познавательный проект "Юный патриот"
проект (старшая группа) на тему

 Кузнецова Надежда Ильинична

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

В связи с этим проблема гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;

Формирование чувства уважения к другим народам, их традициям;

Формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к своему дому, своим близким, детскому саду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_grazhdansko_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx68.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 13 «РОДНИЧОК »

Проект по гражданско-патриотическому  воспитанию детей старшего дошкольного возраста на основе познания социального мира

Авторы – составители:

Н.И.Кузнецова

С.Н.Андрощук

пгт. Высокий, 2016

СОДЕРЖАНИЕ:

I

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1

Паспорт проекта

3-4

1.2

Пояснительная записка

4-5

1.3

Цели и задачи проекта

5-6

1.4

Принципы и формы работы проекта

6

1.5.

Тематический блок

6-7

1.6.

Предполагаемый результаты

7

II

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1

Календарно – тематический план

8-10

2.2.

Работа с родителями

10-13

III

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1

Развивающая предметно-пространственная среда как условие гражданско - патриотического воспитания дошкольников

14-15

3.2

Список литературы

15

Приложение

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОЕКТА

  1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Содержание

Пояснение

Название проекта

«Юный  патриот»

Тип проекта

Познавательный

По содержанию

Ребёнок и окружающий мир

Вид проекта

Внутри - групповой

участники

Дети, педагоги, родители

период

Долгосрочный - с 08февраля по31 мая

Основания для разработки проекта

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

В связи с этим проблема гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Цель

Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны

Задачи

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;

Формирование чувства уважения к другим народам, их традициям;

Формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к своему дому, своим близким, детскому саду.

Предполагаемый результат

Создана предметно-развивающая среда.

Составлены конспекты НОД, праздников, вечеров, развлечений

Гражданско-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит, сформирует чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду.

1.2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце, с детским садом, школой, в которых он вырос.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке - это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует духовно-нравственному развитию личности и патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

Актуальность. Проблема патриотического воспитания в последнее время приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

 Новизна. «Гражданско-патриотическое воспитание детей через приобщение к истории родного края» содержит теоретические и практические материалы, помогающие организовать работу по воспитанию чувства патриотизма у детей.

1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель:

  • Формирование гражданско - патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.

Задачи:

• Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

• Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

• Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;

• Формирование чувства уважения к другим народам, их традициям;

• Формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

  1. ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПРОЕКТА

Принципы работы:

  1. Принцип энциклопедичности - отбор содержания знаний из разных областей действительности (социальный мир, природа, культура).
  2. Принцип систематизации знаний и последовательного проведения работы с детьми.
  3. Принцип индивидуальности - учёт индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.
  4. Принцип активности и сознательности всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых и эффективных форм и методов работы с детьми по данной проблеме.
  5. Принцип комплексности и интегрированности - взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
  6. Принцип целевой направленности - организация деятельности направленной на результат.

Формы работы:

  1. Экскурсии.
  2. Целевые прогулки.
  3. Беседы  и НОД по тематике.
  4. Совместная продуктивная деятельность детей, педагогов и родителей.
  5. Дидактические, подвижные  и хороводные игры.
  6. Сюжетно-ролевые игры.
  7. Чтение художественной литературы
  8. Рассматривание иллюстраций, картин

1.5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья» включает в себя: расширение представлений детей о своей семье, родословной; расширение представлений о дошкольном учреждении; знакомство с ближайшим окружением, социальными объектами расположенных рядом с детским садом; формирование представлений о профессиях взрослых; обогащение представлений о себе и своих сверстниках.

«Моя страна – Россия» включает в себя: расширение элементарных представлений о своей стране России, ее столице – город Москва; приобщение к истокам русской народной культуры, ее традициям и обычаям; знакомство с государственной символикой: флаг, герб, гимн; раскрытие перед детьми ценности окружающего мира.

«Наши праздники и традиции» включает в себя: расширение элементарных представлений о праздниках и традициях родного города, своей группы, формирование знаний о государственных праздниках своей страны.

  1.  ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Гражданско-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит, сформирует чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду.

Умение выражать собственное мнение, анализировать происходящее, оказывать помощь.  

Приобретение детьми старшего дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.  

Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Этапы

Содержание

Цель

Социально – коммуникативное развитие

НОД «День Защитника Отечества»

Беседа «Охрана границы» (стр.122 Алешина)

Расширять и закреплять знание детей о традициях и истории русского воинства; воспитывать патриотические чувства, эмоционально положительное отношение к воинам – защитникам, желание подражать им, быть такими же смелыми, отважными, сильными и благородными.

НОД «Женщина - труженица»

Беседа «Мамин праздник», «Профессия моей мамы»

Формировать представление детей о профессиях женщин, о профессии мам; развивать умение определять эмоциональное состояние людей (мам, бабушек, сестренок), оказывать посильную помощь и проявлять заботу о женщинах; воспитывать  уважение к труду женщин.

Развлечение «Здравствуй, Масленица»

Познакомить с традиционным русским народным праздником – масленица; учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; прививать любовь к традиционному праздникам; развивать понимание названия праздника.

Развлечение «Вороний день»

Познакомить детей с обычаями и традициями народов Севера - ханты и манси, воспитывать чувство уважения к традиционным национальным праздникам.

Развитие и воздействие на чувства, эмоции детей, побуждение их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов.

Воспитывать уважение, развивать интерес к национальным традициям

НОД «Этот загадочный космос»

Беседа «Зачем летают в космос»

Познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству; расширить представление детей о профессии космонавта; воспитывать уважение к этой профессии; развивать воображение, фантазию.

Рассказ воспитателя о Великой Отечественной войне

НОД «Сталинград военный»

Экскурсия детей к памятнику павшим солдатам

Познакомить с традициями празднования Дня Победы.

Рассказать о значении этого праздника для нашей страны, воспитывать внимательное и заботливое отношение к ветеранам.

Формировать нравственные и патриотические чувства; приобщать к традиционным российским ценностям; воспитывать внимательное и заботливое отношение к пожилым людям, ветеранам

Чтение художественной литературы

Чтение рассказа А.Ляпидевского «Челюскинцы» (стр. 205 Волчкова)

Закрепить знание детей о том, кто такие защитники Отечества; воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, Армию.

Чтение стихотворения М. Агашина «Мать» (стр.143 Горбатенко)

Учить детей выразительно рассказывать стихотворение о маме. Воспитывать любовь к близкому человеку – маме.

Заучивание заклички «Душа ль ты, моя Масленица » (стр.53 Волчкова)

Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; прививать любовь к традиционному праздникам;

Художественное творчество

Рисование «Я с папой»

Учить рисовать парный портрет  в профиль, стараясь передать особенности внешнего вида себя и папы.

Рисование «Мы с мамой улыбаемся»

Учить рисовать женский портрет по представлению или с опорой на фотографию, передавая особенности внешнего вида.

Рисование «Чудо писанки»

Познакомить детей с искусством миниатюры на яйце.

Лепка «На, чем я полететь хочу»

Учить передавать форму основной части изделия и дополнительных частей, их пропорций.

Рисование

«Праздничный салют»

Обогатить знания детей  о Великом и светлом празднике - Дне Победы; учить рисовать салют.

Игровая деятельность

Сюжетно – ролевые игры:  «Скорая помощь», «Космонавты», «Семья», «Праздник 8 марта в семье», «Полет в космос», «Путешествие на Север», «Проектное бюро. Архитектор»

Подвижные игры: «Самолеты», «Чье звено скорее соберется», «Летчики на аэродроме», «Через болото»

Дидактические игры:

«Четвертый лишний», «Дострой дом», «Профессия военный», «Какие предметы космонавт в полет возьмет» и др.

 Учить детей придумывать сюжет игры, формировать ролевое взаимодействие во время игры; учить распределять роли в игре; развивать воображение, двигательную активность, память, мышление; воспитывать дружеские взаимоотношение во время игры.

Учить детей классифицировать  предметы и закрепить знание об обобщающих понятиях.

2.2. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с семьей. Наш детский сад в своей работе с семьей опирается на родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования детской личности. Родители активные участники: помогали в оформлении фотовыставок о родном крае, участвовали в конкурсах рисунков, поделок, принимали участие

Мы использовали следующие формы работы с родителями:

Февраль

Активные формы работы

Цель

1.

КВН «Что мы знаем о России» две команды родителей и детей.

Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности с детьми,   получить положительные эмоции от совместной игры, пополнить знания о России.

2.

"Война в истории моей семьи". «Никто не забыт….» четвертая страничка из книги «Про меня» "Семейные реликвии".

Привлечь родителей и детей к оформлению выставки - поздравления ко Дню защитника Отечества. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество

3.

Помощь в создании фотовыставки из репродукций «О Москве»

Формировать у детей и родителей заинтересованность и желание в совместной деятельности.

4.

Празднуем вместе.

«Масленица»

Получить положительные эмоции, удовлетворение от совместного участия в развлечении, воспитывать сплочение, коммуникабельность

Март

Активные формы работы

Цель

1.

Фотомонтаж «Мама труженица» подготовка к празднованию 8 марта.

Привлечь пап и детей к оформлению выставки - поздравления к 8 марта. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество. Уточнить представления детей о членах семьи и родственных связях;

2.

 «У войны не женское лицо» из цикла   отдыхаем всей семьей. Совместное рассматривание иллюстраций, книг, фотографий, телепередач по тематике

Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном отдыхе, положительные эмоции, чувство   коллективности. Познакомить детей с историей страны. Воспитывать патриотические качества, гордость за прошлое   России.

3.

Родной природы малый уголок. Страничка выходного дня. Стихи о природе, о малой родине. - Сочиняем сами. (Словотворчество)

Создать условия для общения детей с родителями, объединить их общим делом. Содействовать семейному духовно-нравственному воспитанию

4.

Фотовыставка наши прабабушки, страничка «Расскажи мне обо мне» восьмая страничка альбома «Про меня»

Активизировать духовное и культурное сознание родителей. Развивать речь, пополнять словарь, развивать умение рассказывать о своих любимых книгах.

Апрель

Активные формы работы

Задачи.

1.

Страничка шестая альбома «Про меня»  «Почему меня так назвали?»

Привлечение родителей к совместной деятельности дома с детьми, Развивать творческие способности, воображение.

2.

Семейное древо   -   страничка семейного альбома. «Про меня»

Формирование у родителей и детей коммуникабельности, сплочения, получение положительных эмоций, воспитание желания активно участвовать в совместной деятельности. Воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов.

3.

Создание герба, флага и гимна семьи - конкурс. Зарисовки в альбом «Про меня».

Привлечь родителей к воспитанию детей, Получить положительные  эмоции, удовлетворение от совместного участия в творческой деятельности. Воспитывать сплочение, коммуникабельность.

Май

Активные формы работы

Задачи.

1.

Рисование «Моя бабушка - папина мама» (рисуем в парах) конкурс на празднике семьи.

Уточнить представления детей о членах семьи и родственных связях; воспитывать уважение к старшему поколению.

2.

Выставка семейного рисунка

Рисуют родители тема: «Каким я вижу своего ребенка через 15-20 лет».

Сплотить на совместном развлечении коллектив группы! Получить положительные  эмоции от встречи.

3.

Выставка альбомов «Про меня» презентация, подведение итогов.

Привлекать к отдыху на природе, учить подбирать удачные места игр с детьми. Воспитывать дружеские отношения между детьми и родителям, воспитателями.

Рекомендации для родителей:

  • обращайте внимание ребенка на красоту родного город;
  • употребляйте как можно чаще пословицы и поговорки о Родине и родном крае;
  • во время прогулки расскажите о достопримечательностях города;
  • читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа и т.д.;
  • не говорите при ребенке плохо о той стране, где вы живете;
  • чаще рассказывайте о подвигах, великих войнах, победах и поражениях, правителях и государях, и даже простых людях которые, за столько веков, сотворили эту историю, а вместе с ней и страну, в которой вы сейчас живете;
  • смотрите научные и документальные фильмы, находите интересную информацию, проводите свои расследования, обсуждайте увиденное, радуйтесь и переживайте вместе с героями.

Выстраивая, таким образом, совместную деятельность с родителями воспитанников нам удалось достичь следующих результатов:

- установлены партнерские и доверительные отношения с родителями;

- родители проявляют искреннею заинтересованность жизнью ребенка в детском саду;

- принимают активное участие в жизни группы и детского сада;

- являются активными партнерами в воспитательно-образовательном процессе, понимая, что это необходимо их детям;

III        ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время в нашем ДОУ большое внимание уделено гражданско - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Ведь формирование гражданской позиции начинается с детства.

Задача нас как педагогов не позволить вырасти нашим детям «Иванами, не помнящими родства». Без знаний своих корней, традиции своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относится к другим народам.

«С чего начинается Родина? »

Понятие Родина включает в себя все условия жизни: территорию, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.

Становления человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины -родного края. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Прежде чем ребёнок начинает воспринимать себя как гражданина своей страны, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. И в этом нам-педагогам может помочь правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда.

С чего начинается формирование юного гражданина:

С воспитания у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу. Здесь нам могут помочь семейные альбомы, имеющиеся практически во всех группах детского сада, подборка иллюстраций и фотоматериалов о прошлом и настоящем своего родного поселка.

Огромное значение для воспитания, будущего гражданина имеет формирование бережного отношения к природе и всему живому. Природа родного края, красота которой воспета поэтами и писателями русской земли, собрана в виде иллюстраций и подборки художественной литературы. В группе имеется доступный для понимания детей материал. Папки с иллюстрациями растений и животных, характерных нашему климату, географические атласы, рассчитанные на дошкольный возраст, плакаты и таблицы с закономерностями природы, глобус. Очень большое значение для формирования экологически обоснованного поведения детей, играет подборка книг о взаимодействиях в природе: «Как появляется цветок», «Как развивается бабочка» и другие.

Воспитание уважения к труду. В нашей группе оформлен фотоальбом «Как мы трудимся», где фотографии показывают совместный труд взрослых и детей, посильную помощь детей взрослым. Имеется необходимый для хоз. быт труда набор оборудования. Имеются инструменты для ухода за комнатными растениями и уборки территории на прогулке.

В нашем ДОУ оформлен мини - музей  русской старины и русского быта. Имеются иллюстрации предметов народного творчества. Ведь развитие интереса к русским традициям и промыслам - неотъемлемая часть в воспитании гражданственности. Огромный интерес вызывают у детей подбор русских народных сказок, былин, иллюстраций с изображением русских богатырей, игры по мотивам русских сказок и потешек.

В формировании элементарных знаний о правах человека, знакомство детей с символикой государства поможет нам «уголок государственности», где представлена государственная символика: герб, флаг, гимн, портрет президента страны.

Просмотр материала папки о космосе, о достижениях и техническом прогрессе России вызывают у детей развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. Здесь же дети могут познакомиться с людьми, которые внесли в развитие нашей страны огромный вклад.

В формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям поможет папка с национальными костюмами дружественных народов, их национальными играми, сказками. В знакомстве с обычаями других народов, их бытом и особенностями поможет нам подбор сказок, рассказов и стихов их писателей и поэтов. Праздники, посвященные дружбе народов, подготовка национальных костюмов к этим праздникам, прослушивание национальных песен, разучивание танцев развивают у детей интерес к обычаям и культуре других народов.

Огромное значение в воспитании юного гражданина несет знание истории своей страны, особенно на примере героического прошлого своего народа.

Таким образом, развивающая предметно-развивающая среда является неотъемлемой частью - дополнением в воспитании Гражданина, важно только правильно всем этим воспользоваться, дать свободный доступ детей к рабочему материалу.

Сформировать гражданина возможно только в тесном взаимодействии с семьей, педагогами, детьми и родителями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
  2. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Уважаемые родители!

Нас интересует Ваше мнение по гражданско - патриотическому воспитанию детей.

Предлагаем Вам ответить на ряд вопросов.

Фамилия, имя, отчество ___________________________________________

  1. Что Вы вкладываете в понятие «патриотизм»?

  1. Признаёте ли Вы важность патриотического воспитания  в развитии личности человека:
  • да,
  • нет
  1. С какого возраста на Ваш взгляд необходимо начинать патриотическое воспитание детей?

  1. С чего именно нужно начинать воспитание патриотических чувств?

  1. Беседуете ли Вы со своим ребёнком о родном городе, крае? На, какие темы?

  1. Какую помощь Вы готовы оказать детскому саду по патриотическому воспитанию дошкольников:
  • помощь в приобретении наглядно-иллюстративного и дидактического материла;
  • подбор информационного материала об истории и культуре города, страны;
  • изготовление дидактического и наглядного материала;
  • помощь в организации экскурсий;
  • проведение бесед, рассказы детям;
  • участие в фольклорных и патриотических праздниках;
  • другое _______________________________________________________

 

Благодарим за сотрудничество!

«Государственные символы России»:

конспект НОД  с детьми старшего дошкольного возраста

Программные задачи

  • Формировать начальные представления о происхождении современного герба, о функциональном назначении герба.
  • Формировать элементарные представления о происхождении знамен.
  • Воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага; познакомить с их символическим значением.
  • Познакомить детей с музыкой и словами Гимна РФ; рассказать, как нужно себя вести, когда звучит гимн.
  • Речевое развитие и обогащение словаря: знамя, стяг, древо, полотнище, навершие.

Материал: карта Российской Федерации, иллюстрации с изображением государственной символики, денежные знаки, видеоматериалы по теме.

Ход занятия

1. Воспитатель: Ребята, у каждого человека на земле есть свое Имя, Отчество и Фамилия. Каждый человек гордится своим именем, своей фамилией, особенно, если этот человек прославился в науке или искусстве. И этими людьми гордится уже вся страна, и даже весь мир. Есть свое имя и у нашей Родины. Какое имя носит наша Родина?

Дети: Россия.

2. Воспитатель: Верно, Россия. Ребята, нашу страну, можно узнать не только по имени, но и по гимну, флагу и гербу. Гимн - самая главная песня нашей страны, ее должны знать все люди, которые живут в России и не только знать, но и относиться к ней с трепетом и уважением. Музыку к нашему гимну написал композитор Александров, а слова, хорошо вам известный поэт Сергей Михалков, да, да, тот самый, который написал всеми вами любимого Дядю Степу.

Послушайте, пожалуйста, музыку Гимна России. Я попрошу всех встать, потому что гимн слушают стоя, это знак уважения к своему государству, к своей Родине.

(Звучит Гимн Российской Федерации).

Воспитатель: А теперь мы послушаем слова нашего гимна (чтение).

Воспитатель: Все страны мира, все государства, существующие на Земле, имеют свои гимны, гербы и флаги. Мы знаем наш гимн, а теперь поговорим о гербе. Герб - отличительный знак страны. Есть слова, которые имеют похожее значение: «эмблема», «символ». Мы можем сказать, что золотой двуглавый орел - эмблема, или символ России.

Зачем же нужен герб?

Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости, туристы и другие люди, приезжающие из других стран, видят герб - двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе Российской Федерации (предложить детям рассмотреть современные российские монеты).

Воспитатель: Ребята, что изображено на монетах?

Как называются монеты, на которых изображен всадник?

Почему они так называются?

Копье Святого Георгия Победоносца дало название монетке - копейка. Московские князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили монеты с изображением всадника, копьем поражающего змея (предложить сравнить детям современные рубли и копейки, монетки советского периода и зарубежные).

Воспитатель: Ребята, чем эти монеты похожи, а чем отличаются?

Герб нужен государству и для того, чтобы мы могли отличить монеты своей страны от иностранных денежных знаков. Необходим герб и на печатях, которые подтверждают подлинность важных документов. Кроме гербов существуют гербы городов. Даже люди могут иметь свои гербы - отличительные знаки.

(предложить детям рассмотреть и описать Герб России, посмотреть видеофильм).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, золотой фон напоминает сияющее всеми своими лучами солнце, а всадник, поражающий копьем черного дракона, символизирует победу добра и справедливости над силами зла.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла в красном щите - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Воспитатель: Флаг нашей страны, как и герб, имеет свою историю. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли, села или городка. В те времена даже счет войску вели по количеству стягов, т. е. часть войск называлась стягом.

Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к древу, а над ним появилось железное навершие - «острожник». Древнерусский стяг имел те же составные части, что и современные флаги: древко, полотнище, навершие. Чаще всего стяги были красного цвета: червленые или багряные. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам.

Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых - «знамения» (священные знаки»). Так появилось слово знамя. Когда в России правил царь Алексей Михайлович, отец Петра I, по его приказу в подмосковном селе Дединове, что на реке Оке, начали строить несколько кораблей. Главный и самый большой корабль назвали гордо и грозно - «Орел». На его борту разместили двадцать две пушки. Военный корабль был необходим для защиты торговых судов, плавающих по Волге-реке, и для него потребовался опознавательный знак.

Царь Алексей Михайлович приказал изготовить материю червленую, белую и лазоревую, а Петр I во время северной войны дал русскому флоту и армии бело-сине-красный флаг.

И в те времена, и сейчас цвету придается особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу.

Белый, синий и красный цвета издревле почитались на Руси. Мы говорим: «сине море», «белый свет», «весна - красна», «красна девица».

Белый, синий и красный цвета отвечали народным приметам, представлениям о красоте окружающего мира, доброте и справедливости. Видимо, все же не случайно стали они цветами государственного флага России.

Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней белого, средней - синего и нижней - красного цвета.

(рассказ иллюстрируется показом видеофильма и наглядным материалом).

3. Воспитатель:

Ребята, сегодня вы узнали о государственной символике Российского государства. Я надеюсь, что вы всегда будете гордиться нашей Родиной и когда вырастите, может быть, прославите ее своими именами. Но если вы не станете знаменитыми учеными, космонавтами или артистами, а будете врачами, учителями и рабочими, которые добросовестно трудятся во благо Родины, то знайте: Россия всегда будет гордиться Вами, Вашими делами и поступками.

КОНСПЕКТ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА ТЕМУ: «ЗАГАДАЙТЕ, Я ОТГАДАЮ»

Дидактическая задача:

Описать предмет по вопросам взрослого.

Учить детей подбирать к предмету точные определения.

Игровое действие:

Загадывание загадки воспитателю.

Правило:

Называть задуманное дерево нельзя

Ход игры:

Воспитатель становится спиной к деревьям. Дети должны загадать ему загадку – описать дерево, отвечая на вопросы педагога. Он спрашивает: «Какой у дерева ствол (Высокий, толстый). Какого он цвета?» Затем интересуется формой, величиной, расположением веток. Есть ли у дерева плоды, семена, как они называются, какой они формы? По ответам ребят воспитатель угадывает, что за дерево они загадали.

Примечание:

Вопросами воспитатель привлекает внимание дошкольников к конкретным признакам растения, помогает их увидеть. Желательно поэтому задавать вопросы в одной и той же последовательности, не торопиться с отгадыванием загадки, чтобы у детей было время выделить как можно отличительных признаков дерева.

КОНСПЕК СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА ТЕМУ: «ПРОЕКТНОЕ БЮРО «АРХИТЕКТОР»

 

Программное содержание:

1. Совершенствовать конструктивное воображение, умение проектировать (зарисовывать) планируемое здание на листе бумаги (делать эскиз).

2. Расширять знания детей о профессиях - конструктор, архитектор, строитель.

3. Формировать умение моделировать ролевой диалог.

4. Закреплять умение распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.

Предварительная работа:

Рассматривание сюжетных картинок с иллюстрациями домов, построек, фонтанов.

Беседы о профессиях - строитель, архитектор, конструктор.

Материал:

Компьютер, наборы различных конструкторов: пластмассовый, деревянный, лего, сотовый, набор строительной техники, инструментов, листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Ход игры:

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. МОТИВАЦИЯ.

а) способ вовлечения детей в игру;

На столе стоят различные виды конструкторов, инструменты, машины. «Ребята, для чего нужны эти предметы?» (Для строительства). «А давайте мы с вами сейчас спроектируем дом на бумаге, а затем по проекту строители построят этот дом. И называться наша фирма будет «Проектное бюро».

б) оформление игрового пространства;

Дети оформляют офис, рабочие места, распределяют роли с помощью карточек-схем.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА.

Архитекторы, конструкторы на бумаге и с помощью «компьютера» создают новые проекты домов. Делают зарисовки: детского сада, магазина, спорткомплекса, школы. Затем курьер относит самый лучший проект - строителям. Строители рассматривают чертежи и приступают к строительству красивого современного здания.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

После окончания строительства строители приглашают архитекторов, конструкторов на открытие спортивного комплекса. Фотокорреспондент делает общий снимок дружной команды на фоне нового здания.

4. РЕФЛЕКСИЯ.

Дети зарисовывают свои игровые впечатления в личные игровые дневнички.

КОНСПЕКТ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ «ДОСТРОЙ ДОМ» 

Цель:

Учить передавать симметричное строение дома, ориентируясь на его половину, замечать различия в деталях (форма и величина окон, дверей и др.).

Материал:

*Карточки с изображениями половинок домов одинакового цвета, но разной архитектуры.

*Стенные блоки с окнами или дверьми разной формы и величины (квадрат 3x3 см или 4x4 см) и половинки крыш.

*Карточки с контурным изображением целых домов и свободные карточки такой же величины, разделенные линией пополам (для вариантов игры);

Ход игры.

I вариант.

Воспитатель, распределяет играющих на две команды. И предлагает сесть за стол напротив друг друга. На общий поднос кладет стенные блоки для всех домов и половинки крыш. Каждому ребенку дает карточку с контурным изображением целого дома (все дома разной архитектуры) и свободную карточку для выкладывания дома.

Игровая задача.

Самостоятельно определить половину дома, выложить ее из блоков на свободной карточке. Затем поменяться друг с другом местами и закончить «строительство» дома своего партнера, так чтобы дом получился симметричным. Во время выкладывания дома карточку с контурным изображением перевернуть. По окончании работы можно проверить по карточке, правильно ли выполнено задание.

II вариант.

Каждый играющий самостоятельно придумывает архитектуру дома, выкладывает на свободной карточке половину здания и предлагает своему партнеру закончить его строительство. Стенные блоки и половинки крыш дети берут с общего подноса.

КОНСПЕКТ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ «МЫ ЭКСКУРСОВОДЫ»

 

Дидактические задачи:

1.Дать представление об архитектуре зданий города, имеющих художественное и историческое значение.

2. Познакомить детей с архитектурными деталями (балконы, башни, шпили, арки и др.).

3.Активизировать в речи слова, относящиеся к теме.

4. Воспитывать чувство любви к своему родному городу.

Предварительная работа:

*Экскурсии по городу.

*Рассматривание буклетов «Мой Мегион»

Материал:

*Иллюстрации, художественные фотографии, открытки с изображениями исторических зданий города Мегиона.

*Рисунки с изображениями архитектурных деталей: окон разной формы, колонн, шпилей и др.

Ход игры:

В группу приходит почтальон и приносит посылку, в которой лежит диск.

Воспитатель. Интересно, кто прислал нам такую интересную посылку? (вскрывает посылку). Что нам делать с этим диском?

Дети. Давайте послушаем его.

«Здравствуйте ребята, меня зовут Лунтик. Я очень люблю путешествовать.

Недавно, я прочитал в газете, что вашему городу Мегиону исполняется 30 лет. Мне очень хочется побывать на дне рождения города Мегиона и погулять по его старинным улочкам».

Воспитатель. Что же нам делать ребята?

Дети. Надо пригласить Лунтика в гости и показать ему наш город.

Воспитатель. Правильно, мы так и сделаем. Ребята, нам нужно подготовиться к приезду гостя. Посмотрите, на стенде стоят фотографии, на которых изображены различные здания. В каждом городе есть много красивых зданий, которые не похожи друг на друга так, как похожи многие жилые дома. Это вокзалы, театры, институты, музеи. Многие здания были построены очень давно, но до сих пор радуют людей своей прекрасной архитектурой.

Физкультурная минутка «Город мой»

Я хочу на самолёте полететь, полететь

(руки в стороны, наклоны вправо–влево)

И на город свой в полете посмотреть, посмотреть

(Изображают козырёк над глазами, наклоняясь вперёд, смотрят с высоты, медленно вращая головой, справа налево)

Полечу я выше тучи над землёй, над землёй

(руки высоко вверх, наклоны «самолёта» вправо-влево, руки в стороны)

Он, наверное, большущий – город мой, город мой

(руками образуют круг перед собой).

Выберите из этих фотографий те, на которых изображены самые старинные здания нашего города.

(Дети отбирают фотографии).

Представьте, что мы с вами стали экскурсоводами. Давайте расскажем, о том, что изображено на фотографиях, которые вы выбрали.

(Дети рассказывают достопримечательности родного города)

В конце занятия проводится игровое упражнение «Покажи, что я назову». Педагог называет архитектурные детали - балконы, шпили, арки, башни, купола и другие, а дети показывают их на своих открытках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию «Мы патриоты своей страны»

Воспитывать любовь к своему родному краю, расширять представления о родном крае. Закрепить знания детей о флаге, гимне, гербе.- формировать уважительное отношение к государственным символам;- воспитыв...

НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Мы патриоты своей страны»

Познакомить детей с понятием «Родина» «Россия матушка». Воспитывать любовь к своему родному краю, расширять представления о родном крае. Закрепить знания детей о флаге, гимне, ...

Познавательный проект " Мы- патриоты Ямала" для детей подготовительной к школе группы

Ознакомление дошкольников с культурой, традициями народов Северапосредством использования информационно-коммуникационных технологийс целью нравственно-патриотического воспитания детей....

Познавательная беседа "Я маленький патриот"

Формирование представлений детей о России, как о родной стране....

Краткосрочный проект «9 Мая — День Победы» в средней группе 2022 г. Вид проекта: познавательный, творческо – информационный. Длительность: краткосрочный 25.04.2022 -29.04.2022 Участники: дети средней группы, воспитатели, родители. Актуальность: Патриоти

Краткосрочный проект «9 Мая — День Победы» в средней группе2022 г.Вид проекта: познавательный, творческо – информационный.Длительность: краткосрочный 25.04.2022 -29.04.2022Учас...