Информационно-познавательный проект с элементами творчества "Воспитываем патриотов" в старшей группе
проект (старшая группа)

Стеблянова Елена Васильевна

Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе детсада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx239.17 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-познавательный  проект  с элементами творчества:

«Воспитываем патриотов» 

Автор - составитель:  Стеблянова Е.В.,  воспитатель.

Участники проекта:  дети старшей  группы, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители группы.

Сроки проекта:  сентябрь 2019 – май 2020г,  долгосрочный,    познавательный  проект с элементами творчества для детей  5 лет

 

 Необходимые условия для реализации проекта:

- заинтересованность родителей и детей;

- методические разработки.

Постановка проблемы: в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, которой подвергается наше общество сегодня, - не в сложной экономической ситуации, а в подмене ценностей, понятий, попытки отдельных государств и личностей переписать историю. Особенно велико влияние на детей и подростков. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, справедливости, героизме, патриотизме.

В связи с этим возрастает значимость работы с подрастающим поколением по формированию патриотических чувств детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении – уважительном и бережном отношении к героическому прошлому родной страны.

Объект исследования:  процесс воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста.

 Актуальность проекта:   воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие ФГОС дошкольного образования, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования: обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

формирование мира и межличностных отношений.

Гипотеза:  патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

Цель проекта:   воспитание нравственно — патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с семейными ценностями, малой и большой Родиной. Формирование позитивных установок в воспитании гражданственности, патриотизма, развитие социально-эмоционального интеллекта в изучении фактов истории родного края.

  Задачи проекта:

 

  • создать условия для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования (образовательная область - познавательное развитие направлено на формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках);
  • сформировать позитивную установку в воспитании патриотизма;
  • помочь детям осознать себя членом семьи;
  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, родному городу;
  • ознакомить детей с символами родного города, государства;
  • формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русской культуре, национальным костюмам;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории;
  • воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину;
  • воспитывать желание быть полезным своему городу;
  • сформировать желание у детей и родителей принимать участие в мероприятиях патриотического воспитания.

 Форма проведения итогового мероприятия:  

  • оформление патриотического уголка  в группе  «Моя Родина – Россия»;
  • спортивный праздник «С днем  защитника Отечества» (совместно с родителями);
  • экскурсия к мемориальному комплексу воинской славы с возложением цветов ( совместно с родителями).

Ожидаемые результаты по проекту:

  •  детей будут сформированы представления о малой родине, отечественных традициях, народных праздниках;
  • бережное отношение к природе своего края;
  • освоение доступных  знаний детей в символах родного города,  государства;
  • ощущение любви  к своему родному краю и государству;
  • осознанное желание быть полезным своей Родине;
  • обогащение предметно – развивающая среда ДОУ по нравственно – патриотическому развитию детей;
  •  возникнет ценностное отношение к семье и традициям своей семьи;
  • дошкольники приобретут опыт использования полученных представлений  об отечественных традициях и праздниках в различных видах  деятельности;
  • произойдет развитие предпосылок смыслового восприятия и понимания произведений народного искусства;
  • у родителей -  повысится осознание важности осведомленности в направлении по формированию представлений об отечественных традициях и праздниках, появится заинтересованность  участием в воспитательном образовательном процессе ДОО;
  • у педагогов -  поднимется уровень компетентности и профессионального мастерства; систематизируются знания и умения; приобретутся практические навыки, произойдет овладение новыми формами и методами работы с дошкольниками по формированию представлений об отечественных традициях и праздниках.

Этапы реализации  проекта:

  1. Подготовительный этап

Период

Мероприятия этапа

Программные задачи:

 

Сентябрь

1-3 неделя

 

 

1.сбор и анализ литературы по данной теме;

2.разработка плана реализации проекта;

3.подборка иллюстративного материала;

5.подборка загадок, стихов, пословиц, поговорок по данной теме;

6. Подготовить материал для художественно – творческой деятельности;

7. .Подборка консультаций для родителей;

2 этап Основной

Тема блока,  месяц, год

Тема   недели

Цель  недели

Итоги блока

Сентябрь – октябрь  2019г

«Мой дом, мой город»

 4 неделя

«Моя семья и мое семейное древо»

 

Познакомить с семейным древом; формировать представление о семье; развивать интерес к истории своего рода, желание поделиться этими знаниями с товарищами; воспитывать чувство долга  и любви к близким людям.

Конструирование  из различного материала  (кубики, лего, пластмассовый)  «Строим город»

5 неделя

«Я – ребенок, имею право»

 

Продолжать знакомить детей с нравственными нормами и правилами, учить соотносить права и обязанности; ознакомить с собственными правами, рассказать о «Конвенции о правах ребенка».

1 неделя

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников

 -----

расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда. воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.

2 неделя

«Моя родная улица»

 

формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам,  жилым домам, закрепить знание домашнего адреса.

3 неделя

«Мой город»

 

расширять и закреплять знания детей о родном городе, познакомить  детей с историей возникновения города, воспитывать патриотические чувства к своей малой родине.

4 неделя

«Край родной – земля Кубанская»

 

познакомить детей с народами, проживающими на Кубани; развивать познавательный интерес к истории своего народа; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой край.

Работа с родителями:  Консультация  «Роль семьи в воспитании  патриотических чувств у дошкольников»

Ноябрь 2019 г

«Наша Родина – Россия»

1 неделя

«Страна,  в которой мы живем»

 -----

продолжать знакомить детей с понятием «родина», формирование патриотических чувств; формирование  простейших географических представлений о стране; уточнение  понятий «богатая», «большая», «родная» страна.

Оформление  уголка

патриотического воспитания в группе «Моя Родина – Россия»

2 неделя

«Государственные символы России: герб, гимн, флаг»

 ------

познакомить с Государственным флагом и гербом России, назначении, символике цветов и их взаиморасположения

3 неделя

«Наша добрая матрешка»

 ------

познакомить детей с историей возникновения матрёшки, с самыми известными в России, с колоритом росписи. Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов.

4 неделя

«Москва – столица нашей  Родины»

 ---------

формирование у детей первичных представлений о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения.

Работа с родителями: Помощь в оформлении патриотического уголка  в группе «Моя Родина – Россия»

Декабрь 2019 г

«Красна изба углами. Предметы и вещи наших предков»

1 неделя

 «Всяк дом хозяином славится»

 

  познакомить детей с русской избой, расположением предметов обихода, с трудом хозяев дома, распределением не которых обязанностей между членами семьи.  

НОД  «Предметы и вещи наших предметов» (Познавательное развитие)

2 неделя

«Предметы и вещи наших предков»

 -----------

познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской; приобщать детей к истокам русской народной культуры; воспитывать  чувство гордости за прошлое своей страны.

3 неделя

«Россия – щедрая душа» ( знакомство с блюдами русской кухни)

 ----------------

познакомить с блюдами русской национальной кухни; рассказать о традициях и обычаях наших предков; воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, древнюю русскую культуру.

4 неделя

«Русский народный костюм»

 -----------

познакомить с русским народным костюмом ( мужским, женским);ввести в активный словарь детей слова «кушак», «кокошник»,»лапти», «косоворотка»; воспитывать интерес к старинным вещам, желание сохранять их на долгие годы.

5 неделя

Русские народные инструменты

-----------------

 

познакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами; учить классифицировать музыкальные инструменты.

Работа с родителями :Консультация «Значение уголка  «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа»

Январь 2020 г

«Народные обычаи Руси»

1 неделя

«Как встречали праздники  на Руси (Новый год, Рождество, Крещение)

08.01.20

 приобщать детей к русским традициям, формировать интерес к народной культуре через знакомство с русскими народными праздниками.

Картотека русских народных игр и хороводов

2 неделя

«Как встречали праздники  на Руси

( Масленица, Пасха)

13.01.20

 приобщать детей к русским традициям, формировать интерес к народной культуре через знакомство с русскими народными праздниками.

3 неделя

«Как встречали праздники  на Руси

(Иван-Купала, Покрова)

20.01.20

 приобщать детей к русским традициям, формировать интерес к народной культуре через знакомство с русскими народными праздниками.

4 неделя

Русские народные игры и хороводы

27.01.20

продолжать знакомить детей с культурой и традициями русского народа, устным народным творчеством и прикладным народным творчеством; создавать определённый настрой, интерес к народному творчеству, формировать чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными праздниками и традициями.

Работа с родителями : Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций»

Февраль 2020 г

«Защитники Отечества»

1 неделя

«Богатыри земли русской»

03.02.20

обогатить знания детей о истории возникновения  Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как они защищали Родину. Воспитывать уважение и гордость за свой народ.

Спортивный праздник «С днем  защитника Отечества» (участие с родителями папами)

2 неделя

«Сыны Отечества»

10.02.20

 закрепить знания о Российской Армии- надежной защите нашей Родины. Воспитывать любовь и уважения к воинам Российской армии, желание в будущем стать защитником Отечества.

3 неделя

«Наша армия сильна» (военная техника)

17.02.20

углублять знания  детей о российской армии, формировать представления о видах войск; воспитывать уважение к защитникам Отечества

4 неделя

«Воинские традиции»

24.02

ознакомление детей с военными традициями в мирное время: дать понятие о чести, воинском долге; воспитывать  уважение  к традициям к традициям в армии, военнослужащим, защитникам Отечества

Работа с родителями: Спортивный праздник «С днем  защитника Отечества»

Март 2020 г

 «Моя мама. Путешествие в город мастеров ( народные промыслы)

1 неделя

«Мамы всякие  важны, мамы всякие важны»

02.03.20

сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни ребенка.

Воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме.

Изготовление подарков к празднику мам – 8 марта

2 неделя

«Город  мастеров: «сине-голубое чудо гжели» и «золотая хохлома»

09.03.20

 дать понятие «декоративно – прикладное искусство», продолжать знакомить с народным промыслом гжели и хохломы; обучать видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий, 

Выставка  изобразительного детского творчества «Город мастеров»

3 неделя

«Город  мастеров: «дымковское многоцветье и «жостовский букет»

16.03.20

дать понятие «декоративно – прикладное искусство», продолжать знакомить с народным промыслом дымковской  и жостовской росписи; обучать видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. 

4 неделя

«Город  мастеров: богородская, филимоновская, карпогольская игрушки»

23.03.20

дать понятие «декоративно – прикладное искусство», продолжать знакомить с народным промыслом - богородской, филимоновской, карпогольской игрушки»; обучать видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. 

5 неделя

«Город  мастеров: «городецкие мотивы и «Полохов-Майдановская игрушка»

30.03.20

дать понятие «декоративно – прикладное искусство», продолжать знакомить с народным промыслом городецкой и полохов  – майдановской росписи; обучать видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий.

Работа с родителями: папка – передвижка «Народные промыслы России»

Апрель 2020 г

« Космос изучаем – космонавтом стать желаем». «Мир природы родного края»

1 неделя

«Этот загадочный космос. Путешествие в космос»

06.04.20

вызвать интерес к космическому пространству; уточнить и расширить знания детей об основных планетах Солнечной системы, звёздах, созвездиях;

Совместная выставка работ детей и родителей  «Этот загадочный космос»

2 неделя

«Презентация «Покорители космоса»

13.04.20

познакомить детей с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики; воспитывать чувство патриотизма и гражданственности;

3 неделя

Разнообразный растительный мир Краснодарского края

20.04.20

закрепить знания детей о культурах, выращиваемых у нас в крае. Учить отгадывать предлагаемые загадки;

Расширить знания детей о разнообразии лекарственных растений Кубани.

Альбом «Животный и растительный мир Кубани»

4 неделя

«Животный мир  Кубани»

27.04.20

поддерживать и развивать интерес к животному миру, расширять представления о разнообразном животном мире и месте их проживания.

Работа с родителями: Совместная выставка работ детей и родителей  «Этот загадочный космос»

Май 2020 г

« Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»

1 неделя

«Мы не забудем той войны»

04.05.20

продолжать формировать представление  о Великой Отечественной войне, ветеранах войны, дать представление  о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне

«Целевая прогулка: Экскурсия к мемориальному комплексу воинской славы с возложением цветов)

2 неделя

«О городах – героях»

04.05.20

  • обогащать представления детей старшего дошкольного возраста о военном прошлом страны. Формировать знания детей о подвигах целых городов, во время Великой отечественной войны. Вовлекать детей в беседу во время рассматривания иллюстраций.

3 неделя

«Ордена и медали»

18.05.20

познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали во время Великой Отечественной войны, воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к родине.

4 неделя

«Целевая прогулка: Экскурсия к мемориальному комплексу воинской славы с возложением цветов)

25.05.20

продолжать ознакомление детей с историческим прошлым России, в том числе и  родного края, возведенными в честь какого-либо героя войны или важного события ВОВ. Воспитывать уважение к прошлому, чувство гордости за воинов-защитников, победивших в Великой Отечественной войне, за великий подвиг нашего народа.

Работа с родителями:  Экскурсия к мемориальному комплексу воинской славы с возложением цветов)

Работа с педагогами

№ п/п

Срок исполнения

Тема мероприятия

цель

1.

ноябрь

Формы  и  условия  работы с родителями      по воспитанию у детей чувства патриотизма

2.

январь

Консультация «Значение уголка  «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа»

3.

 Апрель - май

 Консультация «Уголок патриотического воспитания в группе»

4.

Май

Распространение  опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание  дошкольников   в  детском саду в условиях ФГОС»

Литература:

1. Бойчук И.А  Ознакомлению детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Перспективное планирование, конспекты бесед.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.- 432с

2.  Вострухина Т.Н, Кондрыкинская  Л.А Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет.-М.:ТЦ Сфера, 2011.- 192

3. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ/Под ред. Л. А. Кондрыкинской.- М.: ТЦ Сфера,2011.-160с

4.Зацепина М.Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".

5.Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников . ( Старшая группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.- 112с

6.Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.

7.О. Л. Князева, М.Д. Маханева, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры

8.Козлова С.А.  "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".

9.«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» - М.Д. Маханёва – М.,2004

10.Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2016, стр128

Информационно-познавательный

 проект 

 с элементами творчества:

«Воспитываем патриотов» 

http://uokrasnarm.ru/images/ddd/%D0%B2%D0%B0.jpg