Воспитание звуковой культуры речи
консультация ( группа) на тему

Консультация для воспитателей "Воспитание звуковой культуры речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Развитие речи рассматривается как одна из главнейших задач всестороннего развития детей дошкольного возраста. Работа по развитию речи включает в себя:

  1. воспитание звуковой культуры речи;
  2. формирование грамматически правильной речи;
  3. формирование разговорной (диалогической) речи;
  4. обучение связной монологической речи (рассказыванию);
  5. обогащение, уточнение и активизация словарного запаса;
  6. воспитание интереса к художественному слову, чтению.

Ведущая роль в решении этих задач принадлежит взрослым: воспитателям, родителям. Работа должна проводиться по всем направлениям соответственно возрасту ребенка.

  1. Воспитание звуковой культуры речи

В раннем возрасте общение ребенка ограничивается рамками семьи. Речь взрослого является образцом для малыша. Поэтому желательно, чтобы родители следили за своей речью, четко произносили слова, соблюдали нормы литературного произношения. Очень скоро у ребенка появляется желание поделиться своими впечатлениями, переживаниями об увиденном или услышанном. Нечеткое или неправильное произнесение слов может затруднять общение между детьми. Это впоследствии может стать причиной замкнутости, робости ребенка. Замечено также, что ведущие роли в играх дети отдают тем у кого речь ясная и четкая. В дальнейшем дети с недостатками произношения стесняются читать и рассказывать вслух, не умеют грамотно писать.

Воспитание звуковой культуры речи — это не только правильное, отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, но и речевой слух.

Родители должны учить своего ребенка четко произносить слова и звуки. Для того чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо развивать артикуляционный аппарат. Здесь особенно полезными могут стать скороговорки.

Если ваш ребенок уже освоил произношение всех звуков родной речи, включая р, л, ш, ч, т, щ, ц, с, это не означает, что дальше ни самому ребенку, ни его родителям и воспитателям не предстоит совершенствовать его владение языком.

  1. Формирование грамматически правильной речи

Вводить в речь ребёнка такие слова, как: потому что: например: вот: никогда: всегда: ведь («Я не буду убирать игрушки, потому что я их не разбрасывал»).

Научить его правильно изменять слова и строить из слов предложение.

Обращать внимание на правильное употребление некоторых существительных (пальто, метро, кофе) в словосочетаниях типа (нет моего пальто, оторвалась у пальто); правильное употребление сравнительной степени  прилагательных:  «Играть  в  игрушки  одному интересно,  но  с другом интереснее».

3. Формирование разговорной (диалогической) речи

Различают два вида разговорной речи: диалогическая и монологическая.

Диалогическая речь детей дошкольного возраста построена на неполных предложениях, односложных ответах, важны также жест, мимика.

Задачи по развитию навыков диалогической, речи состоят в том, чтобы научить детей слушать собеседника, правильно задавать вопросы и отвечать на них.

В ходе НОД учить детей не только поддерживать диалог, но и дополнять или исправлять собеседника, стремится научить их спорить, отстаивая свое мнение.

4.  Обучение связной монологической речи (рассказыванию).

Каждый ребенок должен научиться рассказывать: описывать какой-нибудь предмет, событие или явление, последовательность событий. Такой рассказ состоит из ряда логически связанных между собой предложений. Связность речи — это и связность мыслей. Чтобы хорошо рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, устанавливать причинно-следственные отношения между предметами и явлениями. Здесь отчетливо прослеживается связь речевого и умственного развития ребенка.

Устная монологическая речь бывает двух типов: пересказ и рассказ.

Рассказ, по сравнению с пересказом, - более сложный вид связной речи. Высшей его формой является самостоятельное творческое рассказывание.

В первую очередь нужно упражняться в предсказывании. Обучение предсказыванию нужно начинать с воспроизведения простых, хорошо знакомых сказок, построенных на повторе «Колобок». «Репка». «Теремок». В случае затруднений у ребенка пользуйтесь иллюстрациями к произведению или подсказывайте. Качество пересказа оценивается по его близости к оригиналу. Постепенно переходите к предсказыванию небольших знакомых сказок («Волк и семеро козлят», «Кот, дрозд и петух») или маленьких рассказов Толстого, К. Ушинского, В. Бианки, используйте отрывки из литературных произведений с интересным содержанием.

Пересказ — полезное упражнение, так как ребенок запоминает образные слова и выражения, учится целостности формы, композиции. НОД  по предсказыванию проводится по плану:

  1. Первичное чтение произведения.
  2. Беседа по вопросам (взрослый должен напоминать последовательность событий).
  3. Повторное чтение.
  4. Пересказ.

Немного позже, в процессе НОД, нужно учить детей замечать и исправлять ошибки в пересказе других детей. Будет очень хорошо, если вы организуете кукольный или настольный театр, сделаете инсценировки.    Это    способствует   желанию   детей   рассказывать,    выступать   перед    незнакомой аудиторией.

Теперь о рассказе. Заставляйте ребенка как можно больше рассказывать о том, что он увидел на улице, в детском саду, по телевизору и так далее.

Исследования показали, что умение связно говорить эффективнее развивается при систематической НОД.

Рассказывание имеет свои разновидности. Первое — рассказывание по картинке. Для составления небольших рассказов описательного характера можно использовать игрушки. Они могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду. Требования к рассказу он должен быть коротким и обязательно законченным. Рассказывать следует неторопливо, правильно подбирая слова. Наиболее сложны описательные рассказы о природе. С этим заданием легче справляются дети старшего дошкольного возраста.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картинок. Составление такого рассказа, объединяющего в единое целое все картинки серии, подготавливает ребенка к составлению рассказа по готовой канве (когда предлагается начало и конец), а затем и по сюжету. Таким образом, вы подготовите ребенка к самостоятельному творческому рассказыванию.

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в себе.

Развитию связной речи детей помогают и загадки. Несмотря на миниатюрность жанра, они обладают многими ценными качествами: активизируют мышление, дают большие возможности для наблюдения за окружающим миром, тренируют внимание и память, развивают любознательность, дарят радость умственного труда.

5. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса ребенка.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарным запасом, чтобы у него возникало как можно меньше трудностей в процессе учебы, при прочтении художественной литературы, во время просмотра телевизионных передач. Прежде всего, это количественные изменения в словаре. Если в возрасте одного года малыш активно владеет 10-12 словами, то к шести годам его активный словарь должен увеличиться до 3-3,5 тысячи слов.

Овладение лексикой тесно связано со знакомством ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, то есть с познавательным развитием.

Следует уделять особое внимание качественной стороне овладения лексикой, что делает речь более точной и выразительной. Очень важно объяснить ребенку многозначность слова (крепкий орех, крепкое здоровье, крепкий сон, крепкий ветер); научить подбирать синонимы, эпитеты, работать с помощью морфологических средств (холодильник — хранит холод; вездеход - может пройти по любым дорогам), использовать другие различные виды упражнений.

6. Воспитание интереса к художественному слову, чтению.

Как можно больше нужно читать ребенку вслух, организовывать семейные чтения, заставляйте заучивать наизусть стихи, рассматривать вместе знакомые и незнакомые книги. Приучайте ребенка слушать и понимать художественные произведения, и сила привычки активизирует желание ребенка читать. К концу года дети 2 младшей группы должны:

  • Иметь активный словарный запас (не менее 300-500 слов).
  • Повторять за взрослым слово и небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание.
  • Ответить па понятный вопрос взрослого.
  • Поделиться информацией («Коля пришел»), пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).
  • Сопровождать речью игровые и бытовые действия.
  • Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

•        Пользоваться речью как средством общения со сверстниками.
К концу года дети второй  младшей группы должны:

  • По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.
  • Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

•        С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативно - методическая работа с педагогами " Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ".

Консультация для педагогов " Воспитание звуковой  культуры  речи  у детей  дошкольного возраста  ". Основные этапы и направления работы по развитию речи дошкольников....

Консультация "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".

Консультация будет полезна как для педагогов, так и для родителей. Даны различия таких понятий как "фонематический слух" и "фонематическое восприятие" Представлены возрастные нормы развития фонематиче...

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...

Консультации для родителей по развитию речи; артикуляционная гимнастика; воспитание звуковой культуры речи у дошкольников

1.Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллек...

Проект по развитию речи на тему: «Воспитание звуковой культуры речи с помощью современных методов и приемов обучения» в старшей группе

Цели:•       Формирование умения правильно произносить звуки, производить звуковой анализ слова.•       Развитие речевого дыхания, тем...

Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет. "Воспитание звуковой культуры речи".

Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет."Воспитание звуковой культуры речи"....

Конспект открытого занятия по развитию речи «Воспитание звуковой культуры речи и грамматически правильной речи в сюжетно – ролевой игре» с детьми седьмого года жизни. Тема: «На приеме у логопеда»

Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие; Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в от...