Развитие креативности и творческих способностей дошкольников через художественное конструирование.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Пахер Лилия Викторовна

В группе с детьми я занимаюсь художественным конструированием. Мне и дошкольникам это очень нравится. В связи с этим я решила заниматься самообразованием в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Художественное конструирование47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие креативности и творческих способностей дошкольников через художественное конструирование

   Модным трендом современности является ориентация детей с раннего возраста на будущую перспективную профессию,  а сейчас пользуются спросом инженерные профессии. Всё популярнее становятся клубы юных программистов и кружки робототехники для любого возраста. Конструирование само по себе стало одним из очень востребованных обществом элементов дошкольной подготовки, потому что развивает логическое мышление, прослеживается связь с математикой, геометрией, что и необходимо для инженерной профессии.

   Еще важной особенностью конструирования является тесная связь с игрой. Дети  у меня конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на полку и потом восхищаться им или просто забыть про него. Они конструируют, чтобы играть, и начинают играть уже во время самого процесса конструирования.  Мне необходимо грамотно использовать ход игры, направлять сценарий развития ролевых моментов и в зависимости от игры подбирать уместные виды, формы и техники конструирования.

   Поэтому мною была сформулирована тема самообразования целью, которой является развитие творческих способностей и креативности старших дошкольников посредством художественного конструирования.

   Основным признаком художественного конструирования является создание художественных изделий вплоть до абстрактных образов и орнаментов. Дети выражают своё отношение к ним, передают их характер, зачастую нарушая пропорции, а также экспериментируя с цветом, фактурой, формой. Для работы могут использоваться различные материалы, например: бумага, природные материалы и бросовый материал. Прикладные техники рисования и создания художественных инсталляций, аппликаций, объёмных барельефов и т. д. позволяют получать изделия разнообразной сложности и наполненности.

Художественное конструирование развивает:

  • Пространственные представления
  • Воображение
  • Инженерное мышление
  • Комбинаторные и художественно-творческие способности
  • Сообразительность, находчивость, смекалку
  • Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач

     Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

• Создать условия для развития и реализации конструктивных способностей каждого ребенка.

• Развивать творческий потенциал дошкольников средствами художественного конструирования.

• Формировать у детей инженерные способности и креативное мышление в художественно-конструктивной деятельности.

• Стимулировать сотворчество детей со сверстниками и взрослыми в конструктивной деятельности.

   При планировании занятий с элементами конструирования я учитываю ряд аспектов:

  • Размеры поделок. Не рекомендую сразу выполнять поделки небольшого размера с миниатюрными деталями. Начинаю с простых изделий, среднего или достаточно крупного размера с малым числом деталей (детали также должны быть достаточно крупными, не менее 6–7 см).
  • Сложность поделок, разнообразие применяемых техник. Начинаю с самых простых поделок и постепенно их усложняю (ввожу новые детали, уменьшаю размеры изделий). При дальнейшей работе нарисованные детали заменяю деталями, изготовленными с использованием других техник (например, аппликацией из бумаги или приклеиванием иных материалов).
  • Доступность и лёгкость использования материала. Материал использую разнообразный, но работа с ним не должна вызывать у детей затруднений. Он должен быть подготовлен к использованию.  Природные материалы лучше всего использовать не пересушенные и чистые (крупные сухие листья и стебли растений, крупные семена и шишки, орехи и жёлуди). Можно использовать ткань, обрезки текстиля или верёвок, салфеток и полиэтиленовой плёнки разных цветов. Так же это могут быть губки, пуговицы, различные коробочки, бутылочки, катушки, пробки, спичечные коробки, деревянные палочки, трубочки для коктейлей и т.д.
  • Эстетика. Помните, что чувство вкуса у детей ещё не развито, и требовать от них уместного (с точки зрения взрослого) сочетания цветов, материалов и соответствующего стилистического оформления ещё нельзя. Тем не менее, необходимо прививать им общее понимание красоты как точности передачи и завершённости облика, красоты как целесообразности. Следует воспитывать аккуратность в работе и стремление даже самую простую поделку завершить в приемлемом виде, обязательно проводя работу по исправлению ошибок (доделка поделок сразу или несколько позже). Цвета рекомендую использовать яркие и разных оттенков, материалы лучше выбирать с разнообразной фактурой (детям будет приятно перебирать их, потому что большинство детей визуалы и кинестетики).
  • Безопасность. Все сложные виды обработки материалов (например, окраска, вырезание, работа с горячим клеем, работа с проволокой, иголкой и т.д.) я провожу заранее самостоятельно или  в присутствии детей. Постепенно  ввожу в употребление детьми безопасные инструменты, при этом тщательно контролируя их применение и объясняя правила использования и технику безопасности. Крайне необходим индивидуальный подход и эмоциональная поддержка, так как все дети демонстрируют разную степень развития навыков и моторики. Необходимо помнить о правильной подаче обратной связи, положительной оценки результата труда каждого ребёнка.

Что  я использую в качестве мотивирующего начала занятия?

   Отличным вступлением для начала занятия, мотивирующим детей на активную творческую работу, у меня например, является игра и связанная с ней беседа, обсуждение будущего объекта конструирования. Если дошкольники не сталкиваются с данным объектом в повседневной жизни, тогда я использую рисунки, натурные примеры и модели, видеоматериалы. А так же это может быть событие, происходящее в повести, сказке предварительно прочитав ее детям; общественные события (например, любой приближающийся праздник); события, специально смоделированные мной: вношу в группу предмет с необычным эффектом или назначением, который вызывает неподдельный интерес у детей.

   Темы конструирования на апрель и май: «Волшебная шкатулка»: предварительно прочитав с детьми произведение: «Волшебная шкатулка», дети проживают все события происходящие в этом произведении и под глубоким впечатлением у них  появляется огромное желание сконструировать такую же волшебную шкатулку, которая будет исполнять самые заветные желания! (конструирование из спичечных коробков)

    Или вариант для мальчиков: «Оружие рыцаря». В начале занятия разыгрывается небольшая сказка с ручными куклами или куклами-марионетками, повествующая о  храбром рыцаре. Проводится обсуждение сказки и храброго рыцаря с его оружием. Выполняется демонстрация оружия, демонстрация материалов (проволочные кольца, бумага, картон, скотч, проволока — верёвки — для оружия рыцаря). Дополнительная мотивация для мальчиков (девочкам она обычно не нужна): оружие очень необходимо рыцарю для схватки с драконом. Желательно показать и этого страшного дракона.

    Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное и, превращаясь в маленьких конструкторов, могут на равных конкурировать со взрослыми, опережая последних в нестандартности решений.

   Результатом моей работы стало повышение качественного уровня творческого развития детей, конструктивных навыков. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Позитивные результаты моей работы указывают: дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе прошлого опыта и к нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, проявлять живой интерес к знаниям, приобрели оригинальный склад мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта"Развитие художественно-творческих способностей дошкольника через внедрение продуктивных видов деятельности"

Презентация содержит актуальность, цель,задачи проекта. Также проект включает план реализации и ожидаемый результат....

Педагогический проект на тему"Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности"

Проект содержит актуальность, цель и задачи. В основу проекта легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.Проект включает план реализации и ожидаемый резул...

Обобщение педагогического опыта на тему: "Развитие познавательных и творческих способностей детей через художественный труд"

Предоставление своего педагогического опыта, о проделанной работе с дошкольниками  по теме : "Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников черезх художественный труд"....

Развитие творческих способностей дошкольника через художественно-творческую деятельность.

Рисование для ребенка - это игра. Дети с удовольствием и интересом чертят на бумаге каракули. Дай детям возможность, они изрисовали бы все вокруг. Как только ребенок поймет, что карандаш, ручка оставл...

Развитие воображения и творческих способностей детей посредством художественного конструирования

Целью моей работы было развитие творческих способностей и воображения у детей через художественное конструирование. Я определила для себя задачи: формирование практических навыков работы с материалами...