ККонсультация «Роль сказки в нравственном воспитании детей»
консультация ( группа) по теме

Чернышова Наталья Алексеевна

В данной консультации говорится о том, какую роль играют сказки в системе методов и средств воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_skazki_v_nravstvennom_vospitanii.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Атемарский детский сад № 1 «Теремок»

Консультация для воспитателей

«Роль сказки в нравственном воспитании детей»

Провела:воспитатель Чернышова Н. А.


«Роль сказки в нравственном воспитании детей»

Все мы стремимся узнать нечто новое, познакомиться с последними разработками в области педагогики и психологии, использовать неизвестные ранее технологии и часто забываем о том, что нам известно с раннего детства — о сказках.

Детство — это в прямом и переносном смысле сказочный период в жизни человека. Наши предки многое не могли понять в окружающем их мире и придумывали собственные объяснения происходящему. В 21 веке разгаданы многие тайны природы, сбылись мечты о «коврах — самолётах», «сапогах — скороходах», «гуслях — самогудах», но сказка осталась.

Почему сказка жива? Может быть потому, что она разительно отличается от будничной действительности и позволяет сделать невозможное возможным, пусть даже и в мечтах?

Сказка — это творчество, которое не знает ограничений. И тем не менее, учёные всё чаще обращают внимание на то, что сказка уходит из детского сада и из семьи, а значит и из жизни ребёнка. Взрослым некогда читать и рассказывать сказки, а дети в лучшем случае смотрят мультики.

Казалось бы, ничего страшного не происходит, но ведь на самом деле сказка — это не просто выдумка. Она помогает маленькому человеку понимать окружающий мир и создавать собственный, испытать себя и преодолеть собственные страхи. Сказку можно придумать, нарисовать, спеть. Сказка всегда ассоциируется с такими словами, как: детство, теплота, бабушка, радость.

Нам кажется, что сказка была всегда. Но учёные до сих пор не пришли к единому мнению о том, когда и как появились сказки.

Многие педагоги и психологи доказывают положительное влияние сказок на развитие ребёнка.

Известный психоаналитик Б. Бетельхейм считал, что только сказки способны помочь ребёнку, особенно если у него есть серьёзные нарушения в поведении и общении, найти смысл жизни, обрести уверенность в себе и в своём будущем. Наиболее продуктивно используют сказку врачи. Уже существует подтверждение того, что детям с помощью воображения удавалось управлять физиологическими процессами.

Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Даже простое чтение сказок даёт удивительный эффект и помогает человеку преодолеть различные жизненные трудности.

Идея сказок, их смысл — в активной борьбе со злом, уверенность в победе добра, прославлении труда. Защите простого человека. В сказке ребёнок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определённое отношение к жизни.

Нет необходимости говорить о том, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. В системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны быть примером для подражания. Только нужно направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

Читая сказки детям, мы заботимся о том, чтобы при слушании, например, сказки «Репка» дети не только поняли содержание, но и испытали радость от того, что репка выросла большая — пребольшая; только все вместе: дед, бабка, внучка,  Жучка, кошка и маленькая мышка смогли вытащить её.

С помощью сказки мы закрепляем гуманные чувства, возникающие у детей в процессе общения с природой. Например, читая сказку К. И. Чуковского «Доктор Айболит», вызываем сочувствие печальному мотыльку, который говорит:

«Я на свечке себе крылышко обжёг.

Помоги мне, помоги мне, Айболит:

Моё раненое крылышко болит».

А затем вместе с детьми радуемся тому, что доктор Айболит пришил мотыльку новое крылышко.

Беседы по сказкам, раскрывающим моральные поступки, отличаются известной сложностью и ставят нас перед необходимостью решать определённые задачи: донести до сознания детей основную идею сказки, научить его разбираться в мотивах поступков героев, справедливой оценке образа; определять своё отношение к героям, к событиям.

Используя содержание сказок для воспитания у детей добрых чувств, мы одновременно приучаем малышей быть на занятии внимательными, не мешать друг другу, не отвлекаться и не перебивать чтение или рассказ взрослого. Достигается это путём эмоциональной оценки, которую воспитатель использует в конце занятия: «Вот и сказочке конец. А кто слушал — молодец!».

Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно, чтобы ребёнок регулярно прикасался к этим нормам.

Меняется мир, меняются поколения. Но и в новом мире, и в новой России всё также популярны сказки великих писателей. Наверное, потому, что  они повествуют о вечных, незыблемых ценностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

   Важной специфической особенностью воспитания через сказку является возможность использования эмоционального воздействия сказки на личность ребёнка, для усиления воспитательно...

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...

Доклад: «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста».

Информация о том, как сказки влияют на нравственность детей. Развитие и воспитание в душе каждого ребёнка духовного начала....