Индивидуальная программа педагогического развития на тему "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Гультяева Надежда Викторовна

Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:   

  • Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • Формировать  умения следовать устным инструкциям.
  • Обучать  различным приемам работы с бумагой.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
  • Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.
  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.
  • Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.
  • Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  • Формировать культуру  труда и совершенствовать  трудовые  навыки.
  • Воспитывать интерес к искусству оригами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr_2013.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. В основном это занятие носит характер увлечения. Меня, как педагога заинтересовал не столько эстетический аспект, сколько возможность использования оригами для развития интеллектуальных способностей детей, развития произвольности всех психических процессов, повышения эффективности обучаемости на основе яркого эмоционального самовыражения.

С младшего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путём исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Как же реагируют взрослые на это естественное желание малыша? В основном запретами: нельзя рвать бумагу, нельзя портить книги и т.д. Практика и теория вступают в противоречие. Всем хочется, чтобы ребёнок развивался, но желательно «без жертв и разрушений».

        Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

          Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: «Рука - это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность развития руки отмечал Кант: «Рука - это своего рода внешний мозг».

Эти наблюдения обязывают педагогов обратить самое серьёзное внимание на развитие мелкой моторики пальцев рук. Оригами - один из видов деятельности, которые интересны детям и развивают точность и координацию движений и воздействуют на интеллектуальное развитие.

Программа «Детство» предполагает, на мой взгляд, недостаточный объём возможного использования бумаги как материала для конструирования. Значительно большее внимание уделяется аппликации.

Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:        

  1. Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  2. Формировать  умения следовать устным инструкциям.
  3. Обучать  различным приемам работы с бумагой.
  4. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
  5. Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.
  6. Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.
  7. Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.
  8. Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.
  9. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  10. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  11. Формировать культуру  труда и совершенствовать  трудовые  навыки.
  12. Воспитывать интерес к искусству оригами.

Методы, используемые при реализации программы:

  1. Объяснительно-иллюстративный метод;
  2. Частично-поисковый;
  3. Исследовательский;
  4. Репродуктивный;
  5. Проблемного изложения.

 Методика работы с детьми строится на следующих принципах:

  1. Принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
  2. Принцип развития;
  3. Принцип природосообразности воспитания;
  4. Культурно-деятельностный принцип;
  5. Принцип взаимодействия;
  6. Принцип доверительного сотрудничества;
  7. Принцип взаимного развивающего влияния педагог – ребенок.
  8. Отбор содержания доступного детям 5-6 лет;
  9. Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
  10. Индивидуального подхода к детям.

Технологии:

  1. Личностно-ориентированные;
  1. Технологии сотрудничества;
  2. Проблемно-поисковые;
  3. Технология развивающих игр.

Ожидаемые результаты:

В результате освоения данной программы дети:

  1. научатся различным приемам работы с бумагой;
  2. будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  3. научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
  4. разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
  5. мелкую моторику рук и глазомер;
  6. познакомятся с искусством оригами.

Формы подведения итогов реализации  программы

  1. Составление альбома лучших работ.
  2. Проведение выставок детских работ.    

Программа составлена на основе:

  1.  «Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В.
  2. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Парамонова Л.А.
  3. « Оригами для старших дошкольников» Соколова С.В.
  4. «Волшебная бумага»  Чернова Н.Н.
  5. «Оригами для дошкольников» Соколова С.В.

Работа проводится один раз в месяц во вторую половину дня.

Длительность образовательной деятельности -  25 минут.

Категория обучаемых: 5-6 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)" для детей старшей группы

всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги....

Программа по развитию интеллектуальных способностей дошкольников через развивающие игры Воскобовича

Порограмма направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников через развивающие игры В.Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера....

«Системный подход к планированию организованно - образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей, через художественное творчество» (из опыта работы)

Отчет из опыта работы - "Системный подход к планированию организованно - образовательной деятельностм по развитию творческих способностей детей , через художественное творчество", был представлен на С...

«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность».

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у ...

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у ...

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у ...

Развитие креативности и творческих способностей дошкольников через художественное конструирование.

В группе с детьми я занимаюсь художественным конструированием. Мне и дошкольникам это очень нравится. В связи с этим я решила заниматься самообразованием в этом направлении....