Экологическое развитие дошкольников через дидактические игры
творческая работа учащихся по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

 

 

 

 

Экологическое воспитание Становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим, созидающим её.

 

 

 

 

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Цель: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

 
 

 

 

Задачи: Развитие познавательного интереса к миру природы Направление активной деятельности на осознанное сохранение природы Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру Формирование экологических знаний

 

 

 

 

 

Работа с родителями: Открытые занятия Мероприятия с участием родителей Ознакомление родителей с результатами обучения Участие родителей в природоохранительных акциях, походах, соревнованиях

Конечно, большая помощь и работа в экологическом воспитании требуется и от родителей. Ведь они — образец для подражания. Если родители на глазах ребенка равнодушно пройдут мимо выпавшего из гнезда птенца, ударом топора срубят красавицу — березку, чтобы развести костер, то вряд ли работа воспитателя даст положительный результат. Поэтому воспитатель должен обязательно вести работу с родителями. Проводить консультации, беседы, тематические собрания, викторины и КВНы экологического содержания. А еще каждому ребенку нравятся игры в семейном кругу. А участие взрослых в игре помогает проникнуть им в мир интересов ребенка, и родителям стоит предложить воспользоваться этой возможностью.

Нередко бывает, что взрослые заняты приготовлением пищи, а ребенок находится рядом и не знает, чем заняться. Посоветуйте родителям поиграть с ним. Можно поиграть во «вкусные загадки». Ребенок закрывает глаза, а мама кладет ему в рот кусочек морковки, которую режет для супа. Ребенок хрустит ею, улыбается и отгадывает. А потом называет ее признаки: твердая, хрустит, сладкая. Так и с другими овощами и фруктами. Чем не игра7 также можно отгадывать фрукты и овощи на ощупь, называя уже другие признаки: гладкий, круглый, большой и т. д.

Или мам возвращается с ребенком из детского сада. Можно поиграть в цепочку слов, например, о признаках времени года. А для того, чтобы скрасить ожидание в магазине, можно использовать игру «Отгадай по описанию», мама описывает фрукт или овощ, который хочет купить, а ребенок отгадывает. Совершая совместные прогулки и поездки на природу, собирая природный материал: шишки, желуди, листья и семена растений, родители закрепляют с детьми названия деревьев, трав и цветов. А после можно смастерить отличные поделки из природного материала. Ведь в каждом взрослом живет маленький ребенок и для них игра — тоже увлекательное занятие.

 

 

 

 

ПОДДЕЛКИ на тему «Природа»

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивающая экологическая среда Уголки в группах Растительный мир на участке Учебно-наглядные пособия и дидактические игры

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Я глубоко убеждена, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего детства. Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Природа способствует умственному развитию детей. Их логическому мышлению и речи. Если приучать детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, замысловатой формой снежинки, то у ребенка развивается художественный вкус, он может глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном.формирование у детей экологической культуры — дело очень сложное и требует от воспитателя кропотливого и творческого потенциала. Знания — не самоцель в экологическом воспитании, но именно они — необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые в природе.

 

Элементы развивающей среды способствуют Познавательному развитию ребёнка Эколого-эстетическому развитию Оздоровлению ребёнка Формированию экологически грамотного поведения Экологизации различных видов деятельности

Знания, полученные на занятиях, прогулках,  во время практической деятельности уточняются, конкретизируются, закрепляются в процессе дидактической игры. Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных и имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций и познавательных способностей дошкольников.

Часто на занятиях я использую художественную литературу. Произведения российских писателей о природе глубоко воздействует на чувства детей. После прочтения провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость и восторг. Дети задают вопросы,  где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасет?», «А они не замерзнут?», «А почему ему никто не помог?» и т.д

Проводим конкурсы детских рисунков, поделок из природного материала, дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестер и братьев к изготовлению поделок. Очень важно убедить родителей продолжать начатое в детском саду дело и дома. В целях более эффективного взаимодействия с родителями подобран материал и оформлены папки-передвижки с консультациями по тематике экологического воспитания дошкольников. Экологическое воспитание невозможно без участия родителей. С этой целью проводятся родительские собрания, посвященные экологической тематике, анкетирование, беседы – эта работа способствует повышению экологической культуры родителей.

Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть милосердными. Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении, в природе родного края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Макет «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» Макет «Лес»

 

 

Уголок наблюдения за природой

 

 

Работа с детьми Занятия  Практическая деятельность в природе Природоохранительные акции Дидактические игры Праздники и развлечения по экологическому воспитанию

При проведении различных занятий по экологическому воспитанию использовали следующие виды игр: дидактические игры, игра «Путешествие в мир природы», «Необычное путешествие», «Скорая помощь», «Грибная полянка», «Построй свой домик» и т.д.

Во время прогулок были проведены подвижные игры: «У медведя в гостях», «Раз, два, три, к дереву беги». Дети уже знают особенности «своего» дерева и др.

 

 

 

Наблюдение за ростом лука

 

 

 

image

 

 

 

 

 

 

Уход за цветами

 

 

Экскурсии и природоохранительные акции Знакомство с многообразием органического мира, наблюдение за объектами и явлениями природы в разные времена года Деятельность по сохранению объектов природы

 

 

Уборка территории Посадка цветов

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические игры Воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры Развитие познавательных способностей, получение новых знаний, обобщение и закрепление Обучение детей применению имеющихся знаний в новых условиях.

Задача воспитателя — создавать ситуации, в которых у ребят могут возникать радость от общения с природой, чувство глубокого удовлетворения от увиденной красоты, желание беречь и сохранять природу.

Но как приобщить к этому ребенка? Ведь он еще очень мал для того, чтобы понять и почувствовать это самостоятельно. И тут на помощь приходит игра!

Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, ловкость, дисциплинированность, умение находить и принимать решения. В становлении экологического сознания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения в природе.

Педагогически правильно организованная игровая деятельность позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим и объясняются огромные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Интересная игра создает бодрое, радостное настроение, делает жизнь детей полной, удовлетворяет их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях ребенок будет плохо развиваться, если лишен увлекательной игры.

Особое внимание педагог должен обращать на использование игры в разных формах воспитательно-образовательного процесса. Для того, чтобы ребенок получил необходимую информацию, знания и умения, воспитатель включает игру в непосредственно-образовательную деятельность, труд, наблюдения.

 

Виды дидактических игр.

В педагогике существует несколько видов дидактических игр. Бондаренко А. [9] указывает, что все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

- игры с предметами (игрушками, природным материалом);

- настольные печатные игры;

- словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре ВлМагазинВ».

Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях, явлениях природы, объектах живой и неживой природы (ВлУстроим кукле комнатуВ»), о литературных произведениях (ВлПутешествие в страну природоведческих сказок и сказок о животных В»), о нормах поведения в природе (ВлЧто такое хорошо и что такое плохоВ»).

Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера.

Детям 5-7 лет предназначены игры с бирюльками, кеглями, бильбоке, настольным бильярдом. Особенно велика роль таких игр на границе перехода к школьному обучению. Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук, четкий зрительный контроль за этими движениями - важные предпосылки для подготовки ребенка к овладению письмом. В таких играх воспитывается сообразительность, умение ориентироваться в пространстве, настойчивость и терпение.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами (Черница М.) [87].

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.

Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных яблока). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины одна - легковая, другая - грузовая). Наконец, старшим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски.

В подборе картинок по общему признаку (классификация) требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре ВлЧто растет в саду?В» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Также ещё проводятся игры на запоминание состава, количества и расположения картинок. (Проводятся так же, как и с предметами) Например, в игре ВлОтгадай, какую картинку спрятали?В» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (слева, справ, вверху, внизу, сбоку, впереди), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании (Латий Е.)[67]

В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: ВлЗоологическое лотоВ», ВлЦветут цветыВ», ВлМы считаемВ», ВлСказкиВ». В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: ВлИгрушкиВ», ВлГеометрические фигурыВ», ВлЯгодыВ», ВлГерои мультфильмов о животныхВ»(50 игр с буквами и словами) [91].

В играх типа ВлЛабиринтВ» предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используется игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной (ВлАйболитВ», ВлПодвиги ПерсеяВ», ВлЗолотой ключикВ»). Дети ВлпутешествуютВ» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение правильно считать и предвидеть результат действий.

Распространенные настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей - сложный процесс осмысления, работы воображения. (50 игр с буквами и словами) [91].

В настоящее время популярны пазлы, где картинки особой техники соединения, разделены на несколько частей и имеют различное содержание (изображение сценок из мультфильмов, животных, фруктов и овощей).

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.

Преимущественно словесные игры проводят с детьми старшего возраста. Условно словесные игры делят на 4 группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: ВлПродуктовый магазинВ», ВлКогда это бывает?В», ВлГде был Петя?В» Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: ВлПохож - не похожВ», ВлУгадай, что где растет?В» Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третью группу игр: ВлКому что нужно?В», ВлНазови три предметаВ», ВлНазови одним словомВ».

В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора ВлИспорченный телефонВ», ВлКраскиВ», ВлЛетает - не летаетВ», ВлБелого и черного не называтьВ».

 

 

 

Дидактические игры, в которых дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

При ознакомлении с природой используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры - с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: ВлЧудесный мешочекВ», ВлВершки и корешкиВ», ВлЧьи детки на этой веткеВ». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Настольно-печатные игры - ВлЗоологическое лотоВ», ВлБотаническое лотоВ», ВлЧетыре времени годаВ», ВлМалышиВ», ВлЯгоды и фруктыВ», ВлРастенияВ», ВлПодбери листьяВ», парные картинки. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним.

Словесные игры. (ВлКто летает, бегает, прыгаетВ», ВлВ воде, воздухе, на землеВ», ВлНужно - не нужноВ») проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует. При повторной игре сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре, руководит со стороны, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно.

Начиная со средней группы путь обучения игре иной. Вначале воспитатель рассказывает содержание игры, предварительно вычленяет одно-два важных правила, по ходу игры еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. На следующем этапе дети играют самостоятельно, воспитатель наблюдает за игрой, исправляет ошибки, разрешает конфликты. Когда интерес к игре спадает, воспитатель предлагает новый ее вариант.

Игровые упражнения и игры-занятия. Наряду с перечисленными играми в работе с детьми используют большое количество игровых упражнений (ВлНайди по листу деревоВ», ВлУзнай на вкусВ», ВлНайди к цветочку такой жеВ», ВлПринеси желтый листикВ» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Проводят их со всей группой детей либо с частью ее. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.

Игры-занятия (ВлЧудесный мешочекВ», ВлЦветочный магазинВ» и др.) имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. Используются игры-занятия в младших и средних группах, в старших группах даются как часть занятия.

Подвижные игры. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как ВлНаседка и цыплятаВ», ВлМыши и котВ», ВлСолнышко и дождикВ», ВлВолки и овцыВ». Дети, подражая действиям, имитирую звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

Творческие игры. В игре дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице), при всём этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе.

Для развертывания творческих игр природоведческого характера необходимо иметь наборы игрушек - сельскохозяйственные машины, животных.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми надо руководить. Воспитатель помогает детям в подборе и использовании природного материала в играх, показывает способы его использования.

 

 

 

 

 

 

 

Выводы Уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у детей среднего дошкольного возраста составляет 50 %, средний 25 %.

 

 

Выводы Главное – личная убеждённость педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

 

 

Дерево, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Памятка для родителей47 КБ
Plain text icon игры12.57 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                      Д.Д.Павлова, воспитатель

                                                                                 МБДОУ  «Детский сад №74»

                                                                                РТг.Казань

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н, Эльконина Д.Б) показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Игра привлекает всех - она вызывает интерес к содержанию, заряжает положительными эмоциями, улучшает настроение. Тем более игра необходима в системе дошкольного воспитания – ведь она является основой любой деятельности ребёнка этого периода жизни. [4,128]. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

Эльконин Д.Б подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, учится строить свои отношения с природой. Игра для ребенка – это серьезное занятие. «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» – К.Д. Ушинский. Именно поэтому педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.  [3,39] В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе воспитателей. О важности использования дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста писали Л.И.Грехова, В.А.Дрязгунова,  Г.В.Кирикэ,  А.С.Макаревич, С.Н.Николаева и др. [3,37]. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Если рассматривать роль дидактической игры в экологическом воспитании то следует сказать, что эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания. Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет («зоопарк», «ферма», «цирк» и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое ее и спровоцировало. В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу. Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е. он физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому наше дошкольное учреждение уделяет большое внимание экологическому воспитанию детей. За время работы в ДОУ нами был собран материал по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста: подбор методической и художественной литературы, наглядно-демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, сюжетные картинки, фотоиллюстрации, альбомы тематические), модели и схемы. Для решения задач экологического образования дошкольников, для формирования экологической культуры и развития экологических представлений тщательно подобраны дидактические игры – как одно из средств экологического воспитания. Игры различны по характеру используемого материала: игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные. Например, игры с природным материалом: «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее соберёт?», и т.д. наиболее эффективны при ознакомлении детей с природой, поэтому мы включаем их в работу с раннего возраста. Подобные игры вызывают у детей неподдельный интерес и активное желание играть. Играя с семенами растений, листьями, камушками, цветами, веточками дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками, одновременно прикасаются к природе, учатся беречь листик, цветок. Настольно-печатные игры интересны при ознакомлении с миром животных и растений, явлений живой и неживой природы. Направленность этих игр - уточнение представлений об окружающем, систематизация знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. Они содействуют формированию конкретных представлений о животных «Зоологическое лото», «Крылья, лапы и хвосты», растениях – «Ботаническое лото», «Мир растений» и т.д. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Эти игры интенсивно развивают мышление, умение привлекать и использовать имеющиеся знания. Это такие игры, как «Когда это бывает», «А что потом?», «Отвечай быстро» и т.д. Подвижно-дидактические игры удовлетворяют потребность растущего ребёнка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Для обогащения экологических представлений  подобраны такие игры как:

- о взаимосвязях в природе («пищевые цепочки», «закончи предложение», «угадай какой ты зверь», «какое время года?»).

-о человеке как о части природы («не ошибись», «стань другом природы», «что вырастили люди», «Человек и природа»).

О культуре поведения в природе («угадай правило», «не ошибись», «подбери пару»)

- о многообразии и разнообразии природных объектов («Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Птички в гнёздышках»). Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе [3,40].

В своей работе мы используем дидактические игры не только в свободной деятельности, но и включаем их в непосредственно образовательную деятельность: речевое развитие – составление описательных рассказов, рассказы из личного опыта), по физическому развитию и т.д. Во время непосредственно образовательной деятельности объединяем познавательные задачи с игровыми моментами (определение свойств, качеств предмета, классификация групп предметов). Используем дидактические игры и во время прогулок, экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.

Игра – путь детей к познанию мира. Использование дидактических игр на занятиях и в самостоятельной деятельности помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления о природе и взаимосвязях в ней, воспитать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому. Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным.

Литература:

  1. Богданец Т. Игры и экология // Дошкольное воспитание.- №7.-2006.
  2. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник для учащихся пед.училищ по специальности «Дошкольное воспитание»/ С.А. Веретенникова.- М.: «Просвещение», 1973. – 256с.
  3. Газина, О. Играя, познаём природу //Дошкольное воспитание.- №7. -2006.
  4. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: пособие для педагогов дошкольных учреждений /С.Н, Николаева, И.А. Комарова. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2005. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Развитие экологических представлений дошкольников через дидактическую игру».

Опыт работы по теме: "Развитие экологических представлений дошкольников через дидактическую игру"....

развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры

человек стал человеком когда услышал шопот листьев...

план по самообразованию на тему " Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры".

план по самообразованию на 2020-2021уч.год для создания оптимальных условий для развития позновательно- иследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, творческого развития...

Самообразование " Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры"

В самообразовании подобрана литература для самоизучения темы по экологическому воспитанию....

План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»

Ребёнок дошкольного возраста - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и пережи...

Обобщение опыта работы по теме «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры в условиях ФГОС»

В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения, в том числе дошкольников. Именно в этот период маленький ребенок позн...