Конспект НОД "Алёнушкины сказки" для детей младшего возраста по ознакомлению с русским фольклором
план-конспект занятия по художественной литературе (младшая группа) по теме

Борисенкова Екатерина Николаевна

Занятие "Алёнушкины сказки" - является одним из цикла занятий авторского проекта по развитие социально-коммуникативных качеств младших дошкольников "Начало начал". Носит интегрированный характер с включением регионального компонента. Форма проведения: тематическая игровая деятельность

ЦЕЛЬ.   Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:

1.Образовательные:

·        Закрепить знания о русских народных сказках, хороводных играх (танцах).

·        Активизировать словарь.

·        Формиовать у детей семейную принадлежность.

2. Развивающие:

·        Развивать эмоциональное восприятие, духовный потенциал ребёнка.

·        Развивать связную речь детей.

3. Воспитательные:

·        Формировать модель поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.

·         Фоспитывать у детей интерес к культуре своих предков.

·        .Воспитывать гуманное, бережное отношение ребенка к природе (окружающему миру).

 

·        Создать благоприятный психо-эмоциональный фон для сохранения и укрепления здоровья детей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_vo_2_mladshey_gruppe_alyonushkiny_skazki.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с№1 г. Сафоново.

Воспитатель высшей квалификационной категории

Борисенкова Е.Н.

КОНСПЕКТ  НОД  

по социально-личностному развитию для детей 2-ой младшей группы:

«Алёнушкины сказки»

(из цикла занятий проекта «Начало начал»)

ЦЕЛЬ.   Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

1.Образовательные:

  • Закрепить знания о русских народных сказках, хороводных играх (танцах).
  • Активизировать словарь.
  • Формиовать у детей семейную принадлежность.

2. Развивающие:

  • Развивать эмоциональное восприятие, духовный потенциал ребёнка. 
  • Развивать связную речь детей

3. Воспитательные:

  • Формировать модель поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.
  •  Фоспитывать у детей интерес к культуре своих предков.
  • .Воспитывать гуманное, бережное отношение ребенка к природе (окружающему миру).
  • Создать благоприятный психо-эмоциональный фон для сохранения и укрепления здоровья детей

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое»,  «Физическое развитие».

Оборудование:    декорации  подворья   деревеньки с внутренним убранством русской избы:

- стол с самоваром и чашками,  бублики,

- макет берёзки, лейка, «волшебный» клубок, «волшебный» камень,

- мягкая игрушка козлёнок,  плоскостной замок,

- картинки  с фрагментами русских народных сказок,

- генеалогические домики каждого ребёнка,

- русский сарафан,  магнитофон с аудиозаписью  песни «Самовар».

Предварительная работа: разучивание закличек, чтение сказок, изготовление  каждой семьёй группы  своего генеалогического портрета (домика), знакомство детей с родословной своей семьи (бабушки, дедушки, мамы, папы, братья, сёстры)

Групповое помещение стилизовано под  русскую деревеньку.   Дети заходят в групповую комнату.

                                                                         

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог обращается к детям:

- Посмотрите за окошко, как у нас сегодня красиво! Солнышко улыбается, все кругом сверкает. Талый снег искрится разноцветными огоньками. А какое чудесное сегодня небо? Синее-синее, а по нему медленно плывут легкие белые облачка, они никуда не торопятся и любуются сверху на нас и нашу деревеньку. Вы не хотите туда сходить и навестить бабушку-хозяюшку? Она наверное, нас уже заждалась.

 (Ребята идут в уголок «русской природы»,  вместе с педагогом отмечают, что все вокруг убрано, цветочки политы, собачка накормлена).

Педагог: А где же сама бабушка? (Раздается стук в дверь, заходит бабушка с корзиной, здоровается с ребятами, кланяется до земли, ребята делают тоже самое).

Бабушка: Я, ребятки, везде вас ищу! Не выполните ли вы одну мою просьбу? (дети соглашаются помочь)

  • У моей внучки Алёнушки нет друзей. Не возьмете ли её к себе в компанию, пока я занята? (ответы детей)

- Да только, где же она? (Ребята оборачиваются, а сзади них стоит Аленушка - воспитатель, переодетый   в русский народный костюм. Здоровается с детьми.

Бабушка:  (знакомит детей со своей внучкой и приглашает к столу.

Все садятся за стол, обращают внимание на самовар, который угощает ребят  чаем, рассуждают,  для чего он нужен, что сейчас пришло в нашу жизнь на смену самовару. А пока ребята «пьют чай». Аленушка огорчается, что рядом нет ее младшего братика, и рассказывает историю, как он превратился в козленочка (сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка») и как его унесла к себе в темницу злая Баба Яга. Аленушка просит ребят помочь ей выручить братца, потому что ей одной никак не справиться с заданиями и кознями злой старухи. Ребята соглашаются помочь Аленушке.

Бабушка:  А поможет Вам найти дорогу вот этот волшебный клубочек (даёт Алёнушке корзинку с волшебным клубком). Но показывает он дорогу лишь тем, кто совершает добрые дела и при этом не забывает произносить волшебное заклинание:

Алёнушка  подбрасывает клубок и произносит заклинание:

- Милый бабушкин клубок,      

Мы погладим твой бочок,

Чтоб не сбиться нам с пути,                                                                            

Покажи, куда идти!  (клубочек  падает рядом с самоваром)

Аленушка  прислушивается к самовару и озвучивает его шипение:

- Я вас чаем напоил,

За столом всех приютил.

В благодарность вы все вместе

Потанцуйте под мою любимую песню.

Аленушка: - Ребята согласны станцевать, но так как возле стола плясать нельзя, они просят волшебный клубочек показать им место для танцев, произносят заклинание, клубочек катится к березке. Ребята идут туда, включается русская народная песня «Самовар» в современной обработке, ребята танцуют, либо проводят хороводные игры. По окончании данной физминутки  Алёнушка  вновь слышит чей-то голос, прислушивается. А это плачет березонька):

- Вас, ребята, приютила,

Вас листочками укрыла.

В благодарность помогите

И водою напоите. (находят в корзинке лейку и поливают корни березки)                                                                

Берёзка:

- Помогите уж вдвойне:

Пыль с листочков сдуйте мне.

(Ребята дуют на кудрявые ветви березки - дыхательная гимнастика).

Аленушка отмечает, что ребята сделали уже много добрых дел, но главного они еще не выполнили, козленочек ведь еще в темнице у Бабы Яги. Куда же идти дальше?  (Вновь  бросают клубочек,  произносят заклинание. Клубок катится к большому камню, который преграждает путь).

 Слышится голос камня:

- Злая Бабка мне сказала

Вас к козленку не пускать.

Для начала вам, ребята,

Нужно сказки отгадать.

(Проводится дидактическая игра  «Отгадай сказку?») Дети отгадывают сказки    по предложенным картинкам, напоминая о  их содержании камню).

Наконец ребята добираются до темницы, в которой заперт козленочек, только решетка мешает ему выйти, а на решетке висит большой замок, который можно открыть только при помощи заклинания:

- Вы ладошками крутите,

После ручками машите,

Быстро пальчики сжимайте

И замочек открывайте. (Проводится пальчиковая гимнастика (2 раза))

Замок открывается и Аленушка забирает из темницы своего братика (мягкая игрушка), благодарит детей за оказанную помощь, козленочек тоже благодарит детей.

Затем Аленушка отмечает, что они уже очень долго гуляют, что бабушка уже наверное, волнуется, а родители  их тоже уже станут искать.  Алёнушка просит волшебный клубок отвести их обратно в деревеньку. Дети  произносят заклинание и идут к своим  «домам». А там Аленушка говорит, что сегодня познакомила ребят со своей бабушкой, с братиком и хочет, чтобы дети тоже рассказали о своих семьях. (Следует  несколько рассказов детей о своей семье с показом фотографий на генеалогических домиках).

Аленушка благодарит детей за такие чудесные рассказы и говорит, что в корзинке еще остались бублики, которые нужно разделить на всех.

По окончании занятия клубочек прыгает из рук и катится к входной двери. Это значит, что ребятам пора идти, потому что их давно уже ждут воспитатели. Аленушка прощается с ребятами, а ребята с ней.

             





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для районного методического объединения детей младшего возраста по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины «В гостях у Сороки - белобоки».

Конспектоткрытого занятия для районного методического объединения детей младшего возраста по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины...

Образовательная деятельность по физической культуре через русскую народную сказку, для детей младшего возраста.

Интегрированные  физкультурные  занятия  могут  развить  интерес  к  физическим  упражнениям, вызываю  ощущение  радости  на  пути  про...

Развитие речи детей младшего возраста посредством ознакомления с русской народной сказкой.

Доклад о влиянии русских народных сказок на развитие речи дошкольников....

Рабочая программа Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с русским фольклором в условиях детского сада «Берёзка»

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются...