Статья:"Содержание понятия «одаренность» в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе"
статья (старшая группа)

Дубовова, Олеся, Викторовна

Одаренные дети являются уникальным явлением в современном мире.  Потребность общества в нестандартно мыслящих людях, умеющих находить выход из любых сложных ситуаций, обуславливает интерес к теме одаренности. Одаренные дети - потенциал любого государства, позволяющий ему развиваться и эффективно решать инновационные задачи. «Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одну из основных проблем и задач совершенствования системы образования» .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_odaryonnost.docx383.61 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Теоретические аспекты работы с одаренными детьми

"Содержание понятия «одаренность» в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе"

Автор: Дубовова Олеся Викторовна, воспитатель

МБДОУ "Слободской детский сад "Пряничный домик"

20021 год

Введение

Одаренные дети являются уникальным явлением в современном мире.  Потребность общества в нестандартно мыслящих людях, умеющих находить выход из любых сложных ситуаций, обуславливает интерес к теме одаренности. Одаренные дети - потенциал любого государства, позволяющий ему развиваться и эффективно решать инновационные задачи. «Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одну из основных проблем и задач совершенствования системы образования» .

В нашей стране изучению детской одаренности уделялось мало внимания. Согласно господствовавшей идеологии, считалось, что все дети равны, и у каждого ребенка можно сформировать любые нужные качества.

 В настоящее время «поддержка талантливых детей и молодежи является одной из ключевых задач государства, общества и образовательной системы. Современная образовательная практика требует личностно-ориентированного подхода и заставляет рассматривать диагностику детской одаренности как неотъемлемую часть целостного педагогического процесса.Централизованные программы поиска и поддержки одарённых детей в масштабах всего государства, области, города, района, отдельной школыприобретают особое значение.

В РФ сложилась устойчивая система работы с талантливыми детьми и молодёжью: сформирована нормативно-правовая база, выработаны механизмы финансирования такой работы. Важным шагом стало принятие Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов и Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Этот документ определяет принципы работы с талантливыми детьми на всех уровнях образования.

 «Одарённость — это системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».

Одаренный ребенок – это ребенок, который отличается от других детей неординарными, яркими и выдающимися достижениями в определенном виде деятельности.

Проблема одаренности содержит в себе целый ряд аспектов: психолого-педагогический, методический, организационный, философский, социальный.

На сегодняшний день науке известно более ста определений одаренности. Многозначность данного термина подтверждает необходимость целостного подхода к ее изучению.

Актуальность данной проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но и большой теоретической и практической значимостью для полноценного развития дошкольника. Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией воспитанников. «Детский сад является аналитическим этапом, когда происходит выявление одарённых детей в какой – либо деятельности».

Несмотря на все усилия науки и практики, проблема выявления и развития одаренности не решается в полной мере, что обусловлено разнообразием видов одаренности, множеством методов к ее исследованию, декларативностью современного образования, недостаточным количеством образовательных программ и малым числом педагогов, готовых к работе с одаренными детьми.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные труды по проблеме выявления и развития одаренности Дж. Гилфорда, Дж. Рензулли, П.Торренса, Б.Г.Ананьева, Д.Б.Богоявленской, Л.С.Выготского, В.Н.Дружинина, Н.С.Лейтеса, В.Г.Леонтьева, В.И.Панова, А.И.Савенкова, Б.М.Теплова, М.А.Холодной, В.Д.Шадрикова.

Содержание понятия «одаренность» в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе

«Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями».

«Для изучения явления детской одаренности необходимо изучить эволюцию взглядов на ее природу в истории педагогики и психологии.

 Изучению одаренности посвящено огромное число работ отечественных и зарубежных ученых различных специальностей, собравших большой, но противоречивый материал.

Исторически становление понятия «одаренность» можно разделить на пять этапов:

I этап – античные времена. Выдающиеся способности у людей объяснялись их божественным происхождением. Первые упоминания об одаренности встречаются в трактатах Аристотеля, Платона, Демокрита и Пифагора. Одаренные люди – гении, соединяющие в себе бессмертное божество и смертного человека.

II этап - эпоха Просвещения. Джон Локк «считал, что до соприкосновения с материальным миром человеческая душа - tabularassa, белая бумага, без всяких знаков и идей».

III этап - вторая половина ХIХ века. Попытки найти истоки гениальности не в божественной предопределенности, а во врожденных особенностях. Английский психолог Фрэнсис Гальтон в книге «Наследственность таланта, ее законы и последствия» попытался доказать, что выдающиеся способности – результат действия в первую очередь наследственных факторов. Джон Лэнгдон Даун описал синдром одаренности в 1887 г. на примере феноменальных счетных способностей.

IV этап - XX век. Существенно меняется представление об одаренности. Появляются тесты для определения интеллекта (разработки А. Бине и В.Штерна). Развиваются три теории (революционная, функциональная, эволюционная), как попытки объяснить развитие способностей у детей. Исследования Ф. Айала, Дж. Кайгера и В.Н. Дружинина подтверждают значение генотипа и средового влияния на развитие интеллекта. Разрабатывается модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда (конвергентное и дивергентное мышление), а Дж. Рензули создает трехкольцевую модель одаренности. Д.Б. Богоявленская и В.Д. Шадриков выделяют два признака одаренности: инструментальный и мотивационный.

V этап - начало XXI века. В 2003 году выходит «Рабочая концепция одаренности», в которой дается определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок», отражены наработки зарубежных и отечественных исследователей в области одаренности.

Понятие «одарённость» образовано от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. «Выделяется такая составляющая одаренности, как «талант», то есть исключительные способности. Талант - способность человека оригинально решать банальные задачи, которая проявляется, когда человек находится в диапазоне нормы. Если способности и талант проявляются в нескольких областях, говорят об одаренности. Всякий талантливый ребенок является одаренным, но не каждый одаренный может быть назван талантливым».

В.П. Кащенко отмечал, что «в отечественной психологической и педагогической в течение многих десятилетийутвердилась в качестве неоспоримой истины мысль о том, что «все здоровые дети одарены одинаково», что «вундеркиндов» и «бесталантливых» создаёт окружение или среда».

Анализ психолого-педагогических исследований позволяет говорить о том, что на сегодняшний день не существует однозначного определения одаренности. Понятие «одарённость» не раз переосмыслялось. Сначала оно относилось только ко взрослым с выдающимися достижениями. Потом к детям, имеющим исключительные успехи в обучении по своим интеллектуальным способностям. Однако показатели IQ не всегда гарантируют карьерные или творческие успехи. Дети с более скромными показателями IQ (тесты А. Бине и У. Штерна) чаще попадают в число людей, влияющих на прогресс, меняющих жизнь общества.  

«Для достижения выдающихся результатов в самых разных сферах деятельности требуются не интеллект в его сложившемся понимании, а более сложное качественное своеобразие психики». «Одаренность – это способность   к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере   человеческой деятельности».

Толковый словарь под редакцией Д.Н. Ушакова раскрывает одаренность, как талантливость, даровитость. В педагогическом словаре термину одаренность трактуется, как «качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности».

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.А. И. Савенков: «Многофакторность наследственности плюс многофакторность среды порождают бесконечное разнообразие столкновений этих двух стихий. В итоге этих столкновений рождается такое же бесконечное разнообразие психических свойств».

Б.М. Теплов определил одарённость как качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

К.К. Платонов утверждал, что «одаренность — это генетический обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующей при её отсутствии».  Данное определение полно раскрывает сущность понятия с психологической и педагогической точек зрения.

Д.Б. Богоявленская в «Рабочей концепции одаренности» определяет одаренность - как системно развивающиеся в течение всей жизни качества психики, определяющие возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с остальными людьми».

«По мнению В.И. Панова, одаренность представляет собой сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Одаренность многолика, ее проявления зависят от возраста и характеризуются большой индивидуальностью, что определяется исключительно своеобразным сочетанием разных сфер психики одаренного человека».

«Одаренность – это системное и развивающееся на протяжении всей жизни качество психики, определяющее возможности человека достигать высоких и незаурядных результатов по одному или одновременно нескольким видам деятельности в сравнении с другими детьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений.В сферах, отвечающих их одаренности, такие дети не только достигают уровня, характерного для более старшего возраста (с опережением сверстников на 2–8 лет), но и сам процесс их развития, и результаты их деятельности имеют уникальный характер».

Одарённость проявляется в удивительной любознательности, значение которой для развития способностей чрезвычайно велико, в стремлении к постоянным занятиям любимым делом, неутомимости.

Наиболее популярной в настоящее время идеей в области изучения «одаренности является концепция человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли, согласно которой одаренность представляет собой сочетание нескольких характеристик:

1.Интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

2.Творческих;

3.Настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Рисунок 1. Теоретическая модель одаренности Дж.Рензулли

По мнению ученого, к одаренным относятся не только те, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и те, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы одному из параметров. Контингент одаренных существенно расширяется по сравнению с тем небольшим процентом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений. «Данная концепция в модифицированном виде присутствует в большинстве современных зарубежных концепций одаренности. Так Ф. Монкс»  в «Мультифакторной модели одаренности» главное место уделяет факторам микросреды- семье, школе, сверстникам.

 «В настоящее время в мире известно несколько десятков научных концепций одаренности, созданных в русле разнообразных теоретических направлений. Мы выделяем 4 основных концепции:

1. Понимание одаренности как высокого уровня развития системы когнитивных процессов (сенсорно-перцептивных процессов, внимания, памяти, мышления и воображения), измеряемых с помощью соответствующих тестов; сюда добавлялись мотивация и воля (Г. Мюнстерберг, Г.И. Россолимо, В. Пиорковский, У. Штерн и др.).

2. Отождествление одаренности с высоким уровнем развития интеллекта или умственных способностей, измеряемых с помощью тестов интеллекта (тесты А. Бине, У. Штерна, Г. Айзенка , Д. Векслера, Дж. Гилфорда и др.).

3. Рассмотрение одаренности в русле анализа дифференциальных различий, что связано с выделением общих и специальных способностей: эта концепция была сформулирована Б.М. Тепловым и получила наибольшее распространение в нашей стране (Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицын, Э.А. Голубева, В.А. Крутецкий и др.).

4. Соотнесение одаренности с высоким уровнем творческого потенциала, что выражается в высокой исследовательской активности ребенка, в возможностях легкого и творческого учения; в способности к созданию новых творческих «продуктов» в науке, искусстве, технике, социальной жизни».

Таким образом, одаренность «представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, мотивационные, психолого-физиологические сферы психики.

Одаренность многолика, её проявления зависят от возраста, и характеризуется большой индивидуальностью, что определяется исключительно своеобразным сочетанием разных сфер психики одарённого ребёнка.

Одаренность является качественным своеобразием и результатом сложного взаимодействия социокультурной среды и наследственных качеств личности, опосредованных деятельностью ребенка. Для развития одаренности большое значение имеет собственная активность ребенка, психологические механизмы его саморазвития, которые заложены в основу формирования и последующей реализации индивидуальной одаренности».

 Виды и признаки одаренности

Для понимания природы одаренности необходимо рассмотреть классификацииее видов.

«По результатам исследований психологии интеллекта М.А. Холодной, существует 6 категорий одаренных детей: сообразительные, блестящие ученики, креативы, компетентные, талантливые и мудрые.

Н.С. Лейтес выделил 3 категории детей, которые в педагогической практике принято именовать одаренными: дети с высоким уровнем интеллекта (IQ); дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности (с ранней умственной специализацией) и дети с высокой креативностью».

«В.И. Панов классифицировал одаренность по:

- широте проявления: общая и специальная;

- типу предпочитаемой деятельности: интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), конструкторская, лидерская (организаторская);

-интенсивности проявления - повышенная готовность к обучению, одаренные, высокоодаренные, исключительно или особо одаренные (таланты и вундеркинды);

- виду проявления: явная и скрытая;

- темпу психического развития - одаренные с нормальным темпом возрастного развития или же со значительным его опережением;

- возрастным особенностям проявления - стабильная или проходящая (возрастная);

- личностным, социально-половым особенностям».

«Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Классическими примерами стали сведения о достижениях 3-летнего В.А. Моцарта, 4-х летнего Й. Гайдна, 5-летнего Ф. Мендельсона. Чуть позже одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства тому свидетельства – у Ван Дейка – в 10 лет, у Микеланджело – в 13 лет. Приблизительно в этот же возрастной период проявляются математические дарования (Лейбниц – 15 лет).

БогоявленскаяД.Б. утверждает, что выделение видов одаренности по критерию видов деятельности позволяет понять одаренность как системное качество, а не количество. Одаренность выступает как проявление разных способностей в целях конкретной деятельности.

Любой случай детской одарённости может быть объяснён с помощью следующих критериев видов одаренности».

Схема 1. Критерии видов одаренности

«Видам одаренности соответствует определенная типология одаренных детей. Помимо этого В.И. Панов находит целесообразно дифференцировать следующие две группы: к одной из них принадлежат дети с гармоничным развитием познавательных, эмоциональных, регуляторных, психомоторных личностных и других сторон психики, в другую входят дети, психическое развитие которых отличается неравномерностью в уровне сформированности указанных психических процессов. Во вторую попадают высоко и исключительно одарённые дети».

«Одаренность, проявляющаяся в деятельности ребенка явно и отчетливо, называют явной, и, напротив - в замаскированной форме - скрытой одаренностью. Проявленную одаренность, замеченную психологами, педагогами, родителями, называют актуальной, а детей с данным видом - талантливыми. Одаренность, не реализованную в силу своей функциональной недостаточности, называют потенциальной.

К явной одарённости относится понятие вундеркинд.  Вундеркинд — это ребенок дошкольного, младшего школьного возраста с блестящей успеваемостью в каком - то определённой сфере деятельности — поэзии, математике, музыке, пении, рисовании».

Схема2. Виды одарённости

«Академическая одаренность. Ее основой является ярко выраженная познавательная мотивация. Люди с академической одарённостью обладают глубокими знаниями, отличаются ярко выраженными интересами, глубоко анализируют усвоенные знания, склонны к их осмыслению. Часто академическая одарённость сочетается с высокой избирательностью интересов, игнорированию тех сфер жизни, которые мало связаны с основным увлечением. При этом интеллектуально одарённые учащиеся не всегда отличаются блестящей успеваемостью, о чём следует помнить при организации работы с ними.

Интеллектуальная одарённость подразумевает быстрое овладение основными знаниями, легким запоминанием, анализом и сохранением информации. Такие способности анализа и синтеза информации позволяют преуспевать во всех видах интеллектуальной деятельности.

«Творческая одарённость характеризуется способностью порождать новые идеи, находить нетрадиционные способы решения проблем, открытостью окружающему миру, чувствительностью к проблеме и гибкостью в её решении; стремлением создавать собственные связи, открывать собственный порядок». Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех «видов одарённости, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одарённости - творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности».

Художественно-эстетическая одарённость«подразумевает отличительные достижения в области музыки, скульптуры, живописи, актёрская игре. Такой вид одарённости развивается и поддерживается в специальных школах, кружках, секциях». Основой таланта является эстетическое отношение к действительности. Художественно одарённых людей отличает повышенная чувствительность, эмоциональность и критичность.

«Социальная одарённость охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Одним из проявлений социальной одаренности является лидерская одарённость, которая проявляется как способность доминировать, оказывать влияние на окружающих, решать задачи, связанные с мотивированием других, организацией совместного труда и досуга, вопросами взаимодействия с коллективом. Этот вид одарённости в первую очередь определяет инициативность, что подразумевает высокую общественную активность, желание и способности инициировать и осуществлять конкретные проекты. Связь таланта и инициативности неразрывна в случаях лидерской и практической одарённости. Однако, возможны случаи яркого проявления таланта (например, интеллектуального или художественного) в сочетании с бытовой беспомощностью, безынициативностью, сниженными социально-коммуникативными навыками.

Коммуникативная одарённость изучена, в первую очередь, с точки зрения развития социального интеллекта, а также с точки зрения изучения качеств лидера и создания теорий лидерства. Коммуникативная одарённость включает в себя лидерскую, но полностью не сводится к ней.

Практическая одарённость характеризуется «направленностью на реальные жизненные проблемы, ориентированность на практику, на близкий и реальный результат. Они вырабатывают способы компенсации своих слабостей, обращаясь во внешний мир: привлекают других людей, чтобы выполнить то, что сами сделать хорошо не в состоянии. В качестве людей, обладающих таким видом одарённости, приводят примеры известных полководцев (М.И. Кутузов, А.В. Суворов), успешных предпринимателей»[1](Г.Форд), организаторов науки и производства.

«Психомоторная одарённостьпроявляется как способность к выполнению точных или быстрых координированных движений и их комбинаций, как успехи в хореографии, спорте, исполнении музыкальных произведений индивидуально или в составе ансамбля (оркестра, группы). В первую очередь психомоторные способности изучаются применительно к спортивным достижениям.

Духовно-ценностная одарённость. Эта одарённость была выделена сравнительно недавно, её направленность - духовная жизнь человечества. К талантливым людям в этой сфере могут быть отнесены видные духовные деятели, философы и практики, оказавшие существенное влияние на духовную жизнь общества, привнесшие в неё новые смыслы, новые способы осмысления реальности. Этот вид человеческой одаренности недостаточно изучен».

«В каждый вид одарённости входит активизация всех уровней психической организации, происходит преобладание уровня, который более значим для данного вида. Так, музыкальная одарённость обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом лидируют либо эмоционально - экспрессивные, либо сенсомоторные качества» [14].

«Д.Б. Богоявленская утверждает, что признаки одарённости могут проявляться в фактической деятельности ребенка и выявляются только при помощи наблюдений. Признаки одаренности включают в себя две линии поведения: мотивационная и инструментальная. Инструментальная линия показывает, какие способы поведения используются при выбранной деятельности, а мотивационная выражает отношение к выбранной деятельности.

«Таким образом, одаренность в целом представляет собой явление динамическое, изменяющееся во времени как по виду деятельности и интенсивности проявления, так по степени и характеру взаимосвязей между её структурами».

Заключение

 Обобщив отечественную и зарубежную психолого-педагогическую литературу, выявляем, что одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений. «Одаренностью называют системное и развивающееся на протяжении всей жизни качество психики, определяющее возможности человека достигать высоких и незаурядных результатов по одному или одновременно нескольким видам деятельности в сравнении с другими детьми» .

Список использованных источников и литературы

  1. Арциман, Е.Н. Методики психолого-педагогической диагностики одаренности детей / Е.И. Арциман.-URL:https://docplayer.ru/38095560-Metodiki-psihologo-pedagogicheskoy-diagnostiki-odarennosti-detey.html(дата обращения 10.10.2019)
  2. Апатенко, Н.Ф. Одарённые дети /Н.Ф. Апатенко. - СПб.: Питер, 2008. – 276 с.
  3. Бабаева, Ю.Д.Психология одаренности детей и подростков: учеб, пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений/ Под ред. Н.С. Лейтес. - М.:Академия, 2000. - 336с.
  4. Бекетова, З.М. Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы/ З.М. Бекетова // Завуч. - 2014. - №7. - С. 83-85
  5. Беккер, В. А. Одарённость в детском возрасте/ В.А. Беккер // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 3. - С. 1–8.
  6. Богоявленская,Д.Б. Рабочая концепция одаренности/Д.Б.Богоявленская // Вопросы образования. 2004. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabochaya-kontseptsiya-odarennosti(дата обращения 14.12.2019)
  7. Григоренко, А. С. Одаренность детей младшего школьного возраста и ее развитие / А.С. Григоренко // Молодой ученый. - 2018. - №46. - С. 280-281 - URL: https://moluch.ru/archive/232/53904/ (дата обращения 17.12.2019)
  8. Дементьева, Л.А. Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми/ Л.А.Дементьева - Курган, 2009. - 212 c.
  9. Доровский, А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся / А.И. Доровский - М.: Российское педагогическое агентство, 2005. - 415 с.
  10. Малинкина, А.В. Влияние детско-родительских отношений на одаренность ребенка / А. В. Малинкина, Г. Ш. Арифуллина // Молодой ученый. - 2017. - № 25 (159). - С. 299-301. - URL: https://moluch.ru/archive/159/44901/ (дата обращения 10.02.2020)
  11. Матюшкин, А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики/А.М. Матюшкин-  М.: Изд.ц. «Академия»,2001. – 240 с.
  12.  Основные современные концепции творчества и одаренности: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений/ Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Логос, 2001.-273с.
  13. Одаренные дети: сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей / ГОУ ДОД Дом детского творчества «На реке Сестре»; Составители Л.Ф.Васильченко, Я.П. Атласова. – СПб.: ДДТ «На реке Сестре», 2014. - 2-е изд. - 39с.-URL:https://top-technologies.ru/article/view?id=37753 (дата обращения 12.10.2019)
  14.  Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / под ред.Н.Б. Шумаковой - М., 2006. - 240 с.
  15.  Панов, В.И. Одаренность: от парадоксов к развитию субъектности
    В.И. Панов // Известия МГТУ. 2014. №4 (22). - URL:
    https://cyberleninka.ru/article/n/odarennost-ot-paradoksov-k-razvitiyu-subektnosti(дата обращения 15.10.2019)
  16. Панютина, Н.И. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми: пособие для руководителей учреждений, педагогам дополнительного образования/Н.И. Панютина, В.Н. Рагинская//-Волгоград.:Учитель,-2007.– 124с.
  17. Попова, Л.В. Одаренные девочки и мальчики /Л.В. Попова // Начальная школа: плюс - минус. - М.: Академия, 2010. – 168 с.
  18.     Психология одаренности: от теории к практике / под ред. Д.В. Ушакова. - М., 2000. - 338 с.
  19. Ридецкая, О.Г. Психология одарённости учебное пособие/ О. Г. Рудецкая. - М.: Изд.ц. ЕАОИ, 2010. – 374 с.
  20.  Савенков, А.И. Одаренный ребенок в массовой школе / А.И. Савенков. - М.: Сентябрь, 2001. - 208 с.
  21. Савенков, А.И. Психология детской одаренности/А.И. Савенков. - М., 2010. – 440 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Проблема физического развития в общей и специальной психолого-педагогической литературе"

Проблема физического развития в общей и специальной психолого-педагогической литературе"1.1. Двигательные качества как психолого-биологические характеристики движений человека1.2. Особенности развития...

Понятие застенчивости в психолого-педагогической литературе.

Проблема застенчивости и порожденных ею трудностей общения занимает одно из первых мест и в современной педагогической и психологической литературе. Поэтому актуальность этой проблемы велика.Проблему ...

Участие в научно-практической конференции " Наш вклад в развитие отечественного психолого-педагогического образования"

Участие в научно-практической конференции " Наш вклад в развитие отечественного психолого-педагогического образования"...

Статья в сборнике Психология детства "Создание социальных и психолого-педагогических условий для формирование у ребёнка жизненно важных компетенций."

Создание условий для повышения эффективности взаимодействия со сверстниками способствует укреплению уверенности ребёнка в себе и в своих возможностях в общении с другими людьми....

Подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста отечественной и зарубежной психологии

Концепция педагогической поддержки и педагогического сопровождения основывается на принципах педагогики сотрудничества, индивидуализации образования. Причем понятие педагогической поддержки являлось п...

Сущность и содержание понятия «музыкальное восприятие» в психолого-педагогической литературе.

Понятие «музыкальное восприятие» в научной литературе имеет различное толкование, т.к. является аспектом изучения разных наук. Прежде чем, остановится на детальном рассмотрении данного фен...

Подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста отечественной и зарубежной психологии

Концепция педагогической поддержки и педагогического сопровождения основывается на принципах педагогики сотрудничества, индивидуализации образования. Причем понятие педагогической поддержки являлось п...