Индивидуальная программа педагогического развития на тему:"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ И БЫТ РУССКОГО НАРОДА И КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"
рабочая программа (старшая группа) по теме

Щербакова Елена Сергеевна

ЦЕЛЬ: Прививать любовь к своей Родине, краю в котором ты живёшь. Вызыввать чувство патриотизма. Знакомить с культурой и  обычаями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             Актуальность

«Человеку никак нельзя жить без Родины,                                                                      как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания:

  1. Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  2. Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  3. Формирование мира и межличностных отношений и т. д.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация данной программы: «Патриотическое воспитание детей через культуру и быт русского народа и Кубанского казачества».

Мы считаем, что метод программы  позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.

Цель:

Воспитание  чувства патриотизма,  любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию.

Задачи:

  • Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
  • Расширить знания детей о флоре и фауне Краснодарского  края.
  • Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Познакомить с культурой и традициями российского народа и  кубанского казачества.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Направления проектной деятельности:

  • Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
  • Технологический блок: Разработка конспектов образовательной деятельности
  • Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды

Вид программы: познавательный, групповой, долгосрочный

Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Сроки реализации: в течение года.

Основной раздел программы: познавательное развитие

Разделы программы, содержание которых включено в проект: речевое развитие, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Этапы проведения и реализации программы:

I. Информационно-накопительный:

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
  • Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический

Проведение цикла познавательных образовательных ситуаций, на темы: “Город Белореченск – прошлое и настоящее», «Моя Родина –  Россия!»

Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Краснодарского  края”, «Хлеб – всему голова!», «Животные Краснодарского  края»

Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»

Оформление дидактических игр по краеведению: 
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»

Выставка «Наш город» (сотворчество детей и родителей )

Лепка «Животные и птицы Краснодарского края»

Экскурсии и фотоэкскурсии по городу

Разучивание стихов, песен о Белореченске, Краснодарском крае.

Оформление патриотического уголка в кубанских традициях.

Изготовление мини – музея «Славянский дом»

III. Презентационно - завершающий

Открытая образовательная деятельность  “ Наш город ”

Выставка детских рисунков и поделок.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Необходимые условия реализации программы:

  1. интерес детей и родителей;
  2. методические разработки,
  3. интеграция со специалистами детского сада.

Предполагаемый результат:

  1. Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах,  дискуссиях, других видах деятельности.
  2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
  3. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
  4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
  5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Методы реализации программы:

  1. Наблюдение,
  2. совместные игры,
  3. анкетирование,
  4. экспериментальная деятельность,
  5. познавательные игровые занятия
  6. творческая деятельность,
  7. беседы.

Стратегия осуществления программной  деятельности:

Данная программа  была  апробирована в рамках МБДОУ Д/С  31 в 2013-2014  учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

  Развивающая среда,  созданная в группе помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Оформление музыкального зала и создание мини-музея «Культура и быт русского народа» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством  русского народа и кубанского казачества (потешки, поговорки и т. д.), песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки)

В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из двух блоков:

  • 1 блок  «Россия – Родина моя»
  • 2 блок  «Родной свой край люби и знай!»

Предложения по возможному распространению программы:

Программу  можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы.

Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа педагогического развития на тему "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)"

Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бум...

Уровень ЗУН по программе "Патриотическое воспитание через культуру и быт русского народа и кубанского казачества"

Уровень ЗУН  «Патриотическое воспитание через культуру и быт русского народа и Кубанского казачества»...

Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников через культуру и традиции русского народа

Вопросы нравственного воспитания были актуальны всегда. Но особенно остро они встают сегодня, когда меняются ценности общества. Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. ...

Формирование нравственно- патриотических качеств дошкольников через культуру и традиции русского народа

laquo; РУССКИЙ народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой…Национальные отличия сохранят...

Презентация "Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников через культуру и традиции русского народа "

Презентация по теме; "Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников через культуру и традиции русского народа"...

Сообщение на педагогическом совете на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа». (из опыта работы).

Детство- каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия. (В.А. Сухомлинский)....

Информация к педагогическому совету на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с историей России и развитие у детей гендерной, семейно и гражданской принадлежности» в подготовительной группе компенсирующей направленности №5. Направ

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направленно на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравст...