Огород на окне или сказочное путешествие Колобка
проект на тему

Балыкина Юлия Михайловна

экологический мини-проект в группе раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balykina_yum_slepova_av_pedkaleydoskop_2015.docx930.76 КБ

Предварительный просмотр:

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ   КАЛЕЙДОСКОП»

Конкурс методических разработок

 «Образовательная палитра»

«ОГОРОД  НА ОКНЕ или сказочное путешествие Колобка»

Экологический мини-проект для детей раннего возраста

Сведения об авторе:

Балыкина Юлия Михайловна, Слепова Алла Васильевна

воспитатели

структурного  подразделения «Детский сад «Василёк»                                          ГБОУ ООШ №20 г. Новокуйбышевска

стаж работы в должности – 7 лет

Новокуйбышевск, 2015

Содержание

  1. Методический комментарий ……………………………………………3

2.       Содержание экологического мини-проекта «Огород на окне»……..4-8

  1. Список использованной литературы……………………………………9
  2. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 «Сказочное путешествие Колобка», авторская  сказка….10-12

Приложение 2  Стихи об овощах ………………………………………….13-16

Приложение 3 Физкультминутка «Овощи»...………………………………...17

Приложение 4 Фотоматериал …………..……………………………………..18

Методический комментарий

Познавательное развитие является одним из пяти направлений федерального государственного стандарта дошкольного образования, которое предусматривает развитие у детей интересов, любознательности и познавательной мотивации. Считаем, что для достижения этой целинаиболее эффективна проектная деятельность. Формирование основ экологической культуры нужно начинать с раннего возраста. Научить малышей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому – основные задачи экологической работы в этот возрастной период. Так в группе раннего возраста «Анютины глазки» появился  проект «Огород на окне». Используемые в проекте методы и приемы помогают детям лучше познать жизнь растений, способствуют расширению представлений о растениях, как живых организмах, об условиях, о которые им необходимы для роста и развития. У детей воспитываются художественно-эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результату совместного с педагогом труда.

Экологический проект «Огород на окне» является методической разработкой, содержащий цель, задачи, ожидаемые результаты в познавательном развитии детей раннего возраста. В образовательный процесс включены родители, которые помогли создать условия для реализации проекта. Экологический проект разработан с учетом возраста детей в виде знакомой им русской народной сказки «Колобок», в которой главный герой путешествовал к сказочным персонажам, узнавая, у кого, что растет.

Таким образом, экологическая сказка под названием «Сказочное путешествие Колобка» развивает у детей раннего возраста интерес к художественной литературе, любознательности наблюдательность к происходящим явлениям природы, содействует формированию основ экологической культуры.

3

«Сказочное путешествие Колобка»

Экологический проект для детей раннего возраста

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Цель – способствовать развитию познавательной активности и формированию основ экологической культуры

Задачи:

  1. Способствовать развитию у детей интереса, любознательности. Использование знакомого литературного произведения (р.н.с «Колобок»), стихотворений об овощах и цветах,закрепление содержания сказки, нетрадиционная форма представления проекта. (Художественно-эстетическое развитие)
  2. Включить детей в двигательную активность, снять мышечное напряжение. Смена видов деятельности. (Физическое развитие)
  3. Способствовать  развитию общения и взаимодействия ребёнка с взрослым и сверстниками.Развиватьэмоциональную отзывчивость, заботливое и бережное отношение к растениям. Содействовать формированию у детей трудовых навыков и самостоятельности. (Социально-коммуникативное развитие)
  4. Создать условия для совместной деятельности детей с взрослым: посадка цветочных семян, овощных культур (развитие мелкой моторики рук), наблюдение за ростом растений. Способствовать развитию познавательной активности у детей в действиях по показу, образцу («делай также»), логического мышления. Помочь проследить взаимосвязь и взаимозависимость живых и неживых объектов природы. Познакомить с разнообразием растений, их потребностями (свет, тепло, вода) и способами

 4

ухода за ними (поливать). Способствовать развитию сенсорных способностей у детей (цвет, форма, величина). (Познавательное развитие)

  1. Обогащать и активизировать словарь детей, совершенствовать память,

поощрять попытки рассказать стихотворный текст (Речевое развитие)                                                                            

Ожидаемые результаты (целевые ориентиры): дети с интересом рассматривают огород на окне, внимательно слушают сказку «Сказочное путешествие Колобка» в исполнении воспитателя, отвечают на вопросы по содержанию сказки, правильно выполняют основные движения согласно тексту физкультминутки и по образцу взрослого, правильно выполняют задание на дифференциацию цвета, активно участвуют в продуктивной деятельности (лепка овощей).

Оборудование:

Стихотворения об овощах и цветах;

Авторская экологическая сказка «Сказочное путешествие Колобка»;

Огород на окне (рассада овощных и цветочных культур);

Игрушки сказочных героев;

Домик;

Крупная мозаика зеленого и желтого цвета;

Камушки, мелкие ракушки;

Овес, кукуруза;

Синяя бумага (речка);

Бочонок с медом;

Пластилин;

Дощечки, салфетки;   муляжи овощей                                                               5

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемый результат

Педагог предлагает детям рассмотреть огород на окне, интересуется, нравится ли он им.

 Дети высказывают свое отношение к огороду на окне

Дети заинтересованы и с удовольствием рассматривают огород, положительно высказываются о нем.

У детей развита любознательность.

Педагог рассказывает сказку «Сказочное путешествие Колобка» (см. Приложение 1).

Дети слушают

Дети внимательно слушают сказку.

Педагог задает вопросы по сюжету сказки:

  • С кем жил Колобок?    
  • Чем  Колобок кормил Петушка?  
  • Какие культуры колобок помогал сеять старику со старухой  на огороде?  
  • По каким дорожкам катился Колобок?
  • Какого цвета была речка, кто плавал по реке?
  • Может ли рыба жить без воды?
  • Что находилось на берегах реки?
  • Каких сказочных героев встретил колобок в своем путешествии?
  • Что сажали герои сказки на своих огородах мышка, медведь, заяц, Чипполино, лиса и волк)?
  • Что делают пчелы для Мишки из цветочного нектара?
  • Приносят ли пользу овощи нашему организму?
  • С кем жил Колобок?    
  • Чем  Колобок кормил Петушка?  
  • Какие культуры колобок помогал сеять старику со старухой  на огороде?  
  • По каким дорожкам катился Колобок?
  • Какого цвета была речка, кто плавал по реке?
  • Может ли рыба жить без воды?
  • Что находилось на берегах реки?  
  • Каких сказочных героев встретил колобок в своем путешествии?
  • Что делают пчелы для Мишки из цветочного нектара?
  • Приносят ли пользу овощи нашему организму?
  • Что сажали герои сказки на своих огородах (мышка, медведь, заяц, Чипполино, лиса и волк)?

Дети отвечают

Дети активно отвечают на вопросы по содержанию сказки.

У детей обогатился и активизировался словарь.

Дети запомнили последовательность сюжета сказки

Педагог благодарит детей за ответы и приглашает их на физкультминутку  (см. Приложение 2).

Дети активно выполняют  движения.

У детей снято мышечное напряжение

Педагог приглашает детей за стол,  чтобы слепить горошек для мышки  и морковку для зайца.

Дети садятся за столы и готовятся к продуктивной деятельности

У детей сформирована эмоциональная отзывчивость

Педагог предлагает детям рассмотреть материалы,которые понадобятся им в работе, спрашивает, что они видят

Дети называют материал

Дети умеют общаться с педагогом.

У детей обогащен словарь

Педагог проговаривает и показывает, как отщипывать маленькие кусочки пластилина.  Формирует круговыми движениями горошины и прямыми –

морковку.

Дети смотрят

Дети внимательно смотрят

Педагог предлагает детям самостоятельно слепить овощи.

Дети приступают к лепке.

Дети развита самостоятельность

У детей развиты сенсорные способности

Педагог помогает детям, которые затрудняются в выполнении задания.

Дети ждут помощи

Дети положительно реагируют на затруднения

Педагог хвалит детей за старания и результат.

Дети радуются

Дети радуются

Педагог предлагает сложить горошины в одну тарелочку, а морковки в другую.

Дети выполняют задание

У детей развито внимание

Педагог с детьми оформляют выставку на заранее приготовленном столике в приемной комнате к приходу родителей.

Дети помогают

У детей сформировано желание помогать

8

Список использованной литературы

  1. Аксенова З.Ф. «Войди в природу другом» Экологическое воспитание дошкольников, Москва 2008.
  2. Балыкина ЮМ, Слепова АВ, авторская разработка на основе русской народной сказки «Колобок», «Сказочное путешествие Колобка», экологическая сказка,  СП «Детский сад «Василек» ГБОУ ООШ  №20 г.Новокуйбышевск, 2015
  3. Русская народная сказка «Колобок», Хрестоматия для дошкольников, составители: Н.П. Ильчук, В.В. Гербова, М. АСТ, 2009
  4. Физкультминутка  http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/10/07/tematicheskie-fizkultminutki-dlya-detey-v-kartinkakh

9

Приложение 1

Экологическая сказка «Сказочное путешествие Колобка»

Авторы-составители: воспитатели Балыкина Ю.М., Слепова А.В.

Жили-были в небольшом домике Дед да Бабка. И были у них Петушок и Колобок. Петушок рано утром вставали, всех будил своим пением: – Ку-ка-ре-ку. А Колобок помогал по дому.

Пришла весна, настала пора огород сеять. Колобок помогал сеять картофель чеснок и редис.

 Заботился Колобок об огороде, поливал его и полол. Петушку Колобок насыпал светлые и длинные зерна овса и квадратные-желтые зерна кукурузы. Петушок клевал зерна и пел свою песенку: -Ку-ка-ре-ку!

Колобку было очень интересно, что же сажают другие сказочные герои на своих огородах. И однажды он отправился в путешествие по сказке.

Катится Колобок по каменной дорожке, вокруг которой растет зеленая травка, катится. А навстречу ему Мышка – норушка.

-Здравствуй, Колобок. Куда путь держишь?

-Отправился я в путешествие по сказке, посмотреть, что сказочные жители сажают. Расскажи, что растет у тебя на огороде?

-Проходи, смотри. Тут у меня растут горох и фасоль. Тянутся они к солнышку, растут длинные, длинные. А потом на них вырастут стручки, в которых и будут поспевать зерна гороха и фасоли. Из них можно приготовить и кашу, и суп. Вот какие культуры растут на моем огороде.

Поблагодарил Колобок Мышку-норушку за ее рассказ и покатился дальше.

Катится Колобок по каменной дорожке, а навстречу ему Медведь.

- Здравствуй, Мишенька-Медведь.

-Здравствуй, Колобок. Что привело тебя в эти края?

- Путешествую я, Миша, по сказке и смотрю, что выращивают сказочные жители. Вот, что ты выращиваешь на своем огороде?

- Проходи, смотри. Только у меня не огород, а цветник. Посадил я цветы – Бархатцы, Петунью, Анютины глазки. Вырастут они, зацветут разными                  10

цветами. Прилетят пчелы, соберут нектар и сделают мед. А я очень люблю мед.

- Какой хороший у тебя цветник, а ты угостишь меня медом?

- Обязательно, приходи еще ко мне в гости.

Попрощался Колобок с медведем и покатился дальше.

Катится Колобок, катится, с каменной дорожки на желтую песчаную. Песчаная дорожка привела его к синей речке. По берегу реки находились белые мелкие камушки и мелкие ракушки. Покатился Колобок по камушкам и встретил Зайца.

- Здравствуй, Зайка-попрыгайка!

- Здравствуй, Колобок! А что ты тут делаешь?

Путешествую я по сказке, смотрю, что выращивают сказочные герои на своих огородах. Расскажи, Зайка, а что растет у тебя?

- Я выращиваю морковку, вкусную, оранжевую. Мы зайцы очень любим морковку!

Попрощался  Колобок с Зайкой и покатился дальше. Катится Колобок по каменному берегу реки и видит: плавают в реке уточки и рыбки. Рыбки рассказали Колобку, что они не могут жить без воды. Покатился Колобок по бережку и встретил Чипполино.

- Здравствуй, Чипполино!

- Здравствуй, Колобок! А как ты сюда попал?

- Я путешествую. Смотрю, что посадили герои сказок на своих огородах. Что у тебя растет?

-У меня растет лучок.

-Он помогает деткам  не болеть, он очень полезный - борется с вредными микробами!

- Как у тебя хорошо, но мне пора в путь. До свидания!

Катится Колобок, катится, а, навстречу ему Лиса и Волк.

- Здравствуйте, Лисичка-сестричка и Волчок- серый бочок!

- Здравствуй, Колобок!                                                                                    11

- Волк-волчок, серый бочок, Лисичка-сестричка, расскажите мне, что вы посадили весной на своих огородах?

- Мы, Колобок, сажаем укроп да петрушку. Их мы добавляем в суп и салат и кушаем просто так. Ведь это очень полезно для любого организма.

Попрощался Колобок с ними и покатился домой к Дедушке да Бабушке.

Рассказал им, кого встречал на своем пути, что сказочные герои сажают у себя на огородах и какую пользу всем дают овощи, цветы и зелень.

12

Приложение 2

Стихи об овощах и цветах

СВЕКЛА

Вкус свеклы своеобразный
И сортов бывает разных:
Винегретная и борщевая,
Для скотины – кормовая.

Для людей незаменимая
И гурманами ценимая,
Всем привычная свекла
Не отходит от стола.

ЛУК

Порожденье горьких мук,
Это что? Конечно лук!
От микробов защищает,
Хоть и за язык щипает
Наш зеленый Айболит,
Когда горлышко болит.

РЕДИС

Жаль, что так отходит быстро
Раннею весной редиска.
Очень вкусная в салатах,
Аппетитная, ребята,

Со сметанкою и солью,
Перемешанная с луком.
Не еда, а эйфория,
Просто музыка без звука.

МОРКОВЬ

Что морковь весьма полезна,
Это всем давно известно.
Этот вкусный корнеплод
Уважает весь народ.
В блюда первые кладут
И в зажарки, и в салаты.
Подружитесь с ней ребята.
Чтобы зубки не болели
И всегда во рту белели,
Крепкие, здоровые
И к еде готовые.                                                                        

 13

ГОРОХ

Он не вырасти не мог
Наш любимый царь горох.
Посадила его мама
Нам на радость
Вместе с нами.
Быстро мы его склевали,
Даже вырасти не дали.
Вместе со стручками съели,
Потому что так хотели!

ПЕТРУШКА

Кучерявая, кудрявая,
Избранная, между травами,
Чтоб кормить нас и лечить,
Уму-разуму учить.
Как природная добавка
Все полезна эта травка.
Наша древняя старушка
Всем известная петрушка.

УКРОП

У укропа запах резкий,
Даже детям всем известный.
Его кушать надо в меру,
Пару веточек, к примеру,

В свою порцию положить.
С ним надо дружно жить,
Ведь для нас укроп всегда
И лекарство, и еда.

ЧЕСНОК

Ешьте, милые, чеснок,
Заготавливайте впрок,
Чтоб всегда он в доме был
И здоровье нам дарил.
Чтоб лечил нас и бодрил,
Придавая больше сил.
И от хворей всех берег
Наш надежный друг чеснок.

14

ФАСОЛЬ
Фасоль в стручки запряталась, 
Сидит там до поры. 
Когда же сбросит платьице, 
То станет раскрасавицей, 
Румяной от жары.

УКРОП
И зеленый, и душистый.

И, как елочка, пушистый.
Я – укроп, делюсь секретом:
Нужен я зимой и летом.

КАРТОФЕЛЬ
Из картошки много блюд
Приготовить можно
И простых и сложных:
Её варят, жарят, трут,
На костре ее пекут.
Что вкуснее в целом мире,
Чем картошечка в мундире

АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ

Не Татьянкины, не Майкины

А полянкины и лужайкины

Подмигнули веселые глазки

Мне счастливой участнице сказки:

- Ты своя, ты не с нашего луга,

Заходи же почаще, подруга!

ФИАЛКА

На солнечной опушке

Фиалка расцвела –

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хоронится

От загребущих рук.

Но кто-то ей поклонится,

И сразу видно – друг!

15

ПЕТУНИЯ
Ее стихия - вазы и кашпо, 
Не надо ей обильные поливы... 
Побеги могут быть спадающим жабо, 
На клумбах красок смесь и переливы.

БАРХАТЦЫ

Этот бархатный ковёр
Будет ярок до тех пор,
Пока осень, холода
Не нагрянут к нам сюда.
Ярко-рыжие головки
Лето всё без остановки
Так цветут, что во садах -
Красотища - Просто "ах"!

ФАСОЛЬ
Фасоль в стручки запряталась, 
Сидит там до поры. 
Когда же сбросит платьице, 
То станет раскрасавицей, 
Румяной от жары.

ПЕТРУШКА

Кучерявая, кудрявая,
Избранная, между травами,
Чтоб кормить нас и лечить,
Уму-разуму учить.
Как природная добавка
Все полезна эта травка.
Наша древняя старушка
Всем известная петрушка.

16

Приложение 3

 Физкультминутка

Овощи

Овощей мы наберем,        

Идут по кругу, взявшись за руки, высоко поднимая колени.

Если в огород пойдем.        

Здесь поспели не бананы:        

Останавливаются, поворачиваются в круг, разводят руки в стороны перед собой.

Отрицательный жест указательным пальцем.

Лук, чеснок и баклажаны        

2 поворота туловищем влево-вправо руки на поясе. Наклонится – руки перед собой.

И редиска и морковка -        

Поднимают левую, затем правую руку вверх.

Им в земле сидеть так ловко.        

Руки на поясе. Присесть.

Мы их из земли достанем        

Наклониться вперед – хватательные движения ладонями у пола.

И салаты делать станем.        

Потирающие движения ладонями друг о друга.

17

Приложение  4C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\КОНКУРСЫ 2014-2015\Педагогический калейдоскоп 30.04.2015\20150403_150039.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\КОНКУРСЫ 2014-2015\Педагогический калейдоскоп 30.04.2015\20150403_150134.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\КОНКУРСЫ 2014-2015\Педагогический калейдоскоп 30.04.2015\20150403_150154.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\КОНКУРСЫ 2014-2015\Педагогический калейдоскоп 30.04.2015\20150403_150122.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\КОНКУРСЫ 2014-2015\Педагогический калейдоскоп 30.04.2015\20150403_150206.jpg

 

 

 

18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказочное путешествие с колобком

Конспект занятия по Ф,Э.М.П в средней группеТема:» Сказочное путешествие с Колобком»Цель: Продолжать упражнять в счёте предметов в пределах 4.закрепить знания детей о геометрических ...

Познавательно-исследовательский проект «Сказочный огород на окне» во второй младшей группе детского сада.

Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание у детей любви к природе, развитие интереса к исследовательской деятельности. Знакомить детей с условиями, необходимые для роста растений....

НОД по речевому развитию 1 мл. гр. «Сказочное путешествие с Колобком»

Программное содержание: Обучающие:  приучать детей слушать и слышать воспитателя, понимать задаваемые вопросы, отвечать на них; повторять несложные фразы; участвовать в игровых движениях и р...

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие колобка в сказочный лес»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию сенсорных эталонов по средствам дидактической игры в первой младшей группе по теме: «Путешествие колобка в сказочный лес»...

"Сказочный огород на окне"

Познавательно-исследовательский проект для младшей группы....

Проект «Огород на окне «Сказочный дворик»

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей крас...

Бал-карнавал на новый лад: «Сказочное путешествие Колобка»

Сценарий для детей старшей группы на Старый Новый год. Для создания  праздничную атмосферы, воспитывания  желания радовать друзей и близких стихами, песнями, танцами....