Мужчины и женщины в семье
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Щербакова Светлана Александровна
 
    Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Познакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье. Закрепить знания детей о вежливых словах. Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь; у девочек заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку.
Воспитывать в детях желание быть вежливыми, трудолюбие, желание помогать.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzhchiny_i_zhenshchiny_v_seme.doc346 КБ

Предварительный просмотр:

Мужчины и женщины в семье

Информационно-технологическая карта

Дата

03.11.2015

Группа

старшая

Вид занятия

комбинированное

Тип занятия

Занятие-беседа

Тема

Мужчины и женщины в семье

Государственный социальный заказ

Во исполнении закона Российской Федерации «Об образовании». Закона « О развитии образования в городе Москве» от 20.06.2001г. статья 11; Конвенции о правах ребенка. Постановления правительства Москвы от 19 июня 2005 года № 529. Постановление Правительства  « О Городской целевой программе развития образования ( «Столичное образование – 5» на 2008-2011 г.г.), «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» 

Добиваться: формирования целостной и гармоничной личности; развития человеческих качеств, привить новые формы поведения.

Целеполагание

Воспитанников

Дети знакомятся с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье.

Воспитателя

Дать детям представление об особенностях поведения мужчин и женщин в обществе и семье.

Триединые дидактические цели занятия

Образовательные:

Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Познакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье.

Закрепить знания детей о вежливых словах.

Социализирующие  (воспитательные):

Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь; у девочек заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку.

Воспитывать в детях желание быть вежливыми, трудолюбие, желание помогать.

Развивающие:

Развивать внимание, память, активность речи; способность к самостоятельным суждениям, умение вести диалог.

Основные принципы организации образовательного процесса на занятии

  • Связь с жизнью
  • Научность
  • Наглядность
  • Доступность
  • Системность
  • Индивидуальный подход

Дидактическое обоснование занятия

Алгоритм проведения занятия

  • Организационный момент.
  • Сообщение темы занятия.
  • Беседа
  • Подведение итогов.

Дидактическое оснащение (методический инструментарий)

Иллюстрации с изображением людей разных профессий – мужских и женских.

Деятельность воспитанников Рефлексия

Сидят, слушают, отвечают на вопросы

Межпредметные связи

Нравственно-эстетическое воспитание,

Развитие речи, воспитание культуры поведения

Технология организации и проведения занятия

Игровой метод, деятельност-ный метод.

Обоснование методов и форм

Данное сочетание методов и форм обеспечивает закрепление интереса детей к познавательной деятельности, формированию нравственных чувств, культуры поведения и культуры общения.

Опорные понятия

Дети уже знакомы с понятием «семья», знают слова вежливого обращения, знакомы с профессиями людей.

Новые понятия

Композиционное оформление занятия

На маленьком столике кукла - мальчик и кукла - девочка; стульчики, расставленные полукругом.

Оформление группы

Начало занятия

(*

Конец занятия

(*

( -дети          * - воспитатель

Результативность Поставленных целей

Достигается посредством создания у детей радостного настроения и многократным повторением ключевых понятий.

Задание для родителей

Рекомендовать проводить  беседу с детьми о культуре поведения, закреплять у них правила культурного поведения дома и в общественных местах.

Литература

Есина  Л.Ф. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников.- М.: «Скрипторий», 2003.

Ход беседы

Этап занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

1. Организационный момент.

–Ребята, сегодня нас с вами ждет очень увлекательная беседа.

Дети рассаживаются на стульчики полукругом

2. Постановка целей занятия.

– Сегодня, ребята, я хочу поговорить с вами о семье.        

Скажите, а что такое семья?

Ответы детей

3. Беседа

–  Расскажите о своей семье: сколько человек в вашей семье, как их зовут, что вы любите делать все вместе?

–   Семья может быть большой и маленькой. А попробуйте разделить всех членов семьи на две группы. (Наводящими вопросами помогаю)

– Можно разделить на взрослых и детей, пожилых и молодых. А еще можно разделить на мужчин и женщин. В каждой семье есть мужчины и женщины. Всех людей тоже можно разделить на эти две группы – мужчин и женщин.

– А чем отличаются мужчины от женщин? Вот идете вы по улице, вы сразу можете определить, где мужчина, а где женщина? Как? Да, мужчины и женщины выглядят по-разному.

         

– Да, мужчины сильнее, чем женщины, и даже есть такие профессии, где могут работать только мужчины. Попробуйте их назвать. (Если дети будут затрудняться, воспитатель выставляет иллюстрации с изображением людей таких профессий, как шахтер, строитель, летчик, полярник.)

 – Конечно, летчиком, например, может быть и женщина, но это бывает очень редко.

– Назовите профессии, где работают чаще всего женщины (Воспитатель отмечает, что и в этих профессиях могут трудиться мужчины, но это бывает значительно реже.)

– А в семье обязанности мужчин и женщин различаются?

Кто обычно чинит утюг и другие электроприборы? Кто может повесить книжную полку на стену? Кто чинит кран, если он течет?

Да, есть и по дому такая работа, которую выполняют чаще всего мужчины. А есть

домашняя работа, которую обычно выполняют женщины. Что это за работа?

–Но мужчины и женщины отличаются не только внешним видом, выполнением разных работ, но и поведением. Есть общие правила культуры общения между людьми. Давайте их вспомним. Про какого человека можно сказать, например, что он вежливый? (задает наводящие вопросы.)

– Вежливый человек пользуется словами вежливого обращения: здравствуйте, до свидания, пожалуйста, будьте добры, спасибо, извините, пожалуйста и др.

– В общественных местах – в транспорте, в магазине, на почте и т.д. – вежливый человек говорит негромко, не привлекает к себе внимания, не кричит.

– Вежливый человек не перебивает разговаривающих друг с другом людей.

– Но есть правила культуры поведения, которые должен выполнять только мужчина. Как вы думаете, когда про мужчину или мальчика говорят: «Это настоящий мужчина»?

– Мальчики в нашей группе, конечно, еще не взрослые мужчины, но в некоторых случаях они уже могут вести себя, как настоящие взрослые мужчины. Давайте подумаем, когда же о мальчике можно сказать: «Он хоть и маленький, но поступает, как настоящий мужчина»?

Мальчики, вы бы хотели, чтобы о вас так говорили? (Воспитатель с помощью наводящих вопросов вместе с детьми определяет различные моменты в жизни в детском саду и в семье, когда мальчики могут себя вести, как взрослые мужчины.)

–Настоящий мужчина – это защитник. Мальчики должны защищать девочек или малышей, если их кто-то обижает.

–Настоящий мужчина никогда не плачет, он терпит, даже если ему очень больно. Поэтому наши мальчики, когда надо будет сделать прививки или укол, если они заболеют, могут вести себя, как настоящие мужчины – не плакать и терпеть.

       – Настоящий мужчина никогда не будет сидеть, если рядом стоит женщина. Наши мальчики сначала предложат сесть девочкам, а потом сядут сами. А если они будут ехать в транспорте, то всегда уступят место женщинам, девочкам и маленьким детям.

–Настоящий мужчина сначала поможет сесть за стол женщине, а потом сядет сам. Наши мальчики во время занятий тоже могут помогать девочкам сесть. А после занятия помогать выйти из-за стола. (Показать на какой-либо паре, как это нужно делать.)

– Во время одевания настоящий мужчина обязательно поможет женщине одеть пальто. Конечно, наши мальчики еще не смогут помочь надеть пальто маме, а вот помочь надеть пальто нашим девочкам во время одевания вполне могут. Когда мы будем одеваться, я вам покажу, как правильно это нужно делать.

–Настоящий мужчина никогда не позволит женщине носить тяжести. Конечно, мальчики еще не смогут нести вместо мамы сумку с продуктами из магазина, но что-то понести они могут. А вот в детском саду расставлять на занятии физкультурные пособия – дело мальчиков, корзину с игрушками выносить на улицу – тоже дело мальчиков. Песок в песочнице поднимать мальчики тоже могут и не должны разрешать это делать девочкам. А когда вы пойдете в школу, то портфель или ранец, конечно, будете носить сами, а не ваши мамы или бабушки.

– Мужчина, входя в помещение, обязательно должен снять головной убор, особенно это нужно делать, входя в храм. А вот женщина, входя в храм, обязательно должна надеть платок.

– Вот видите, ребята, довольно часто наши мальчики могут поступать, как настоящие взрослые мужчины. Я думаю, что они с сегодняшнего дня так и будут вести себя. И мы сможем о них сказать: «Они хоть и мальчики, но поступают, как настоящие мужчины».

– Девочки – будущие женщины. А можно ли уже сейчас сказать о девочке: «Она, как мама, она настоящая хозяйка»?

– Женщина всегда должна быть красивой. А когда она красивая?

– На девочке может быть очень красивое платье, но волосы будут не причесаны и о ней не скажут, что она красивая. Поэтому настоящая женщина всегда очень опрятная, аккуратная и поэтому выглядит красиво. Наши девочки, хоть и маленькие, могут выглядеть, как настоящие женщины, если будут следить за собой – после сна причесываться, следить, чтобы не были расстегнуты манжеты платья, не были спущены гольфы или колготки.

– Настоящая женщина – хозяйка в доме, у нее везде порядок, она умеет его быстро наводить. Конечно, все по дому девочки не смогут сделать, но очень во многом могут помочь бабушке и маме. А в детском саду – девочки хозяйки в группе. Мальчики поставили машины после игры, а девочки поправили их, подравняли, и сразу стало красиво.

– После сна все дети заправили постели, девочки помогли мальчикам, и в спальне стало красиво.

– Настоящая женщина никогда не побежит занимать место: она знает, что мужчина ей уступит. Вот и наши девочки теперь не будут торопиться побыстрее занять место, потому что наши мальчики, как настоящие мужчины, всегда им уступят.

– Настоящая женщина никогда не будет драться, громко кричать. Она всегда вежливая, женственная. Вы согласны, что, когда девочка дерется и кричит, о ней не скажешь, что она красивая?

– И конечно, настоящая женщина не будет поднимать что-то тяжелое, если рядом есть настоящий мужчина. А мальчики у нас теперь всегда будут вести себя, как настоящие мужчины, и девочкам не надо торопиться расставлять пособия на физкультурном занятии, выносить корзину с игрушками: это сделают мальчики.

Дети высказываются по желанию

Предположения детей

Ответы  детей  (предполагаемые):

- они носят разную одежду;

- у мужчин может быть борода или усы;

- мужчины чаще всего выше ростом, мужчины физически сильнее, чем женщины.

Ответы нескольких детей поочередно

Ответы детей.

( Парикмахер, портниха, воспитатель…)

Предположения и ответы детей

 

( Женщины обычно готовят еду, следят за порядком в доме, шьют и т.д.)

С помощью наводящих вопросов воспитателя  проговаривают правила культуры общения

Рассуждения детей.

Внимательно слушают воспитателя

С помощью воспитателя двое детей разыгрывают ситуацию

Слушают воспитателя.

Предположения детей

Внимательно слушают воспитателя.

  1. Заключительный этап.

Подведение итогов.

– Итак, ребята, мы с вами сегодня поговорили о том, что в поведении мужчин и женщин в некоторых случаях есть разница. Вы теперь знаете, как ведут себя настоящие мужчины и настоящие женщины, и постарайтесь вести себя так, как мы об этом говорили.

рисунок 1                                                рисунок 2                                           рисунок 3            рисунок 4

Рисунок 5           Рисунок 6                                                 рисунок 7                                                              рисунок 8

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мужчины и женщины в семье"

Конспект занятия  в подготовительной группе...

Мужчина и женщина в семье

Занятие по формированию целостной картины мира, расширение кругозора для старшей группы...

"Мужчины и женщины в семье"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА №7 «Чебурашка»ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН...

НОД в старшей группе "Мужчины и женщины в семье и обществе"

НОД по гендерному воспитанию в старшей группе "Мужчины и женщины в семье и обществе"...

НОД в старшей группе "Мужчины и женщины в семье и обществе"

НОД по гендерному воспитанию в старшей группе "Мужчины и женщины в семье и обществе"...

НОД. Образовательная область: "Познавательное развитие".Тема: «Мужчины и женщины в семье»

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе....

Занятие: «Мужчины и женщины в семье»

Занятие: «Мужчины и женщины в семье»...