреждает повторение отрицательных действий. Одобряя конкретные поступки, он выражает свое отношение и к ребенку. Воспитывая культуру поведения, педагог постоянно усложняет требования к поведению детей, при этом он учитывает их опыт, уровень усвоения правил, а также способность сознательно регулировать свое поведение. В результате основным принципом в воспитании культуры поведения ребенка дошкольного возраста является воспитание его в коллективе и через коллектив. Прививая, а затем, развивая у детей начало коллективизма: умение совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг другу, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным.

Воспитание детей не может осуществляться, как подчеркивает А.С.Макаренко, каким-либо «уединенным» методом или средством. В педагогическом процессе используется целый комплекс различных методов.

Первая группа методов обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения. К ним относится метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения, воспитания нравственных привычек. Основной смысл его заключается в том, что детей систематических в самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе, например, здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать за поступки, бережно относиться с вещами. Детей надо приучать к помощи и взаимопомощи, проявлению заботы о младших, о старших, к правдивости, скромности. Приучение осуществляется с помощью упражнения. Упражнение предполагает включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общении со сверстниками и взрослыми в естественных жизненных ситуациях и в специально создаваемых, стимулирующих дошкольников к таким поступкам. Например: воспитатель проводит экскурсию в соседнюю группу, или принимает гостей у себя. Дети должны реализовать свои знания и умения, проявить вежливость, внимание, умение спокойно разговаривать, рассказывать о своих игрушках, знакомить с материалом того или иного уголка группы. Творческие игры «Путешествия по городу на автобусе», «Театр», «Магазин», - в этих играх дети упражняются в умении применять свои теоретические знания правил культура поведения на практике. Метод приучения дает наибольший эффект, если он сочетается с использованием примера взрослого или других людей. Желание быть похожим реализуется через деятельность подражания. К этой группе методов относятся наблюдения и показ действия. Воспитатель вместе с детьми наблюдает за играми детей другой группы. Отмечает добрые взаимоотношения детей, умение договариваться, а также отмечает и отрицательные. Воспитатель предлагает детям оценить и показать, как бы они поступили в этой ситуации, если дети затрудняются, воспитатель показывает сам то или иное действие.

Большую роль также играет в воспитании метод организации деятельности. Воспитатель продумывает организацию, например, коллективного труда, а также подбор и расстановку участников в небольших объединениях. А детям рекомендует самим обдумать что, как они будут делать, кому нужно помочь, как спланировать работу, распределить ее. А в конце деятельности педагог помогает своим воспитанникам правильно оценить общие результаты, взаимопомощь и взаимовыручку, умение заметить вовремя затруднения товарища, прийти на помощь и не ждать за это похвалы. Эти методы могут быть применены и в игровой деятельности и в быту и т.п.

Вторая группа методов направлена на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят:

- беседы воспитателя на этические темы;

- чтение художественной литературы и рассказывание;

- рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов.

Эти методы применяются как на занятии, так и индивидуально, или с небольшим группами детей.

На всех занятиях предусматриваются задачи нравственного воспитания, но не всегда они решаются в течение занятия. Иногда увлекшись обучающей или познавательной задачей упускается из виду воспитательная.

В связи и усвоением во время бесед, чтения книг первых понятий о моральных качествах, полезно после этого подобрать игры, упражнения, в которых дети могли бы обогатить свой практический опыт. И первая, и вторая группы методов включаются широко известные методы: методы убеждения, положительный пример, поощрения и наказания, убеждение ведется через доброе и умное слово, используя художественные произведения, пословицы, поговорки.

Используется положительный пример, воспитатель должен помочь ребенку его осознать. Перечисляя все методы воспитания культуры поведения, следует еще раз подчеркнуть, что только в комплексном их использовании, а не изолировании, можно достичь положительных результатов в воспитании детей. А также если они будут применяться систематически, целенаправленно.

Таким образом, рассматривая теоретические аспекты нравственного воспитания и формирования культуры поведения, становиться понятно, что проблема нравственного становления личности существует очень давно и в этой области сделано не мало открытий. Процесс воспитания общения имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать представления об общении и культуре поведения.

Заключение

В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе нравственном воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.

Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения, нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме раскрывать их. Задача детского дошкольного учреждения заключается в формировании приоритетов в поведении, ориентированных на нравственные ценности, понимании внутренней мотивации собственных действий и способности адекватной оценки поступков других людей и своих собственных. Основным принципом формирования культуры поведения ребёнка дошкольного возраста является воспитание его в коллективе и через коллектив. И начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникам прививают, а затем развивают у них умение совместно и дружно играть, проявлять сочувствие друг другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным. Воспитательные воздействия на детей разнообразные: это показ и объяснение действий. Способов поведения в интересной для ребёнка форме; это и доброжелательное повседневное общение взрослых с детьми; расширение «сферы действия» навыков культуры поведения в различных ситуациях; использование этических бесед; просмотр инсценировок; чтение произведений и т.д. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса. В.А. Сухомлинский говорил, что «речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры». В слове - суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился и мыслить, и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

Как показывает практика, в современном обществе организация нравственного и этического воспитания находится на низком уровне. Работа по формированию культуры поведения и общения в дошкольных учреждениях ведётся хаотично, отсутствует система планирования по данной проблеме. Педагоги находятся на пути поиска эффективных методов и приёмов в формировании культуры поведения у дошкольников. Наиболее удачным и эффективным способом организации нравственного воспитания является метод проекта.

Наличие удачных и не очень удачных аспектов в решении вопросов нравственного воспитания дошкольников именно методом проекта – свидетельство актуальности этой проблемы.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выявить противоречие между целесообразностью нравственного воспитания дошкольников посредством метода проекта и недостаточной экспериментальной и методической разработанностью данного вопроса.

Список литературы

1. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст] /А.Арушанова// Дошкольное воспитание. - 2001. - №5. - с. 51-61.

2. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога [Текст] / А.Арушанова, Е.Рычагова, Н.Дурова// Дошкольное воспитание. - 2002. - №10. - с. 82-90.

3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] /Л.Р.Болотина. - М.: Академия, 1997. - 232с.

4. Бородич А. М. Методика развития речи детей [Текст] /А.М.Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 255с.

5. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить[Текст] /В.В.Ветрова, Е.О.Смирнова. - М.: Знание, 1988. - 94с.

6. Винокур Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи [Текст] /Т.Г.Винокур// Исследования по грамматике русского литературного языка. - М.: изд. АН СССР, 1955. - 154с.

7. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе М / В.В.Гербова // Дошкольное воспитание. - 2000. - №3. - с. 78-80.

8. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет [Текст] / В.В.Гербова. - М.: Просвещение, 1993. - 127с.

9. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно [Текст] /Г.А.Глинка. - СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 1998. - 221с.

10. Горшкова Е. Учите детей общаться [Текст] / Е.Горшкова// Дошкольное воспитание. - 2000. - №12. - с. 91-93.

11. Грецик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи [Текст] / Т.Грецик// Дошкольное воспитание. - 2000. - №6. - с. 54-56.

12. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. - Свердловск: СГПИ, 1989. - 109с.

13. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: Современность, 1999. - 363с.

14. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Академия, 2000. - 416с.

15. Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи [Текст] / Э.Л.Короткова// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с.201-202.

16. Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей [Текст] /Н.М.Крылова// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с.204-208.

17. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ [Текст] /Т.П.Колодяжная, Л.А.Колунова.- Ростов - н/Д: ТЦ "Учитель", 2002. - 32с.

18. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] /Г.М.Лямина// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с.49-52.

19. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? [Текст] / А.И.Максаков- М.: Просвещение, 1988. - 157с.

20. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей [Текст] /Н.В.Новотворцева. - Ярославль: Гринго, 1995. - 236с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание навыков культуры общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В данной статье приводится актуальность проблемы воспитания культуры общения у дошкольников с ОНР и даны конкретные рекомендации воспитателям логопдических групп по организации работы с детьми  в...

Опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование навыков культуры общения у старших дошкольников.

Выявление уровня сформированности культуры общения у детей старшего  дошкольного возрастаДля подтверждения теоретических основ и гипотезы нами был проведен педагогический эксперимент в двух...

Консультация для воспитателей «Воспитание культуры общения детей старшего возраста»

Воспитание культуры общения это одна из основных социальных потребностей, свойственная ребенку с младенческого возраста. В общении со сверстниками развиваясь интеллектуально, обогащаясь информацией ре...

Консультация для воспитателей "Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста".

Консультация для воспитателей "Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста"....

" Методы, формы и средства воспитания культуры общения у старших дошкольников"

консультация для воспитателей о воспитании культуры общения у старших дошкольников....

Педагогический проект «Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста».

Общение -  сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку едино...