Понятие застенчивости в психолого-педагогической литературе.
статья (средняя группа)

Петрусенко Антонина Геннадьевна

Проблема застенчивости и порожденных ею трудностей общения занимает одно из первых мест и в современной педагогической и психологической литературе. Поэтому актуальность этой проблемы велика.

Проблему застенчивости изучали за рубежом: Д. Болдуин, К. Гросс, Ф. Зимбардо, К. Изард, Д. Б. Уотсон, В Штерн.

У нас в стране этим вопросом занимались: Е. И. Гаспарова, А. А. Захаров, Я. Копчак, Ю. М. Орлов, Т. О. Смолева, В. Н. Куницына. Исследователей застенчивости интересуют ее природа, причины, форма проявления и формы предупреждения отрицательных последствий.

Застенчивость – это сложное состояние, и оно может оказывать самые разнообразные воздействия – от ощущения легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов.
По мнению В.Н. Куницыной, « застенчивость – это свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного неформального общения; проявляющегося в состоянии нервно-психического напряжения и отличающие разнообразными нарушениями психомоторики, речевой деятельности, эмоциях, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания».

По мнению Е. И. Гаспаровой и Ю. М. Орловой «застенчивость представляет собой свойство личности, характеризующееся отсутствием свободы общения, характеризующееся наличием внутренней скованности поведения, не позволяющей индивиду реализовать в полной мере свой наследственный и личностный потенциал».

В «Педагогическом словаре» застенчивость описывается как психическое состояние или качество личности, проявляющееся в смущении, скованности, необоснованной молчаливости, в затруднениях речи. Возникает у человека (чаще у подростка) из-за неуверенности в том, какое впечатление производит на других людей (преимущественно незнакомых или малознакомых) его поведение.

Данная проблема исходит своими корнями из детства, и чем раньше её обнаружить и предсказать, тем последствия данной проблемы будут не такими удручающими.

В психологии существует несколько подходов к этой проблеме. Так, психоанализ выделяет в ней синдром неудовлетворенного Эдипова комплекса, бихевиоризм – приобретенную реакцию страха на социальные стимулы. Социологи связывают застенчивость с чувством личного неблагополучия и ищут корни ее в социальном Я. Сторонники экзистенциональной психологии также подчеркивают связь застенчивости с чувством личной незащищенности, внезапным страхом быть отвергнутым другими людьми. Исследовали личностных черт рассматривают застенчивость как повышенную чувствительность к опасности, имеющую врожденный характер. Вместе с тем все психологи отмечают связь застенчивости с особенностями самосознания ребенка и связанного с ним отношения к людям: неуверенность в себе, отрицательная самооценка.

  В центре экспериментального Лонгитюдного исследования был проведен эксперимент, в котором было выявлено, что дети, которые вели себя застенчиво в три года, сохранили это качество до семи лет. Слабее всего застенчивость проявляется в младшем дошкольном возрасте, резко возрастая на пятом году жизни, несколько снижаясь к шести и значительно возрастая к семи.

Таким образом, исследователи застенчивости, в процессе наблюдений нашли причины, формы проявления и формы предупреждения отрицательных последствий застенчивости. Анализ теоретических источников показал, что, рассматривая понятие «застенчивость» психологи различных направлений убеждены, что застенчивость представляет собой индивидуальную особенность личности. Поскольку застенчивость является очень распространенным явлением жизни и, по мнению многих авторов, возникает в детстве, необходимо рассмотреть ее проявления у дошкольников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие познавательной деятельности детей в психолого-педагогической литературе

Проблеме познавательного интереса дошкольников и учащих­ся, вопросам его формирования и развития посвящено значитель­ное количество исследований....

Понятие «эмоциональная сфера» в психолого- педагогической литературе

Дети дошкольного возраста очень рано начинают усваивать систему отношений в той среде, в которой они живут. Непосредственно воспринимая эмоциональную атмосферу семьи, подражая взрослым, ребёнок перени...

Понятие «познавательная активность дошкольника» в психолого-педагогической литературе

У детей дошкольного возраста познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, и на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности,...

Статья:"Содержание понятия «одаренность» в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе"

Одаренные дети являются уникальным явлением в современном мире.  Потребность общества в нестандартно мыслящих людях, умеющих находить выход из любых сложных ситуаций, обуславливает интерес к теме...

Сущность понятия «интерес» в психолого-педагогической литературе

В статье раскрывается понятие "интерес" с различных ракурсов, а также рассматриваются виды интересов, их признаки и классификация....

Статья на тему: Понятие «сопровождение». Концепции психолого-педагогического сопровождения в современных научных исследованиях

Статья на тему:Понятие «сопровождение». Концепции психолого-педагогического сопровождения в современных научных исследованиях.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24014...

Сущность и содержание понятия «музыкальное восприятие» в психолого-педагогической литературе.

Понятие «музыкальное восприятие» в научной литературе имеет различное толкование, т.к. является аспектом изучения разных наук. Прежде чем, остановится на детальном рассмотрении данного фен...