Развитие креативности и творческих способностей дошкольников через художественное конструирование.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
В группе с детьми я занимаюсь художественным конструированием. Мне и дошкольникам это очень нравится. В связи с этим я решила заниматься самообразованием в этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Художественное конструирование | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие креативности и творческих способностей дошкольников через художественное конструирование
Модным трендом современности является ориентация детей с раннего возраста на будущую перспективную профессию, а сейчас пользуются спросом инженерные профессии. Всё популярнее становятся клубы юных программистов и кружки робототехники для любого возраста. Конструирование само по себе стало одним из очень востребованных обществом элементов дошкольной подготовки, потому что развивает логическое мышление, прослеживается связь с математикой, геометрией, что и необходимо для инженерной профессии.
Еще важной особенностью конструирования является тесная связь с игрой. Дети у меня конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на полку и потом восхищаться им или просто забыть про него. Они конструируют, чтобы играть, и начинают играть уже во время самого процесса конструирования. Мне необходимо грамотно использовать ход игры, направлять сценарий развития ролевых моментов и в зависимости от игры подбирать уместные виды, формы и техники конструирования.
Поэтому мною была сформулирована тема самообразования целью, которой является развитие творческих способностей и креативности старших дошкольников посредством художественного конструирования.
Основным признаком художественного конструирования является создание художественных изделий вплоть до абстрактных образов и орнаментов. Дети выражают своё отношение к ним, передают их характер, зачастую нарушая пропорции, а также экспериментируя с цветом, фактурой, формой. Для работы могут использоваться различные материалы, например: бумага, природные материалы и бросовый материал. Прикладные техники рисования и создания художественных инсталляций, аппликаций, объёмных барельефов и т. д. позволяют получать изделия разнообразной сложности и наполненности.
Художественное конструирование развивает:
- Пространственные представления
- Воображение
- Инженерное мышление
- Комбинаторные и художественно-творческие способности
- Сообразительность, находчивость, смекалку
- Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач
Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:
• Создать условия для развития и реализации конструктивных способностей каждого ребенка.
• Развивать творческий потенциал дошкольников средствами художественного конструирования.
• Формировать у детей инженерные способности и креативное мышление в художественно-конструктивной деятельности.
• Стимулировать сотворчество детей со сверстниками и взрослыми в конструктивной деятельности.
При планировании занятий с элементами конструирования я учитываю ряд аспектов:
- Размеры поделок. Не рекомендую сразу выполнять поделки небольшого размера с миниатюрными деталями. Начинаю с простых изделий, среднего или достаточно крупного размера с малым числом деталей (детали также должны быть достаточно крупными, не менее 6–7 см).
- Сложность поделок, разнообразие применяемых техник. Начинаю с самых простых поделок и постепенно их усложняю (ввожу новые детали, уменьшаю размеры изделий). При дальнейшей работе нарисованные детали заменяю деталями, изготовленными с использованием других техник (например, аппликацией из бумаги или приклеиванием иных материалов).
- Доступность и лёгкость использования материала. Материал использую разнообразный, но работа с ним не должна вызывать у детей затруднений. Он должен быть подготовлен к использованию. Природные материалы лучше всего использовать не пересушенные и чистые (крупные сухие листья и стебли растений, крупные семена и шишки, орехи и жёлуди). Можно использовать ткань, обрезки текстиля или верёвок, салфеток и полиэтиленовой плёнки разных цветов. Так же это могут быть губки, пуговицы, различные коробочки, бутылочки, катушки, пробки, спичечные коробки, деревянные палочки, трубочки для коктейлей и т.д.
- Эстетика. Помните, что чувство вкуса у детей ещё не развито, и требовать от них уместного (с точки зрения взрослого) сочетания цветов, материалов и соответствующего стилистического оформления ещё нельзя. Тем не менее, необходимо прививать им общее понимание красоты как точности передачи и завершённости облика, красоты как целесообразности. Следует воспитывать аккуратность в работе и стремление даже самую простую поделку завершить в приемлемом виде, обязательно проводя работу по исправлению ошибок (доделка поделок сразу или несколько позже). Цвета рекомендую использовать яркие и разных оттенков, материалы лучше выбирать с разнообразной фактурой (детям будет приятно перебирать их, потому что большинство детей визуалы и кинестетики).
- Безопасность. Все сложные виды обработки материалов (например, окраска, вырезание, работа с горячим клеем, работа с проволокой, иголкой и т.д.) я провожу заранее самостоятельно или в присутствии детей. Постепенно ввожу в употребление детьми безопасные инструменты, при этом тщательно контролируя их применение и объясняя правила использования и технику безопасности. Крайне необходим индивидуальный подход и эмоциональная поддержка, так как все дети демонстрируют разную степень развития навыков и моторики. Необходимо помнить о правильной подаче обратной связи, положительной оценки результата труда каждого ребёнка.
Что я использую в качестве мотивирующего начала занятия?
Отличным вступлением для начала занятия, мотивирующим детей на активную творческую работу, у меня например, является игра и связанная с ней беседа, обсуждение будущего объекта конструирования. Если дошкольники не сталкиваются с данным объектом в повседневной жизни, тогда я использую рисунки, натурные примеры и модели, видеоматериалы. А так же это может быть событие, происходящее в повести, сказке предварительно прочитав ее детям; общественные события (например, любой приближающийся праздник); события, специально смоделированные мной: вношу в группу предмет с необычным эффектом или назначением, который вызывает неподдельный интерес у детей.
Темы конструирования на апрель и май: «Волшебная шкатулка»: предварительно прочитав с детьми произведение: «Волшебная шкатулка», дети проживают все события происходящие в этом произведении и под глубоким впечатлением у них появляется огромное желание сконструировать такую же волшебную шкатулку, которая будет исполнять самые заветные желания! (конструирование из спичечных коробков)
Или вариант для мальчиков: «Оружие рыцаря». В начале занятия разыгрывается небольшая сказка с ручными куклами или куклами-марионетками, повествующая о храбром рыцаре. Проводится обсуждение сказки и храброго рыцаря с его оружием. Выполняется демонстрация оружия, демонстрация материалов (проволочные кольца, бумага, картон, скотч, проволока — верёвки — для оружия рыцаря). Дополнительная мотивация для мальчиков (девочкам она обычно не нужна): оружие очень необходимо рыцарю для схватки с драконом. Желательно показать и этого страшного дракона.
Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное и, превращаясь в маленьких конструкторов, могут на равных конкурировать со взрослыми, опережая последних в нестандартности решений.
Результатом моей работы стало повышение качественного уровня творческого развития детей, конструктивных навыков. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Позитивные результаты моей работы указывают: дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе прошлого опыта и к нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, проявлять живой интерес к знаниям, приобрели оригинальный склад мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта"Развитие художественно-творческих способностей дошкольника через внедрение продуктивных видов деятельности"
Презентация содержит актуальность, цель,задачи проекта. Также проект включает план реализации и ожидаемый результат....
Педагогический проект на тему"Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности"
Проект содержит актуальность, цель и задачи. В основу проекта легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.Проект включает план реализации и ожидаемый резул...
Обобщение педагогического опыта на тему: "Развитие познавательных и творческих способностей детей через художественный труд"
Предоставление своего педагогического опыта, о проделанной работе с дошкольниками по теме : "Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников черезх художественный труд"....
Технологическое описание опыта "Развитие творческих способностей дошкольников через приобщение к художественному и ручному труду".
Данный опыт представлен на районный фестиваль педагогического мастерства - 2016...
Практическое приложение к опыту " Развитие творческих способностей дошкольников через приобщение к художественному и ручному труду".
Результат деятельности детей младшего дошкольного возраста и воспитателя....
Развитие творческих способностей дошкольника через художественно-творческую деятельность.
Рисование для ребенка - это игра. Дети с удовольствием и интересом чертят на бумаге каракули. Дай детям возможность, они изрисовали бы все вокруг. Как только ребенок поймет, что карандаш, ручка оставл...
Развитие воображения и творческих способностей детей посредством художественного конструирования
Целью моей работы было развитие творческих способностей и воображения у детей через художественное конструирование. Я определила для себя задачи: формирование практических навыков работы с материалами...