"Мир природы"
календарно-тематическое планирование (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Елена Юрьевна Иванцова
Проект экологического восчпитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_prirody.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательно-образовательный проект

Тема:  «Мир природы»

Продолжительность проекта: краткосрочный  (III неделя мая)

Вид проекта: групповой, познавательный

Участники проекта: все возрастные группы, родители детей, педагоги

Интеграция: речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развития

Актуальность: важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности, так как  любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно заложить  только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно.

  В последнее время, учитывая  варварское отношение человечества к природе,  государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете.

   Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

   Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в   процессе   проектно-исследовательской  деятельности.  

Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

  «Любовь к Родине начинается с любви к природе» - именно под этим лозунгом детское экологическое движение  страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

   Цель проекта:

 Изучение детьми объектов  природы и формирование  в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи проекта:

1. Научить детей вести наблюдения за объектами   природы.

  2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

  3. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного

  4. Воспитывать чувство сопереживания  и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным,  птицам, человеку.  

  Этапы проекта:

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение  направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми, выбор оборудования и материалов;

 2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; изучением природных объектов;

 3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Предполагаемые результаты: ярко выраженный интерес детей к объектам и явлениям природы; бережное  отношение  к природе,  стремление  к правильному поведению по отношению к миру природы; овладение детьми  навыками экологически безопасного поведения в природе;   сформирование стремления у детей к исследованию объектов природы;  умение делать выводы, устанавливать причинно - следственны связи, отличать,  и называть характерные признаки разных диких животных.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, пословиц о природе; разгадывание загадок, чтение сказок о природе и животных.

Содержание проекта:

1. Предметно развивающая среда по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей.

2. Реализация проекта

3. Работа с родителями (рекомендации по темам, список художественной литературы для чтения дома).

4. Приложение :

  • Конспект непосредственно-образовательной деятельности

 для детей старшего дошкольного возраста (тема «Воздух»)

  • Конспект экспериментальной деятельности для детей 6-7 лет ( тема «Воздух»)
  • Беседа с детьми 4-6 лет по ознакомлению с окружающим (тема «Первоцвет»)
  • Итоговое занятие по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (тема «Лекарственные растения»)

 I.   Предметно развивающая среда по теме для самостоятельной

                                    образовательной деятельности детей:

  • Альбомы: «Животные и птицы Урала».
  • Трафареты и книги – раскраски, с изображением животных, растений, плодов.
  • Модели: «Правила обращения с животными и насекомыми».
  • Разрезные картинки, «Домино – животные».
  • Картинки из серии «Дикие животные».
  • Фланелеграф для обыгрывания «Кто как от дождя спасается».
  • Оборудование для экспериментов с водой.
  • Деревянные ложки, погремушки, металлофон, барабан для формирования

      умений подыгрывать простейшие мелодии.

  • Коллекция наборов открыток зверей, птиц, рыб, насекомых.
  • Иллюстрации с изображением насекомых.
  • Атрибуты с изображением животных в уголок ряженья и спортивный уголок
  • Материалы и оборудование для рисования пальчиком на подносах с крупой.
  • Материалы и оборудование для свободного рисования, лепки, аппликации, строительный материал.

II.   План действий по реализации проекта

 1 этап. Подготовительный.

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа детьми, выбор оборудования и материалов.

 2 этап. Собственно исследовательский.

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

  • .Организация в группах познавательно - развивающей среды.
  • Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы: животных
  • .ИЗО деятельность с экологическим уклоном. Изготовление поделок, рисунков отображающие  природные объекты.
  •  Экологическая беседа в средней группе.

3 этап. Обобщающий.

Обобщение результатов работы  по экологическому проекту. Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми.

III. Работа с родителями

       

Рекомендации для родителей по теме « МИР ПРИРОДЫ»

  • Рассматривать иллюстрации с изображением явлений природы, животных.
  • Рассматривать игрушки изображающие домашних и диких животных.
  • Приготовить блюда для детского питания из разнообразных продуктов: мед,

      яйца, молоко, сметана, творог.

  • Подготовить с ребенком рассказ о питомце
  • Привлечь  ребенка к уходу за домашним питомцем.
  • Подготовить фотографии питомцев для выставки.
  • Понаблюдать за животными, птицами на прогулке.
  • Посетить зоопарк.
  • Прочитать народные сказки про животных
  • Изготовить маски для игры – драматизации.
  • Рассказать интересные истории с участием животных.

Чтение художественной литературы для детей младшего дошкольного возраста:

  • Русские народные сказки:

«Колобок», обр. К. Ушинского;

«Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;

«Теремок», обр. Е. Чарушина;

«Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;

«Гуси-лебеди»,обр. Булатова;

«Бычок - черный бочок, белые копытца»,

«Снегурушка и лиса», обр. М. Булатова;

«Лиса и Заяц», обр. В. Даля;

«У страха глаза велики», обр. М. Серовой

  • Произведения поэтов и писателей России:

К. Бальмонт «Комарики-макарики»

А. Блок  «Зайчик»

С. Городецкий. «Колыбельная ветровая», «Кто это?»;

А. Кольцов  «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня») 

И. Косяков  «Все она»

Л. Модзалевский  «Мотылек»

Чтение художественной литературы для детей среднего дошкольного возраста:

  • «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова
  • «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова
  • «Лиса и козел», обр. О. Капицы
  • «Лисичка со скалочкой», обр. М. Булатова
  • «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы;
  • «Лиса-лапотница», «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля
  • «Хитрая лиса», корякск., пер. Г. Меновщикова
  • «Как собака друга искала», мордов-ск., обр. С. Фетисова
  • «Колосок», укр., обр. С. Могилевской
  • «Заяц и еж», «Бременские музыканты», из сказок братьев Гримм, нем., пер. А. Введенского, под ред. С. Маршака
  • «Ивовый росток», япон., пер. Н. Фельдман, под ред. С. Маршака
  • Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим», пер. с англ. Э. Паперной
  • А Милн. «Винни-Пух и все-все-все...» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера
  • Дж. Родари  «Собака, которая не умела лаять» (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой
  • Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги) (в сокр.), пер. с норв. Л. Брауде
  • Ю. Кушак «Сорок сорок»
  • И. Токмакова  «Ива», «Сосны»
  • Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу—Короткий Хвост»

    М. Москвина. «Что случилось с крокодилом»
Чтение художественной литературы для детей старшего возраста:

  • Е. Благинина «Одуванчик»
  • А.К. Толстой «Колокольчики»
  • В. Катаев «Цветик - семицветик»
  • И. Токмакова «Деревья»
  • А. Плещеев «Ель»
  • Ю. Круторогов  «Дождь из семян»
  • К.Ушинский «Четыре желания», «Спор деревьев», «Капустница»
  • Л.Кон «Книги о растениях»
  • Народная сказка в обр. К.Ушинского «Вершки и корешки»
  • Л.Н. Толстой « Старик и яблони»
  • Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».
  • В.Бианки «Приключение муравьишки»
  • Ю. Аракчеев «Рассказ о зелёной стране»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...