Семинар – практикум для педагогов «Гендерный подход в воспитании дошкольников»
план-конспект занятия ( группа) на тему

Богданова Наталья Анатольевна

Обогащение педагогического опыта методами и приемами гендерного подхода к воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx108.52 КБ

Предварительный просмотр:

Материал для семинара – практикума для педагогов

«Гендерный подход в воспитании дошкольников»

                                 Подготовила: педагог-психолог Богданова Н.А.

Семинар – практикум для педагогов «Гендерный подход в воспитании дошкольников»

Цель: Обогащение педагогического опыта методами и приемами гендерного подхода к воспитанию дошкольников. Формирование у педагогов навыков анализа особенностей  мальчиков и девочек

Задачи:
1.    Смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения.
2.    Обобщить теоретические знания педагогов о процессе формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек дошкольного возраста.

3.    Повысить компетентность в вопросах полоролевого развития детей, его содержании, методах и приемах.

Участники:
1.    Педагоги всех категорий: воспитатели, музыкальные руководители, учителя-логопеды и т.д.
2.    Ведущие (педагог-психолог; старший воспитатель).

Форма проведения: семинар – практикум.

Регламент: 1,5 часа.

План проведения семинара:

  1. Анкетирование (Приложение 1)
  2. Теоретический блок
  3. Проблемные ситуации
  4. Заключительная часть: Блиц-опрос
  5. Домашнее задание «Составь свой психологический портрет»  (Приложение 2)

Методы:
•    консультирование;
•    анкетирование;
•    дисскуссия;
•    использование ИКТ;
•    проблемные ситуации;
•    блиц-опрос.

К семинару разработана памятка для педагогов «Организация педагогического процесса с учетом гендерного подхода».

Ход семинара:

- Гендерное воспитание. Что это? Аналог полового воспитание, хорошо забытое старое дань моде к новым словам или создание вариативных моделей образования?

- В детском саду с 21 по 25 апреля проходило анкетирование. Педагогам предлагалось ответить на вопросы, которые раскрывают гендерные стереотипы. В результате анкетирования, были составлены собирательные образы «настоящей женщины»; «настоящего мужчины»; образ «женского счастья» и образ «мужского счастья», а также рейтинговые характеристики по-настоящему женских профессий и по-настоящему мужских профессий.

1. Результаты анкетирования.

Вопрос для педагогов: Скажите, какова цель вашего педагогического воздействия на ребенка?

     В ходе совместного обсуждения данного вопроса педагоги пришли к выводу, что конечная цель – это всесторонне развитая индивидуальная личность ребенка. Но следует помнить, что в рамках гендерного подхода – это всесторонне развитые мальчики и девочки.

     Образ «настоящей женщины» и «настоящего мужчины» к которому стремится педагог в воспитании девочек и мальчиков, как правило, субъективен и опирается на некий житейский опыт воспитателя, при чем у каждого этот опыт свой, от того и образы, к которым мы стремимся отличаются. (Важно подвести воспитателей к той мысли, что на самом деле, нет универсального ответа на вопрос: «Каким должен быть мужчина или женщина?».

   Зачитываются результаты анкетирования.

Собирательный образ «настоящей женщины»:

  1. Первое место занимает следующая характеристика:

ДОБРАЯ; (набрала 6 голосов)

  1. Второе место:

МУДРАЯ; ЗАБОТЛИВАЯ; (4 голоса)

  1. Третье место:

НЕЖНАЯ; ЛЮБЯЩАЯ; ТЕРПИЛИВАЯ; (по 3 голоса)

  1. На четвертом месте:

ЖЕНСТВЕННАЯ; ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ; ВНИМАТЕЛЬНАЯ К МУЖУ И ДЕТЯМ; ЛАСКОВАЯ; УМНАЯ;  (набрали по 2 голоса)

  1. Самый низкий рейтинг имеют следующие характеристики:

ТРУДОЛЮБИВАЯ; ЭРУДИРОВАННАЯ; СКРОМНАЯ; В МЕРУ ВОРЧЛИВАЯ; ХОЗЯЙСТВЕННАЯ; СОПЕРЕЖИВАЮЩАЯ; ЭЛЕГАНТНАЯ; ИСКРЕННЯЯ; ЧЕСТОЛЮБИВАЯ; ХРАНЯЩАЯ ОЧАГ; ДОЛЖНА БЫТЬ МАТЕРЬЮ.

     Всего предложено 24 характеристики «настоящей женщины» (совместное обсуждение с педагогами проранжированных характеристик)

Собирательный образ «настоящего мужчины»

  1. Первое место заняла следующая характеристика:

РЕШИТЕЛЬНЫЙ; (набрала 5 голосов)

  1. Второе место:

УМНЫЙ; ОТВЕТСТВЕННЫЙ; (4 голоса)

  1. Третье место:

НАДЕЖНЫЙ; ЗАБОТЛИВЫЙ; (по 3 голоса)

  1. Четвертое место:

ТРУДОЛЮБИВЫЙ; ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ; ВНИМАТЕЛЬНЫЙ; ПОРЯДОЧНЫЙ; МУДРЫЙ; (набрали по 2 голоса)

  1. Самый низкий рейтинг имеют следующие характеристики:

ЛЮБЯЩИЙ СВОИХ ДЕТЕЙ; ЩЕДРЫЙ; ИМПОЗАНТНЫЙ; ТЕРПЕЛИВЫЙ; РАБОТЯЩИЙ; ГАЛАНТНЫЙ; МУЖЕСТВЕННЫЙ; ЧЕСНЫЙ; ПОНИМАЮЩИЙ; УМЕЮЩИЙ ПОСТОЯТЬ ЗА СЕБЯ; ГОТОВЫЙ ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ; ВЕЛИКОДУШНЫЙ; ОТЗЫВЧИВЫЙ; САМОДОСТАТОЧНЫЙ; ДОБРЫЙ; ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ.

     Всего предложено 26 характеристик «настоящего мужчины» (совместное обсуждение с педагогами проранжированных характеристик). При этом, такие характеристики, как ДОБРОТА, МУДРОСТЬ, ЗАБОТЛИВОСТЬ, ПОНИМАНИЕ, УМ, ТРУДОЛЮБИЕ, ХОЗЯЙСТВЕННОСТЬ, ТЕРПИЛИВОСТЬ; ВНИМАНИЕ К БЛИЗКИМ -  являются взаимоперекликаемыми.

Вопрос для педагогов: Для чего же мы стремимся воспитать в наших девочках и мальчиках «настоящих мужчин» и «настоящих женщин»?  Конечно же для того чтобы наши дети могли стать счастливыми. Только вот, что же такое «настоящее счастье»?

Собирательный образ «женского счастья»

  1. Первое место:

ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ, ЗАБОТЛИВЫЙ МУЖ (отдано 7 голосов)

  1. Второе место:

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ (4 голоса)

  1. На третьем месте:

МАТЕРИНСТВО И ЛЮБИМАЯ РАБОТА (по 1 голосу)

Совместное обсуждение с педагогами проранжированных характеристик.

Собирательный образ «мужского счастья»

  1. Первое место:

НАДЕЖНЫЙ ТЫЛ, ГДЕ ЕГО ЛЮБЯТ И ЖДУТ (отдано 3 голоса)

     На этом общность мнений закончена и далее следуют самые разные определения «мужского счастья», такие, как:

ГАРЕМ, БОГАТСТВО, БЕЗДЕЛИЕ;

ЧТОБЫ ЖЕНА НЕ ПИЛИЛА;

КАРЬЕРА, УСПЕШНОСТЬ СЕМЬЯ;

РЕАЛИЗАЦИЯ СЕБЯ;

ДОБИТЬСЯ КАКИХ- ЛИБО ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ.

     Два педагога не смогли сформулировать, что же такое «мужское счастье»

После совместного обсуждения с педагогами проранжированных характеристик можно сделать следующий вывод:

     Наше общество становится все более и более феминизированным и независимо от того, какие  качества мы воспитываем в девочках и мальчиках, нам необходимо  делать это, отказавшись от влияния собственных установок, т. к. они, как показал данный пример не всегда являются единственно верными. Конечно же более всего от наших женских установок страдают мальчики, но об этом мы поговорим позже, а пока следующий вопрос.

2. Теоретический блок.

Вопрос для педагогов: В чем различие понятий половое и гендерное воспитание?

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

В дошкольном образовании работа по данному направлению может осуществляться по двум направлениям, это:

1. Полоролевой подход в образовании, который  представляет собой традиционную систему взглядов на предназначение мужчины и женщины в обществе в соответствии с их биологическими характеристиками, воспитание мальчика и девочки соответственно традиционным нормам, требованиям, стандартам, которые предъявляет общество к человеку. Полоролевой подход больше опирается на физиологические различия между мужчиной и женщиной.

Сегодня сторонники биологической обусловленности полового поведения чаще всего сосредоточивают свое внимание на данных нейропсихологии и психофизиологии, говоря о специализации полушарий головного мозга. Известно, что в головном мозге наличествует межполушарная асимметрия, в результате которой левое полушарие отвечает за речь и эмоции, а правое – за математические и пространственные способности. Распространены взгляды, согласно которым «типичные» девочки обладают доминирующим левым полушарием, а «типичные» мальчики – правым. Однако всегда следует помнить, что людей с полным преобладанием какого–либо полушария практически не существует (кроме случаев патологии), а полушария работают во взаимодействии. И наконец, каждый третий ребенок вообще не имеет доминирования ни одного из полушарий! Поэтому данные о биологической «обусловленности» и «врожденности» различий являются достаточно относительными. В рамках полоролевого подхода приветствуется воспитание девочки женственной, фемининной, а мальчика мужественным, маскулинным. Исходя из этого, девочку воспитывают как мать, жену, хозяйку, а мужчину – как добытчика, защитника. До сих пор в наших школах проходят раздельные уроки труда для мальчиков и девочек: девочки готовят, вяжут, шьют; мальчики строгают, пилят, сколачивают. Таким образом, детей готовят выполнять в обществе традиционные профессиональные и семейные роли. Однако надо заметить, что обучение детей обоего пола тому, как пришить пуговицу и как забить гвоздь, несомненно, способствовало бы их лучшей адаптации в современной жизни.

2. Гендерный подход в образовании обращает внимание на социальный характер процесса формирования «мужественности/женственности».

На сегодняшний день выделено несколько направлений работы с детьми по дополнению и расширению возможностей их социализации:

• дополнение зон самореализации детей (например, поощрение девочек к занятиям спортом, а мальчиков – к самообслуживанию);

• организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;

• снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к выражению чувств;

• создание условий для получения девочками опыта самопоощрения и повышения самооценки;

• привлечение обоих родителей (а не только матерей) к воспитанию детей.

     Таким образом, гендерный подход в педагогике и образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности. Этот подход дает человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

     Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес. Гендерная социализация включает в себя три аспекта:

когнитивный –– ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения;

эмоциональный –– поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности;

поведенческий –– усвоение типичной для пола модели поведения.

Содержание воспитания и образования в дошкольном учреждении должно быть ориентировано не просто  на возрастные и психологические особенности детей, а на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые различаются:

− в физическом развитии и социальном поведении;

− в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;

− в проявлении агрессии и многом другом.

       В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию.

      В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников.

       Ни для кого не секрет, что система образования абсолютно бесполая: бытовая “совместность” мальчиков и девочек в наших детских садах, режим дня не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. Питание унифицировано и по времени приема пищи, и по ее ассортименту. Содержательно и по стилю система воспитания феминизирована, как педагогическими кадрами, так и имеет место семейная феминизация (50% детей живут в семьях, где нет отцов), что особенно неприемлемо для мальчиков.

     В результате анализа психолого-педагогических исследований установлено, что именно в период дошкольного детства у детей, происходит принятие гендерной роли:

 к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

 в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Анализ литературы показывает, что в мировой психолого-педагогической науке имеется много работ посвященных изучению половых особенностей детей дошкольного возраста. Утверждалось, что девочки и мальчики по — разному воспринимают окружающую действительность, обучаются, запоминают, думают и т.п... Что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки.  Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое. Однако, здесь  очень много спорного. Как говорилось ранее, следует помнить, что людей с полным преобладанием какого–либо полушария практически не существует (кроме случаев патологии), а полушария работают во взаимодействии.

Единодушны ученые лишь в одном — формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрим проблемы, связанные с гендерным воспитанием детей в дошкольном образовательном учреждении.

По многим параметрам социального и эмоционального развития ребёнка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих деприваций и нарушений в полоролевой идентификации. Причём женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.

Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или желание уподобиться некоему образцу, а депривация, эмоциональный дефицит: ребёнка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола.

Хотя несоответствие гендерным стереотипам создаёт психологические трудности для всех детей, у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:

1) для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идёт по женскому типу;

2) мужские качества традиционно ценятся выше женских и давление на мальчиков значительно сильнее, чем на девочек (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно);

3) в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.

Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях.

При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности  воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п... Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.

Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Воспитателю необходимо сформировать правильное отношение к подобного рода занятиям мальчиков и научиться руководить ими.

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.

Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Вместе с тем, в психологических особенностях воспитания укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночных» материалов и пособий, так как они ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики.

Становится очевидным, что при воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики. По мнению ученых, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала этой работы является четвертый год жизни.

С четвёртого года жизни ребёнок осознаёт свои возможности, осознаёт себя как индивидуальность. Как проявит себя ребенок в этом возрасте –– робким или уверенным –– таким будет и в жизни. Происходит мощное развитие интеллекта. В этот период очень важно воспитание вежливости, сдержанности, скромности. Ребенок должен знать не только свои права, но и свои обязанности. В этом возрасте ребенок осознает различие людей по полу, он опирается при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.). Представления о собственном поле еще не стойкие и дети 4-х лет часто полагают, что пол можно изменить. Часть детей при ясном осознании своего пола в то же время высказывают предпочтение другому полу. Например, девочка в игре “Дочки-матери” хочет изображать отца или сына.

В 5 лет идет интенсивный процесс формирования ребенка как личности в социальном, интеллектуальном, эмоциональном и физическом плане. Завершается первоначальное базовое овладение речью. По осмыслению “Я”, самооценке, уровню развития речи, ориентации в окружающем можно дать прогноз успехов в школе и жизни. В этом возрасте совершенствуются тонкая моторика, что стимулирует развитие речи, мышления и психики в целом. Поэтому необходимо предоставить детям возможность играть с конструктором, больше рисовать, можно обучать игре на музыкальном инструменте. Особенно надо поощрять рисование, т.к. рисунок –– своеобразная детская речь. Рисование способствует половой самоидентификации, управляет эмоционально-смысловым поведением ребенка и помогает ему освободиться от возможных последствий психотравмирующих ситуаций. Тематика детских рисунков обусловлена многими факторами. Один из них –– принадлежность ребенка к определенному полу. Общая направленность на идентификацию со своим полом придает определенное содержание и рисункам ребенка: мальчики рисуют строительство домов и городов, дороги с мчащимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, а также войны, драки, потасовки. Девочки тяготеют к женским ролям, рисуют “хорошеньких девочек” и принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками.

В некоторых случаях в деятельности ребенка можно найти исключительную приверженность к ценностным ориентациям другого пола, когда вдруг мальчики начинают увлекаться рисованием принцесс и цветочков, а девочки рисуют батальные сцены. Такая идентификация с другим полом обусловлена тем, что ребенок выбирает своего кумира среди представителей другого пола (чаще старший брат или сестра) и бессознательно следует за всеми его проявлениями. Постепенно, в условиях нормальных отношений в семье доминирующее влияние кумира уступает место сложившимся в субкультуре общественным ожиданиям.

Большое значение имеет знакомство ребенка со сказками. Они возбуждают любопытство, любознательность, обогащают жизнь ребенка, развивают интеллект, помогают познать себя в будущем. Часто дети представляют себя героями сказок (женихом, невестой).

В старшем дошкольном возрасте у девочек и несколько позже у мальчиков встречается явление, называемое “детским романтизмом” –– склонность к романтическому обожанию и настоящей влюбленности. В поведении девочек появляется кокетство –– она вертится перед зеркалом, примеряет разные платьица и т. д...

В возрасте от 5 до 8 лет создается “любовная карта” человека, которую можно рассматривать как записанную в мозге программу индивидуальных психологических и физиологических особенностей любовного чувства и эротизма (идеальный образ любовника), т. е. формируется сексуальная ориентация.

Основная часть, как мальчиков, так и девочек испытывают первую влюбленность в 5-6 лет.

Развивающееся у детей понимание связанных с полом представлений –– гендерных схем –– способствует определению того, какие установки и модели поведения будут ими усваиваться. Эти связанные с полом представления и понятия закономерно развиваются на протяжении дошкольного периода. Первый уровень понимания, достигаемый в промежутке между 2 и 5 годами, называется половой идентичностью. В этом возрасте дети, несмотря на то, что могут относить людей в соответствующую полу категорию (мальчик –– девочка, дядя –– тетя), не вполне понимают, в чем заключаются различия между ними. Дети этого возраста считают, что пол можно изменить, изменяя внешний вид, например, поменяв одежду. Они могут не понимать, что только мальчики способны стать папами, а девочки –– мамами. Между 5 и 7 годами, дети достигают понимания постоянства пола, т.е. понимания того, мальчики непременно становятся мужчинами, а девочки –– женщинами, и что пол внеситуативен и устойчив во времени

Таким образом, к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже твердо идентифицирует себя с тем или иным полом, осознает необратимость половой роли. Пол в этом возрасте “переделать” уже невозможно и исправлять погрешности поло-ролевого воспитания после этого возраста трудно. Половая идентичность (по Кагану В. Е.) как единство переживания и поло-ролевого поведения уже сформирована.

Очень важно при гендегном подходе уйти от собственных гендерных стереотипов, для того, чтобы не осуществлять перенос своих установок в отношении женщин и особенно мужчин на ребенка.

3. Проблемные ситуации

    Давайте проанализируем значение гендерных ожиданий общества для формирования личности.

Ситуация: мальчик просит купить ему куклу

– Мама, купи мне, пожалуйста, куклу!

– Куклу? Зачем тебе кукла? У тебя уже много игрушек («мама» говорит недовольным голосом, она явно раздражена, ей неприятно желание мальчика.).

– Я хочу играть «в дом», а ребенка–то нет.

– Ты же мальчик, будущий мужчина, только девочки в куклы играют. Давай–ка лучше купим робота («мама» говорит назидательно, не оставляя для ребенка возможности изменить ситуацию, она считает свою позицию единственно верной).

Анализ ситуации. Ребенка укоряют в нетипичном поведении, предлагают ему модель, которая, по мнению родителей, соответствует его полу. Таким образом, ребенку дают понять, что он поступает плохо, прося игрушку, которая не соответствует его полу. Ему объясняют, что есть игрушки для мальчиков, а есть для девочек, т. е. что есть мир мужчин и мир женщин. Такое отношение родителей мешает свободному развитию ребенка, навешивает на него ярлык пола.

Если же родители откликаются на просьбу ребенка, не заостряют внимания на том, что есть игрушки, в которые играть «можно», и есть игрушки, в которые играть мальчику «стыдно». Если родители не заостряют внимания на проблеме полов, не противопоставляют мальчика и девочку друг другу, они тем самым оставляют за ребенком свободу выбора поведения.

Половой опыт ребенка:
Вопрос педагогам
: В каком возрасте у ребенка появляется половой, опыт?   
    Сама мысль о том, что дети в каком-то смысле имеют половой опыт, многими воспринимается как безнравственная. Всего лишь одно поколение назад люди считали малышей в сексуальном смысле совершенно невинными созданиями. Сегодня так думают лишь очень немногие, и все же, поскольку эти немногие существуют, вопрос подлежит обсуждению.
Прежде считалось, что сексуальность возникает в отрочестве. Сейчас, напротив, мы знаем, что половой инстинкт проявляется в тот же день, когда ребенок рождается на свет. Если мы заинтересованы в нормальном половом развитии наших детей, нужно знать, какой у них имеется сексуальный опыт. Мы не можем себе позволить ждать их отрочества, чтобы помочь им и руководить их порывами. Тогда будет слишком поздно. Делать это нужно уже в дошкольном детстве.
    Проявления полового инстинкта характерны для всех детей. И если обнаружите одно из них у  ребенка, который посещает вашу группу, это вовсе не значит, что его сексуальность чрезмерна или превратится со временем в проблему. Это говорит лишь о том, что этот ребенок точно такой, как все дети.
Вопрос для педагогов: Из чего же складывается обычный половой опыт у маленьких детей? 
Обобщение: Первый и самый обычный сексуальный опыт дети приобретают, когда взрослые прикасаются к их гениталиям. Дети реагируют на любое прикосновение к этим органам. Дети и сами трогают свои половые органы, прежде всего для того, чтобы узнать, что это такое, и очень скоро соображают, что прикосновения эти приятны.
Все дети рано или поздно проявляют определенный интерес к половым органам, обнаруживая анатомическое различие у представителей противоположного пола. Эти различия замечаются если не дома, то в детском саду или в гостях у кого-нибудь из друзей. Вполне логично, что дети задумываются над этим и задают смелые вопросы. Все это вполне нормально.
У малыша нередко появляется братик или сестренка. Но даже если он единственный ребенок в семье, у него есть друзья, у которых могут быть маленькие братья или сестры. К проявлению новорожденного мать обычно готовит своего ребенка заранее, сам он тоже задает немало вопросов и прислушивается к тому, что говорят по этому поводу родители и взрослые, бывающие в доме. В здоровой современной семье детям обычно откровенно объясняют, откуда берутся малыши, и это тоже в известном смысле, хотя и не прямой, половой опыт.
Другой неизбежный опыт, оставляющий глубокий след в сознании ребенка, заключается в повседневном наблюдении своих родителей. Дети видят, что мама занята чисто женскими делами, а папа своими, мужскими. Все это, разумеется, помогает мальчику или девочке понять свою половую роль в жизни. Таким образом, речь идет об опыте наипервейшей важности.
Вот такой половой опыт приобретают дети к 5-6 годам жизни, и в целом это не так уж и мало.
Проблемные ситуации:
1. Ребенок  уединился  и удовлетворяют свое любопытство, рассматривая то, что запрещено приличием, вы застаете его за этим интересным для него занятием. Ваши действия.
2. В туалете дети, улучив момент, показывают друг другу половые органы. Вы это заметили. Ваши действия.
4. Родители подошли к Вам со следующим вопросом: «Что сказать, если дети спрашивают, как они появились?» Как отвечать на эти и подобные им вопросы?
Обобщение:
Некоторые взрослые, утверждая, что каждому делу должно быть отведено свое время и место, дают понять: детство не лучшая пора для свободного проявления полового инстинкта. Нельзя не считаться с тем фактом, что половой инстинкт уже существует, и именно с раннего возраста. И тот, кто отказывается признать это, не выглядит разумным человеком, потому что не только отворачивается от очевидного, но и пытается изменить реальность, запрещая детям открыто проявлять свои инстинкты. Не нужно быть профессором психологии, чтобы понять – попытка подавить проявления полового инстинкта ни в коей мере не уничтожает желания, которые за ним скрываются. Напротив, такое давление лишь породит сумятицу в сознании ребенка, создаст комплекс вины, вызовет беспокойство и стремление что-то сделать тайком.

4. Заключительная часть:
Блиц-опрос:
1.    Как называется воспитание, основанное прежде всего на знании физиологических особенностей ребенка?
2.    Осознание и усвоение ребенком своей половой принадлежности – это… ?
3.    Кому отводится ведущая роль в гендерном воспитании?
4.    В каких видах деятельности формируется и развивается половой опыт детей?
5.    Какие сюжетно-ролевые игры можно предложить мальчикам?
6.    Какие сюжетно-ролевые игры можно предложить и мальчикам и девочкам?
7.    Какие эмоции и чувства вы испытываете по окончании нашего семинара?

 

5. Домашнее задание

Уважаемые педагоги в заключение нашего семинара, я предлагаю вам домашнее задание «Составь свой психологический портрет». Мы с вами много говорили сегодня о том, что гендер любого человека независимо от пола может иметь как мужские, так и женские характеристики. С помощью данного задания, вы сможете определить, каких же характеристик больше у вас. Возможно, это даст вам возможность пересмотреть свои гендерные стереотипы. Желаю удачи в работе и до скорой встречи.

Список литературы

1. Бем С. Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. – М.: РОССПЭН, 2004. – 336 с.

2. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с.

3. Здравомыслова Е, Темкина А. Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования // Российский гендерный порядок: социологический подход. Коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. – СПб.: Изд–во Европейского университета СПб., 2007. С. 9–33.

4. Келли Г. Основы современной сексологии. – СПб.: Питер, 2000. – 896 с.

5. KesslerS.J., McKenna W. Gender Construction In Everyday Life: Transsexualism (Abridged) // Feminism & Psychology. 2000 SAGE (London, Thousand Oaks and New Delhi). Vol. 10 (1): 11–29.

6. Laqueur Т. Making sex: Body and gender from the Greeks to Freud. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 1992. – 336 р.

7. Stoller R.J. Sex and gender: On the Development of Masculinity and Femininity. – New York: Science House, 1968. – 226 р

Приложение 1.

Анкета

ФИО_______________________________________________________________________________

1. Сейчас одна из самых модных тем ток–шоу на телевидении и радио – что значит быть «настоящей женщиной» или «настоящим мужчиной». Какими, по вашему мнению, качествами должны обладать такие женщины и мужчины?


Гендерная психология Приложение.


2. Возможно, вам приходилось встречаться с выражением «женское счастье». Как вы думаете, что под ним подразумевается? (напишите, пожалуйста)

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

3. Как вы думаете, существует ли «мужское счастье»? Если «да», то в чем оно заключается?

(напишите, пожалуйста)

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

4. Если существуют по–настоящему «мужские» и «женские» профессии, то приведите, пожалуйста, примеры (до 6 позиций по каждому полу).


Гендерная психология Приложение.


5. В чем, по вашему мнению, заключается разница между девочками и мальчиками?

а) в психическом развитии (внимание, память, речь, мышление)


Гендерная психология Приложение.


б) в поведении.


Гендерная психология Приложение.


в) в общении.


Гендерная психология Приложение.


6. Что, по вашему мнению, особенно важно в воспитании девочек и в воспитании мальчиков? (напишите, пожалуйста)


Гендерная психология Приложение.


7. Каковы, по вашему мнению, особенности воспитательного воздействия на ребенка мужчины–воспитателя и женщины–воспитательницы?

(напишите, пожалуйста)


Гендерная психология Приложение.


8. Какие, по вашему мнению, качества должны воспитать родители у своих детей?

Гендерная психология Приложение.

9. Когда вы первый раз услышали о социально–психологической категории «гендер»?

♦ сегодня;   ♦ в этом году;    ♦ несколько лет назад.

Спасибо за работу!

Приложение 2

 Составление психологических портретов

Инструкция: «Проранжируйте предложенные ниже качества личности, чтобы охарактеризовать «идеальную женщину». В начале выберите то качество, которое, по вашему мнению, в наибольшей степени характеризует идеальную женщину. Поставьте рядом с этим качеством цифру «1». Далее выберите самое значимое из оставшихся качеств и отметьте его цифрой «2», и т. д. На последнем, 12–м месте у вас, таким образом, должно оказаться качество, которое в наименьшей степени характерно для «идеальной женщины».

 Образ «идеальной женщины»

Гендерная психология Вводные замечания.

 Инструкция: «Проранжируйте предложенные ниже качества личности, характеризующие «идеального мужчину». Вначале выберите то качество, которое, по вашему мнению, необходимо «идеальному мужчине» в наибольшей степени. Поставьте рядом с этим качеством цифру «1». Далее выберите самое значимое качество из оставшихся и отметьте его цифрой «2» и т. д. На последнем, 12–м месте у вас, таким образом, должно оказаться качество, которое в наименьшей степени характерно для «идеального мужчины».

 Образ «идеального мужчины»

Гендерная психология Вводные замечания.

Далее необходимо охарактеризовать себя, используя тот же набор качеств. Вначале выберите то качество, которое, по вашему мнению, присуще вам в наибольшей степени. Поставьте рядом с этим качеством цифру «1». Далее выберите из оставшихся качеств наиболее характерное для вас качество и отметьте его цифрой «2» и т. д. На последнем, 12–м месте у вас, таким образом, должно оказаться качество, которое в наименьшей степени характерно для вас».

Собственный психологический портрет

Гендерная психология Вводные замечания.

Сопоставление составленных портретов

В результате получаем показатели:  

• уровень идентификации себя с образом «идеальной женщины»;

• уровень идентификации себя с образом «идеального мужчины».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Совершенствовать умение рабо­тать с методической литературой, состав­лять перспективно-тематические планы. ...

Консультация для педагогов "Гендерный подход в воспитании дошкольников".

В настоящее время одним из главных направлений  является личностно - ориентированный подход к каждому ребенку....

Семинар - практикум для педагогов ДОУ " «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Формы и методы работы. Пути реализации».

Цель проведения: повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов дошкольного учреждения по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошколь...

Семинар-практикум для педагогов «Гендерный подход к воспитанию дошкольников. Девочки и мальчики абсолютно разные»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 104»          Семинар-практикум для педагогов «Гендерн...