Педагогическая поддержка семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
статья на тему

Котова Людмила Ивановна

Духовно-нравственное воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений в воспитании подрастающего поколения, т.к. находится на стадии становления и осуществляется в основном педагогами детского сада.  Предпринятые на сегодняшней день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Воспитание же духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Обращение к возрождению семейных традиций в настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.Мы считаем, что в работе с родителями принципиально важными являются привлечение их к участию в деятельности образовательного учреждения, активизация педагогического самообразования, консультативная поддержка семьи, содействие гармонизации детско-родительских отношений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая поддержка семьи в  духовно-нравственном воспитании дошкольников.

        В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования. [2, с.1]

        Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.

        Духовно-нравственное воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений в воспитании подрастающего поколения, т.к. находится на стадии становления и осуществляется в основном педагогами детского сада.  [1, с.4]. Предпринятые на сегодняшней день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Проведенные анкетирования, беседы с родителями показали, что родителям необходимо помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, что именно родители ответственны за воспитание детей. Воспитание же духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Обращение к возрождению семейных традиций в настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. [2, с.2]

        Как показывает практика, в нашем ДОУ наблюдается противоречие между признанием необходимости организации взаимодействия детского сада и семьи и недостаточной степенью готовности педагогов и родителей к осуществлению данного направления деятельности учреждения. Такие противоречия появляются из-за отсутствия у педагогов психологической установки на организацию конструктивного взаимодействия с родителями; сложности в установлении доверительных отношений с членами семьи, недостаточная степень осознания родителями своей ответственности за воспитание и развитие детей, отсутствие взаимопонимания и единства взглядов на воспитание ребенка в семье. [3, с.3]

        Что является определяющим фактором успешной работы педагогов с родителями? Конечно изменение тактики взаимодействия ДОУ и семьи.

        Мы считаем, что в работе с родителями принципиально важными являются привлечение их к участию в деятельности образовательного учреждения, активизация педагогического самообразования, консультативная поддержка семьи, содействие гармонизации детско-родительских отношений. Связь с родителями должна строится на принципах сотрудничества. В работе с родителями сложились определенные традиции: тематические выставки детских работ, выставки поделок из природного материала, родительские собрания, дни открытых дверей, консультации, беседы, анкетирование, спортивные праздники и развлечения, Семейные гостиные.

        Педагоги пытаются вовлечь родителей в образовательный процесс через  разнообразные формы работы, но не всегда наши стремления совпадают с желаниями семьи. Большинство семей сегодня ставят цель: подготовить ребенка к школе, развить его интеллектуальные способности. Родители в основном считают, что  воспитание детей это просмотр мультипликационных фильмов, сериалов; и считают, что  обсуждать с детьми их детские проблемы  не обязательно.

        Широкий анализ ситуации взаимодействия детского сада и семьи, семейных отношений показал, что остались те же проблемы:

  • нетерпимое отношение родителей к индивидуальным особенностям своих детей;
  • нежеланием родителей строить процесс воспитания на демократических принципах;
  • неумением организовать общение и игровое взаимодействие со своим ребенком.

           Одной из серьезных проблем современной семьи остается отсутствие заинтересованности родителей в воспитании нравственно-патриотических чувств и любви к Родине, познанию истории, культуры наших предков у детей дошкольного возраста (70%).

        ФГОС отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования.

        Стандарт дошкольного образования направлен на решение задач[4,с.5]:

  • формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

        Одним из основных принципов стандарта является: приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.[4, с.4]

        Появляясь в современном обществе ребенок сталкивается с самыми разнообразными трудностями. Поэтому главной и основной задачей взрослых является помощь в овладении определенными знаниями, которые ему понадобятся в самостоятельной жизни, то есть овладение определенными навыками социализации.

        Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. В детском саду происходит взращивание человека в процессе создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации. По мнению О.В. Федоскиной, социокультурное развитие человека осуществляется в процессе вхождения в контекст современной культуры, присвоения общечеловеческих и отечественных ценностей, социальных норм и традиций.

        Наше дошкольное учреждение поддерживает желание родителей приобрести знания, необходимые для воспитания детей (знания о физическом и психическом развитии детей, о средствах воспитания ребенка). В своей работе педагогический коллектив не ориентируется на «усредненного» родителя, а учитывает индивидуальные и возрастные особенности, культурный и образовательный уровень, степень компетентности в области педагогики и психологии, интересы, способности.

        Особую значимость в нашем ДОУ в настоящее время приобретают семейные проекты, которые способствуют укреплению семейных отношений, воспитанию детей в гармонии с окружающим миром. Родители вместе с детьми участвуют в развитии их творческих способностей, формировании мировоззрения и социальной значимости ребенка. Семейное проектирование ориентируется на уникальные отношения «ребенок-взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности.

        На начальном этапе работы с родителями было проведено анкетирование, с целью определения их ответственности за воспитание детей, приоритетов в воспитании, характера затруднений, возникающих во взаимодействии с детьми. Совместно с родителями мы пришли к мысли, что в условиях введения новых стандартов повышается роль семьи в воспитании и обучении своих детей, а семейный проект это хороший способ вовлечь детей и их родителей в совместную деятельность. Это важно для укрепления связи поколений, помогает выявить и реализовать скрытые способности детей.

        На втором этапе (организационный) основной задачей являлось сплочение родителей. Это было достигнуто разъяснением, беседами, тренингами.

        Третий этап (практический) реализовывался через проведение специальных мероприятий: развлечения, встречи с интересными людьми, деловые игры, КВН, тренинги, консультации, совместные посещения музея, экскурсии, конкурсы рисунков.

        Четвертый аналитический этап показал, что родители стали активно участвовать во всех мероприятиях группы, ДОУ.

        При работе с родителями воспитанников возникает большое количество проблем, связанных с тем, что работа с взрослыми людьми требует особого подхода. Поэтому при организации работы с родителями был использован принцип, сформированный ЮНЕСКО: «Для взрослого обучение должно быть  веселым!».

        Темы встреч планируются с учетом запроса и пожеланий родителей. Формы работы разнообразные: занятия с активным участием родителей, семинары, конкурсы семейного творчества, творчества с детьми, психологические и деловые игры, театрализованные представления и т.д.

        Посещая семейные гостиные, родители могут более объективно оценить слабые и сильные стороны ребенка.

        В ДОУ существует центр педагогической поддержки раннего семейного воспитания (адаптационные группы). Воспитание и развитие детей раннего возраста в современных условиях становится одной из актуальных проблем. Проведенный опрос родителей показал, что они совершенно не компетентны в вопросах психического воспитания и развития детей. Для родителей представляют интерес такие проблемы как воспитание послушания детей, культура поведения, проблемы детской игры, страхов и агрессивности. Опираясь на данные запросы, мы постарались построить свою работу так, чтобы родителям было интересно и познавательно. Наиболее эффективными  являются следующие формы взаимодействия ДОУ и семьи: семинары, «Педагогическая гостиная»,  Клуб психолого-педагогического просвещения «Моя семья», информационно-игровой блок.

        Как показала практика, вся система работы с родителями оказалась эффективной. Благодаря слаженной работе детско-взрослого коллектива нам удалось избежать многих ошибок во взаимодействии с родителями, намного уменьшились конфликтные ситуации. У родителей повысился интерес к вопросам воспитания, обучения и развития детей. Четко стали проявляться единые требования по отношению к ребенку, обусловленные повышением педагогической грамотности родителей.

        Подводя итоги сотрудничества ДОУ и семьи, можно сделать вывод, что успешно создана новая модель деятельности ДОУ, произошло обновление содержания образования, реализуемого в детском саду. Результатом работы стало установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, развитие навыков сотрудничества родителей с ребенком.

Литература:

1.Методические рекомендации по реализации проекта «Моделирование условий нравственного, патриотического воспитания детей в совместной деятельности детского сада и семьи». Заведующая д/с №149 Е.Е.Яцина, г. Ярославль, 2012г.

2.Статья «Система методической работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста», Ю.Лемкина, 2014г.

3.Андриеш В.А.»Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи». «Детство-Пресс», 2010г.

4.ФГОС ДО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогическая поддержка семьи в развитии предпосылок в игровой деятельности дошкольников».

Играть мы любим очень:Вы знаете друзья!Без игр прожить ребенкуНикак, никак нельзя.Мы взрослых понимаем –Сегодня новый век. Без знаний и учебыНет шансов на успех! Нам тесты предлагаютИ все хо...

Творческий отчет "Психолого-педагогическая поддержка семьи в творческом развитии дошкольников"

Психолого-педагогической поддержки семьи в развитии творческого потенциала ребенка очевидна в современных условиях и должна эффективно решаться в условиях образовательных учреждений, в том числе, в ус...

Семинар для родителей «Здоровое питание дошкольников» как форма психолого – педагогической поддержки семьи» (из опыта работы)

Актуальность здорового питания для дошкольника в настоящее время, мероприятия и рекомендации для родителей о правильном питании....

Проект педагогической поддержки семьи в воспитании здорового дошкольника

Тип проекта: информационный; по содержанию «Ребенок и семья»; детско-взрослый, где ребенок – субъект проектирования; внутри семьи; по количеству – состава семьи; средней продол...

Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.

На этапе раннего развития у родителей становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием и т.д. Где родителям детей р...

«Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста» (Обобщение опыта работы)

Создание семейного клуба «Школа молодых родителей» дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского с...