«ФЭМП у дошкольников через дидактические игры»
статья (младшая группа) на тему

Доклад  на тему: «ФЭМП у дошкольников через дидактические игры» (Из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_u_doshkolnikov_cherez_didakticheskie_igry.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №13 «РОДНИЧОК»

Выступление на педагогическом совете № 2

«Состояние работы коллектива ДОУ по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Воспитателя группы общеразвивающей направленности «Смешарики»

Пивненко А.Г.

Тема доклада: «ФЭМП у дошкольников через дидактические игры»

(из опыта работы)

пгт Высокий, 2015

ФЭМП у дошкольников через дидактические игры

(из опыта работы)

Дидактическая игра - это игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразить учебную деятельность ребенка, вносят занимательность.

Работая с детьми младшего возраста, воспитатель должен сам включаться в игру. Вначале следует привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним.

При разработке непосредственно образовательной деятельности с использованием дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП я  учитываю:

  • Психологические особенности и возможности детей этого возраста.
  • Необходимость сбалансированности нагрузки и исключения перегрузок при проведении занятий с элементами игр.
  • Необходимость безусловного соблюдения заданного образовательным стандартом объёма программного материала.
  • Возможность недостаточной подготовленности детей на момент начала обучения.

Дидактические игры математического характера для детей младшего дошкольного возраста содержат большие возможности расширять и закреплять знания о количестве: «один» и «много»; о равенстве предметов, понимать выражения: столько — сколько, поровну, по одному — много, ни одного. Сравнивая предметы, усваивать их величины: длиннее — короче, одинаковые, выше — ниже, шире — уже, толще — тоньше, больше — меньше. Определять форму: круг, квадрат, треугольник. Различать пространственные направления: вперед, назад, направо, налево. Ориентироваться во времени: утро, день, вечер, ночь.

Например, дидактическая игра «Сбор грибов» дает возможность закреплять знания «один» и «много». Я заранее расставляю в разных местах групповой комнаты — грибы. Затем идем с детьми собирать грибы. Собрав грибы, дети складывают их в корзиночку. А я в это время, создав эмоциональную обстановку, говорю: «Пошли, дети, в лес. Ника нашла самый большой гриб с красной шапочкой — подосиновик. Герман нашел гриб подберезовик с коричневой шапочкой. Варя нашла маленький подосиновик»... Набрав грибов, дети собираются вместе, достают их из корзиночек, смотрят, кто сколько собрал, и устанавливают, сколько грибов всего — «много». Затем я предлагаю детям взять свои грибы, «много» исчезает. Интерес к игре вызывает игровое действие — отыскивать грибы. Это дает возможность несколько раз повторять игру и подводить детей к пониманию того, что множество состоит из отдельных элементов.

Эта же программная задача может выполняться  в дидактической игре «Найди игрушку». Каждый ребенок должен принести предварительно разложенные на видном месте воспитателем машины или кубики и положить на стол. Когда все дети принесут игрушки, следует обратить их  внимание на то, как много у нас стало машин (или кукол). Ксюша принесла одну, Рита тоже принесла одну куклу, и т. д. и стало их много. Игра повторяется несколько раз.

Для закрепления на прогулке можно провести эту игру с выносным материалом, листьями, сухими веточками, шишками. Важно, чтобы все дети, принимающие участие в игре, были активны, и была создана эмоциональная игровая обстановка.

Получая знания о круге, квадрате, треугольнике, мы с детьми проводили дидактическую игру «Чудесный мешочек». Дидактическая задача — выбрать заданную фигуру на ощупь, вынуть ее из мешочка и назвать, так же эта игра способствует развитию тактильно-кинестетической чувствительность пальцев рук.

 Вначале в мешочек можно положить плоскостные фигуры, затем объемные, а потом плоскостные и объемные можно смешать.

 Геометрические фигуры плоскостные, которые кладутся в «чудесный мешочек», дети должны хорошо знать. Только в этом случае дидактическая игра пройдет интересно и заставит детей преодолевать трудности при выполнении правил игры и игрового действия, т. е. отыскивания фигуры на ощупь.

Понятия «большой» и «маленький» дети смогут закрепить в дидактической игре «Спрячь шарик в ладошки». На стол я выкладываю много шариков различной величины. Предлагаю полюбоваться разноцветными шариками, а затем прошу ребенка взять красный шарик и спрятать его в ладошках. Обращаю внимание детей, на то, что шарик спрятался весь, а затем прошу другого ребенка  спрятать зеленый шарик - побольше. Ребенок раскрывает ладошки, пытается пальцами охватить весь шар, но спрятать его не получается. Прошу других детей проверить, спрятался ли шар. По очереди все пытаются спрятать шар. Делаем вывод, что зеленый шар — большой и его трудно спрятать, а красный — маленький, его легко спрятать. Дети сравнивают шарики.

 Эту же игру можно усложнить. Прошу ребенка закрыть глаза и протянуть ладошки, соединенные вместе вперед перед собой. Кладу шар в ладони и прошу ребенка сказать, большой он или маленький.

Повтор игры, фиксирует внимание детей на величине и учит ощупывающими движениями рук определить размер шара. Игру можно использовать при закреплении знаний «больше», «меньше». Для проведения этой же игры могут быть подобраны и другие игрушки и предметы, но обязательно контрастные.

Игра «Правильно считай по звуку» развивает умение соотносить количество звуков и предметов, совершенствуется слуховое восприятие детей. Сколько раз воспитатель ударит в бубен — столько ребенок должен принести кукол.

Знакомя детей с формой, вначале предлагаю детям простую задачу, подобрать предметы одинаковой формы (круглой или треугольной) и сложить их в коробку. Выбирая из определенного количества разнообразных по форме фигур только фигуры указанной формы, ребенок, путем одинаковых, много раз повторяемых правил игры, закрепляет представление о форме.

 Второе задание в игре дается с усложнением — на другом материале подобрать для кукол мячи, соответствующие их величине (большой кукле — большой мяч), и т. д.

Вместе с детьми мы рассматриваем предметы различной формы: мяч, шар, кольцо — круглой формы; пирамидка, морковка — треугольной формы. Затем раздаю детям карточки с изображением геометрических форм (круг, квадрат, треугольник) и прошу положить свою карточку около похожего предмета.

Детям четырех лет легче усвоить пространственные ориентировки, когда они видят предмет, движущийся в нужном направлении. Например, в игре «Прокати шарик» я ставлю дидактическую задачу прокатить шарик вперед, а затем назад. На протяжении всей игры неоднократно повторяется слово «прокати» (например, «Вот как хорошо катится Варин шарик вперед, а давайте посмотрим, как он будет катиться назад»). Стараюсь добиваться проговаривания этих определений от детей. Аналогично можно провести игру «Покажи, что я скажу», она тоже связана с движением.

Более сложная дидактическая игра «Что изменилось». Воспитатель вместе с детьми ставит на стол знакомые игрушки. Один ребенок выходит за дверь, а в это время воспитатель вместе с детьми делает перестановку одной игрушки. Вошедший должен вспомнить, где стояла игрушка а сейчас ее поставили слева или справа от игрушки, стоящей рядом. Вначале игры можно взять за основу большую куклу или мишку и давать пространственное определение игрушки по отношению к этой большой кукле.

Таким образом, дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на непосредственно образовательной деятельности, давать задания, посильные каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка. Дидактические игры будят детское воображение, создают приподнятое настроение, так как игра доступна и понятна ребёнку. Дидактические игры активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Дидактические игры делают сам процесс обучения эмоциональным,  позволяющим ребёнку получить собственный опыт.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкольников через дидактические игры экологического характера".

Данное пособие, является как один из способов, развития речи ребенка в логопедической группе через игру....

Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»

Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»Цель: Выполнение годовой задачи:определить эффективность воспитательно-образовательной работы ...

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры

Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников....

Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения. "Путешествие в страну игры и цветов" в старшей группе

1.      Беседа о цветах первоцветах2.      Рассматривание слайдов о Древнем Риме и цветах3.      Чтение стихов о цветах4....

Развитие сенсорных способностей дошкольников через дидактические игры

В данной работе представлены материалы из педагогического опыта по развитию сенсорных способностей у детей дошкольного возраста через дидактические игры с использованием разнообразных методов и приемо...

Экологическое развитие дошкольников через дидактические игры

Экологическое воспитание Становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим, созидающим её....

ФЭМП у дошкольников через дидактические игры

Дидактические игры по ФЭМП с дошкольниками (из опыта работы)...