Использование средств театрализованной деятельности для развития музыкальности детей дошкольного возраста
статья ( группа) на тему

Мищенко Мария Валерьевна

Использование средств театрализованной деятельности для развития музыкальности  детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_ped.chteniyah_2011_god.doc59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

 

Выступление на педагогических чтениях

«Использование средств театрализованной деятельности для развития музыкальности  детей дошкольного возраста»

 

Говоря о формировании творческих способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать музыкальные творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать музыкально- творческие способности необходимо с самого раннего возраста

   

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития музыкальных творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития музыкального творческого воображения

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Это объясняется двумя основными моментами: в - первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Как отмечает Петрова В.Г., театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.

Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.

В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний, физического совершенства.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности и развитие творческих способностей.

А умело, поставленные вопросы при подготовке к театрализованной деятельности побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию  речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, «совершенствуется звуковая сторона речи» Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

Это способствует развитие творческих способностей, проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.

Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших.

В создании игрового образа особенно велика роль  слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности как развитие детского творчества. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю  за своим поведением. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят.

Одним из важнейших факторов музыкального творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Было выделено шесть основных условий успешного развития музыкальных творческих способностей детей.

Давно известно, что для музыкального творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к музыкальному творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким музыкальным творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что музыкальное творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития музыкальных творческих способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность существования программы деятельности не только с одаренными детьми, но и со всеми воспитанниками ДОО.

Примерный план работы над образом.

1 задание

1)Прослушать музыку П.И.Чайковского «Жаворонок».

2)Мысленно нарисовать картину.

3)Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность музыки).

4)Уметь рассказать о картине, которую мысленно нарисовал.

5)Уметь подобрать  в памяти стихотворную строчку, иллюстрационную картину

.6)Выразительно прочитать ее (стихотворную строчку).

7)Пластикой показать (без слов) о чём эта музыка.

2. Задание

 1)Прослушать музыку Г.Свиридова «Метель».

2)Мысленно нарисовать картину и проиграть на музыкальных инструментах .

3)Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность музыки).

4)Уметь рассказать о картине, которую мысленно нарисовал.

5)Уметь подобрать в памяти стихотворную строчку, иллюстрационную картину

6)Выразительно прочитать её (стихотворную строчку).

7)Пластикой показать, о чём эта музыка.

3 Задание

1)Прослушать музыку Е.Тиличеевой «Лошадки».

2)Мысленно нарисовать картину и проиграть (прохлопать). 

3)Уметь рассказать о картине которую мысленно нарисовал.  

 4)Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность музыки).

5)Уметь в памяти подобрать стихотворную строчку, иллюстрационную картину.

6)Выразительно прочитать её (стихотворную строчку).

7)Пластикой показать, о чём эта музыка.

4 Задание

1)Прослушать музыку Э.Григ "Шествие гномов".

2)Мысленно нарисовать картину, проиграть на музыкальных инструментах и выполнить элементы танца.

3)Уметь рассказать о картине, которую мысленно нарисовал.

4)Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность музыки).

5)Уметь в памяти подобрать стихотворную строчку, иллюстрационную картину.

6)Выразительно прочитать её (стихотворную строчку).

7)Пластикой показать, о чём эта музыка.

5 Задание

1)Прослушать музыку Е.Тиличеевой "Весёлые лягушата".

2)Мысленно нарисовать картину, проиграть на музыкальных инструментах и выполнить элементы танца.

3)Уметь рассказать о картине, которую мысленно нарисовал. 

4)Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность музыки).

5)Уметь в памяти подобрать стихотворную строчку, иллюстрационную картину.

6)Выразительно прочитать её (стихотворную строчку).

7)Пластикой показать, о чём эта музыка.

В работе мы руководствуемся  следующими правилами:
1. не  перегружать детей,
2. не  навязывать своего мнения,
3. не позволять одним  детям  вмешиваться в  действия  других,
4. предоставлять детям возможность попробовать себя в  разных ролях.

Исходя  из опыта  работы можно выделить десять основных  этапов работы:


1. Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3. Работа  над отдельными эпизодами в форме  этюдов с импровизированным текстом (с перчаточными куклами).
4. Переход к  тексту пьесы:  работа  над эпизодами. Выбор  детьми ролей.
5. Создание эскизов декораций, костюмов.
6. Работа над выразительностью речи  и подлинностью  поведения в  сценических  условиях.
7. Репетиция отдельных картин в разных составах.
8. Репетиция всей  пьесы  целиком.
9. Премьера. Первые  зрители - родители.
10. Повторные  показы спектакля.

Использование  театрализованной  деятельности в  целях  развития речи и формирования ее выразительности, а так же социально-эмоционального развития  ребенка становится возможным при  выполнении следующих  условий:
- единство  социально-эмоционального и когнитивного развития,
- насыщение  этой  деятельности  интересным и эмоционально значимым для  детей  содержанием,
- постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности,
- наличие  интересных и эффективных методов  и приемов работы  с детьми,
- совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей)

Направления работы с детьми

  • Знакомство с художественными произведениями

    ( чтение, рассказывание, работы в книжном уголке и т.д.)

  • Выразительное  рассказывание
  • Проигрывание знакомых произведений, игры-драматизации, театрализованные игры
  • Использование различных видов театров
  • Упражнения для тренировки голоса, речи
  • Пластические этюды, упражнения с предметами
  • Творческая детская деятельность ( певческая, танцевальная, инструментальная, игровая)
  • Работа над мимикой, умением ориентироваться в пространстве
  • Знакомство  с театральной грамотой
  • Знакомство с музыкальными жанрами, формами

Мир детства, внутренний мир ребенка- ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Очень часто взрослые ставят перед собой вопрос - что же поможет открыть заветную дверцу в мир детского сознания? В этом им поможет игра. Игра связывает между собой взрослого и ребенка в одно единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять Вам, значит можно творить, фантазировать, воображать. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности, т.е. внимания, воображения, логики, мышления, хорошо развитой речи, мимики. Вся жизнь детей просто насыщенна игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша выбирать, брать на себя роль и действовать? Какое выбрать средство для тесного эмоционального общения? Как научить ребенка чувствовать, переживать? Как научить его верить в себя, научить перешагивать через «я стесняюсь»? Как сделать восприятие малыша максимально продуктивным, ярким и эмоционально насыщенным? В этом поможет музыкальная деятельность. Музыка раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка, дает реальную возможность адаптироваться в социальной среде. УБЕРЕЧЬ ОТ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГЛУХОТЫ - ЗНАЧИТ СДЕЛАТЬ ШАГ К ГАРМОНИИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

«Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» - консультация для родителей.  ...

« Актуальность театрализованной деятельности в развитии ребёнка дошкольного возраста»

Одним из основных направлений в  моей  педагогической деятельности является – активизация творческого потенциала ребёнка  и включение его в театрализованную деятельность.  Музыкаль...

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста.

Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!      С. И. Мерзлякова Одним из эффективных средств развития и воспитания ребенка ...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

«Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста».

В статье предложен материал из опыта работы. О том какое большое влияние имеет музыкально-театрализованная деятельность на развитие и становление личности ребенка. Как перенести детскую игру на сцену?...

Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...