Опыт работы по теме: «Развитие экологических представлений дошкольников через дидактическую игру».
материал ( группа) на тему

Золотова Оксана Юрьевна

 Опыт работы по теме: "Развитие экологических представлений дошкольников через дидактическую игру".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx31.43 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:

«Развитие экологических представлений  дошкольников через дидактическую игру».

«Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека,

и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью неприятной искусственностью. К.Д. Ушинский.

  1. Актуальность выбранной темы.

Новые социальные ориентиры, характерные для нашего общества, обусловили необходимость создания такой системы образования, которая предусматривала бы всесторонне развитие личности ребенка, его способностей. Беря за основу в работе нашего учреждения программу нового поколения «Развитие»  Л. А. Венгера, коллектив решает задачи развития у детей интеллектуальных и творческих способностей на протяжении последних лет.

Работая в детском саду.  Я обратила внимание на то, что развивая интеллект ребенка, педагоги и родители используют новейшие достижения науки и техники, компьютерные игры становятся любимыми уже и для дошколят.  Это побудило меня обратиться к тому, что неразрывно связано с человеком – к природе. Учитывая приоритетное направление работы ДОУ, тему по самообразованию я сформулировала следующим образом: «Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе экологического воспитания».

  1. Теоретическое обоснование.

Первым на пути осмысления данной темы стало изучение научно-методической литературы. Об огромной роли природы в воспитании и обучении детей говорили такие классики педагогики как: Я.А. Коменский, Ж. Ж. руссо, И. Г. Песталоции, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Н. К. Крупская и многие другие.

В научных трудах вышеперечисленных исследователей указывается, что для развития интеллекта ребенка необходим богатый и чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира, природы, общественной жизни.  

Я.А. Коменский писал: «Нужно учить так, что бы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубрав и буков, т.е. знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах».

Ж. Ж. Руссо отмечал в своих трудах: «У ребенка есть особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем попытаться подметить у него это умение нашим».

Природа окружает ребенка с ранних лет. И. Г. Песталоции отмечал, что это источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям». Он писал по этому поводу: «С самых ранних этапов развития я хочу вести своего ребенка во все многообразие окружающей его природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы… Единственно, подлинный фундамент человеческого познания созерцание природы».

Н. К. крупская отмечала: «Право ребенка дошкольника на образование – право познать окружающую действительность».

Таким образом, разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивает доступность их понимания детьми и оказывает существенное влияние на совершенствование их мыслительной самостоятельности мышления. Природа предоставляет возможность для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию знаний.

  1. Цели и задачи работы.

Мною были изучены специализированные программы развития дошкольников, в частности: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжковой, а так же опыт работы по экологическому воспитанию других детских садов, новые методы, приемы, технологии развивающего обучения (опыты, эксперименты, модели и моделирование, проекты). Так же решая задачи развития по разделу «Экология» программы «развития», накопив определенный опыт, я пришла к выводу о необходимости углубленной работы по данному разделу, ее систематизация на основе включения в образовательный процесс методов, приемов развивающего обучения, форм организации направленных на решение задач интеллектуального развития детей.

На основе этого была поставлена главная цель моей работы по экологическому воспитанию  дошкольников – создать условия, обеспечивающие интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования экологической культуры через организацию учебно-познавательной, творческой, игровой деятельности дошкольников, с применение методов и приемов развивающего обучения.

Под экологической культурой понимается совокупность экосознания, экочувств, эко деятельности. Отсюда вытекают следующие задачи:

  • Формирование экологического сознания;
  • Воспитание экологических чувств;
  • Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране.

Одновременно с этими задачами были определены задачи умственного воспитания:

  • Формирование системы элементарных научных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;
  • Развитие познавательных интересов;
  • Развитие познавательной действительности, познавательных процессов и способностей, разнообразных способов умственных действий.
  1. Основополагающие принципы.

В основу моей работы положены принципы, которые берутся за основу в образовательной политике нашего детского сада:

  • Краеведенья,
  • Природосообразности.
  • Научности и доступности,
  • Спирали.
  • Междисциплинированности и интеграции содержания,
  • Деятельностного подхода.

Принцип краеведенья (изучение природы родного края) позволяет:

  • Формировать понятие на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
  • Использовать имеющуюся у детей информацию для того, что бы они применили свои знания в разнообразных видах деятельности,
  • Создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в которой каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.

Соблюдение принципа природосообразности, т.е. соответствие экологического образования законам развития детского организма, позволяет сделать педагогический процесс более эффективным и успешным.

При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания.

Принцип «спирали» заключается в том, что изучая те или иные объекты природы, дети идут из года в год по восходящей, углубляя и расширяя представления и понятия.

Принцип междисциплинарности и интеграции позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.

Организация обучения по принципу «от общего к частному» , при котором всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, способствует развитию их познавательной сферы.

Принцип культуросообразности , знаковой опосредованности. Вхождение в человеческую культуру начинается через освоение им знаковых форм культуры. Освоение данных знаков – это «клеточка» развития, вокруг которой движется развитие.  Овладение детьми знаковыми формами (эталон, схема, символ, модель и т.д.) не только изменяет отношения человека с миром, но и прежде всего, служат средством воздействия субъекта на самого себя, психика ребенка становится осознанной и произвольной.

Реализация деятельностного подхода  в образовании дошкольников заключается в организации «специфических видов детской деятельности» (А. В. Запорожец) – игра, конструирование, рисование и т.д. Основная задача при этом не научить ребенка делать что-то конкретное, а сформировать обобщенные способы деятельности, которые позволяют ему быть самостоятельным, оригинальным, успешным.

Следовательно, обращение в своей работе к данным принципам помогает строить образовательный процесс с учетом современных требований и рекомендаций государственной политики в образовании.

  1. Методы и приемы.

Базовая программа Л. А. Венгера «Развитие» имеет достаточно полный раздел по экологическому воспитанию для решения задач интеллектуального развития мною отобраны наиболее эффективные методы обучения.

Наблюдение.  Моя задача как педагога, заключается в том, что бы развить органы чувств детей, расширять кругозор представлений, воспитывать внимание и все виды памяти. Во время наблюдений я предлагаю детям лупу, что не только поднимает интерес, улучшает процесс восприятия, но и позволяет ребенку практически действовать. С помощью наблюдения ребенок еще приобретает различные навыки (труд по уходу за растениями, животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений).

Следующий метод – детское экспериментирование. Знания, полученные в ходе деятельности прочные и осознанные. Экспериментирование – это типичная для дошкольника деятельность, включающая в себя действия с объектами позволяющими раскрыть их свойства , включить свой опыт.

Программа Л. А. Венгера «Развитие, по которой мы работаем, предусматривает обязательное включение метода экспериментирования в деятельность детей. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулки. Для развития интереса и познавательной активности в группе создана мини-лаборатория. Материалы, расположенные в ней находятся в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

Таким образом, наблюдения, опыт и практическая деятельность способствует накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего осознания, обобщения, раскрытия причин и взаимосвязей в природе.

Важный метод экологического воспитания – словесный, который возможно использовать в разных формах работы с детьми. Беседа – четкая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. В беседе развивается умение выделять главную мысль и факты подтверждающие ее.

Словесные методы и приемы обучения применяются как средство регуляции практической, предметной, и исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Макетирование помогает осознать явления окружающего мира, проследить за изменениями в природе и окружающей среде.

Макет отражает существенные особенности натуры, воспроизводит значимые стороны и признаки объекта. Макет – это результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное  игровое пространство. Он может быть напольным, настольным, подиумным, настенным.

Эффективным методом интеллектуального развития дошкольников является использование моделей и моделирования.

Модель – это «устройство», воспроизводящее, имитирующее строение и действие какого- либо другого («моделируемого») устройства, любой образ (схема, чертеж, график и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления, используемого в качестве «заместителя, представителя».

Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов, систем объектов путем построения и изучения их моделей для определения и уточнения их характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов.

Основой программы Л. А. Венгера «Развитие» является использование моделей и моделирования в различных видах деятельности: конструктивной, изобразительной, речевой, в процессе ознакомления с природой.

Работа с моделями дает возможность обобщенно познать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.

Огромное значение в работе с детьми имеет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессе познания природы включаются игровые обучающие ситуации (ИОС), элементы сюжетно-ролевой игры.

Все обучающие типы ИОС требуют от воспитателя подготовки, продумывания сюжета, игровых действий с игрушками, куклой, атрибутикой, приемов создания и поддержания воображаемой ситуации эмоционального вхождения в роль.    

Игры ТРИЗ способствуют воспитанию у детей материального мировоззрения, осознанию ими объективности существования мира, иллюстрируют некоторые законы диалектики, формируют основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности. Имеют большое значение для усвоения знаний и представлений о мире, его закономерностях, связей и отношений.

Игры ТРИЗ вырабатывают умение критически оценивать окружающую действительность,  дети получают новые знания о природе, на практике овладевают моделью правильного поведения в природе.

В своей работе я использовала  метод проектов, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.  Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Он актуален и эффективен, поскольку дает возможность развивать у детей способности, формирует такие качества как творчество, инициативность, любознательность, активность.

  1. Формы организации детей.

Экологическое развитие детей дошкольного возраста предполагает использование разнообразных форм работы:

  1. В специально организованных условиях;
  2. В повседневном общении,
  3. В самостоятельной деятельности;
  4. В сотрудничестве и взаимодействии с родителями;
  5. Природо-сберегающие праздники и развлечения.

Основная роль в формировании системы первоначальных естественно-научных представлений отводится занятиям. Оно будет успешным и эффективным, если у детей сформирована познавательная мотивация на основе интереса к природе.  Моя главная цель на занятии – приобщение к систематической и творческой деятельности.

Наиболее эффективным по-моему мнению следующие формы занятия:

  • Интегрированные НОД;
  • Прогулка по экологической тропе;
  • Целевые прогулки;
  • Экскурсии в природу;
  • Поисковая деятельность;
  • Труд в природе;
  • Час экологического чтения;
  • Выставки рисунков экологического содержания.

Таким образом, решая задачи экологической, творческой направленности, стараюсь использовать разнообразные формы организации, которые позволяют интересно и увлекательно строить учебно-воспитательный процесс.

  1. Работа с родителями.

Экологическое воспитание дошкольника невозможно без помощи и поддержки семьи. Начальный этап – знакомство родителей с задачами и содержанием экологического воспитания. Групповое родительское собрание позволило обсудить этот вопрос, выработать единые подходы в воспитании детей.

Далее было проведено анкетирование родителей. В результате были выявлены увлечения детей и взрослых, обозначились проблемы, требующие педагогической помощи, и намечен план сотрудничества.

В нашей группе был проведен День открытых дверей, где дети показали своим родителям свои знания, умения и игры по экологическому воспитанию.

Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Родители не остаются равнодушными, и вместе с детьми готовят поделки из природного и бросового материала, собирают рисунки.

Одной из формы работы «Час экологического чтения». Для его организации один раз в неделю 2-3 ребенка получают задание вместе с родителями отыскать в домашней библиотеке интересную сказку, книгу, рассказ, стихотворение о природе.

  1. Итоги работы.

Таким образом, можно отметить, что уровень достижений детей по экологическому воспитанию, значительно повысился в результате планомерной, эффективной системы учебно-воспитательной работы в группе. Результативность работы обеспечивается правильным выбором эффективных методов, и приемов воспитания детей.

Я планирую продолжить работу в этом направлении и расширить использование метода проектов с целью интеллектуального развития дошкольников в процессе экологического воспитания.

Литература

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
  2. Венгер Л. А. «Развитие». – М.: 2000 г.
  3. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: «Просвещение», 1987 г.
  4. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  5. Рыжова Н. Т. Путешествие на речку. Дошкольное воспитание. – 2005. - № 7.
  6. Рыжова Н. А. Воздух – невидимка. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998.
  7. Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил.
  8. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
  9. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
  10. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - Москва: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.
  11. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1999г.
  12. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М.: новая школа, 1996.
  13. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Формирование экологических представлений через ознакомление с многообразием растений"

Основной целью моей работы является воспитание основ нового экологического мышления ребенка- дошкольника, проявляющегося в гуманном отношении к представителям растительного мира как к живым, непо...

Опыт работы по теме: «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность»

Игра - один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников обучения их различным видам действий с предметами, способам и средствам общения. Один из видов...

Обобщение опыта работы по теме "Развитие речи детей через дидактическую игру"

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»

На сегодняшний день —Поэтому перед нами встала задача, как научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жи...

Опыт работы по теме «Развитие экологических представлений у дошкольников через интеграцию различных видов деятельности»

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнений и разру...