Взаимодействие педагога с воспитанниками.
статья (младшая группа) на тему

Наговицына Екатерина Михайловна

Какой стиль взаимодействия педагога с воспитанником наиболее благоприятен для создания оптимального психологического климата в коллективе и успешного решения конфликтов среди ребят? Как определить стиль общения и эффективность?При эффективном управлении учебно-воспитательной деятельностью педагога предполагается создание здоровой творческой обстановки в детском коллективе, способствующей эффективности и качеству работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_pedagoga_s_vospitannikami.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагога с воспитанниками.

Какой стиль взаимодействия педагога с воспитанником наиболее благоприятен для создания оптимального психологического климата в коллективе и успешного решения конфликтов среди ребят? Как определить стиль общения и эффективность?

При эффективном управлении учебно-воспитательной деятельностью педагога предполагается создание здоровой творческой обстановки в детском коллективе, способствующей эффективности и качеству работы.

Авторитет педагогов в глазах детей формируется и укрепляется не декларациями, призывами и нравоучениями, а практическими действиями, всем духом и стилем педагогического общения, принятым в данном учебном заведении за норму вообще и на занятиях в частности.

Стили взаимодействия педагогов с воспитанниками (учениками).

Личность педагога и стиль управления (взаимодействия) детьми необходимо рассматривать в единстве. Наибольшее распространение в социальной педагогике и педагогическом менеджменте получила классификация К. Левина, в соответствии с которой стиль взаимодействия условно делится:

на авторитарный;

демократический;

либеральный (непоследовательный, разрешительный, попустительский).

Каждый из стилей взаимодействия характеризуется рядом определенных качеств (признаков), которые сгруппированы и рассмотрены по их формальной и содержательной сторонам.

Формальная сторона стиля взаимодействия – это что и как говорят, т. е. форма обращения педагога к детям.

Содержательная – суть, основа содержания отдельных действий и поступков педагога, что в сумме и составляет основу воспитательной деятельности.

Рассмотрим основные признаки основных стилей взаимодействия педагога с воспитанниками.

Основные признаки авторитарного стиля взаимодействия педагога с детьми.

Формальная сторона характеризуется примерно следующим –

педагог:

— обращается к детям в основном в форме жесткого приказа, распоряжения, указания; тон его речи командный, лаконичный; характер речи чаще всего неприветливый;

- предъявляет к детям в основном завышенные требования, без учета их реальных возможностей и конкретных условий;

— подавляет всякое проявление чувств детей, не знает и не учитывает их психологических особенностей. Не обращает внимание на их реакцию на его действия;

— обладает негативным восприятием большинства действий воспитанников;

- редко хвалит детей, в основном их ругает, оценка эффективности деятельности детей с его стороны очень субъективна и предпочтение отдает в основном формальной стороне работы (красиво оформленный стенд, отчет, высокий процент «качества» и т. п.).

Содержательная сторона авторитарного стиля характеризуется следующим – педагог:

- чётко планирует свою деятельность;

-часто использует бюрократический подход – способен «изобретать» всевозможные бумаги «на все случаи жизни»;

-пресекает инициативу подчиненных, свое мнение считает единственно правильным;

— считает себя вне критики;

— обеспечивает эффективную деятельность детей в основном за счёт волевого нажима на них;

- имеет трудности в общении с людьми, часто бывает сам инициатором конфликтной ситуации;

- обладает формальным авторитетом.

Дети такого преподавателя боятся и не любят. Ему часто дают различные прозвища, характеризующие его отрицательные черты.

Основные признаки демократического стиля взаимодействия педагога с детьми.

Формальная сторона:

- обращение к воспитанникам в основном в форме совета, просьбы, пожелания, может быть и требование, но без жёсткости;

- тон обращения дружеский, характер речи спокойный;

- требования к ученикам адекватны с учетом индивидуальных особенностей;

- умеет общаться с детьми, не допуская панибратства;

- постоянно хвалит воспитанников за их фактически хорошие дела;

- очень осторожен в оценке по формальным признакам;

- использует положительные стимулы в своей воспитательной работе.

Содержательная сторона характеризуется следующим:

- имеет чёткий перспективный план, как своих действий, так и действий учеников, однако умеет избегать излишнего бумаготворчества;

- критически осмысливает свои действия и действия детей;

- не пресекает критику, способен к самокритике;

- обеспечивает эффективную деятельность своих подопечных, не допуская их работы на износ;

- проявляет истинную заботу и словом и делом;

- никогда не бывает сам инициатором конфликтных ситуаций, более того умеет погасить зарождающий конфликт в зародыше;

- пользуется истинным неформальным авторитетом.

Педагогу-демократу иногда дают прозвища типа «маманя». Только к демократу приходят бывшие воспитанники за советом и помощью после окончания школы, делятся с ним радостями и заботами.

Основные признаки либерального стиля взаимодействия педагога с детьми.

Формальная сторона –

педагог:

- не имеет чётких и постоянных требований, форма обращения непоследовательна, то просьба или заискивание, а то попытка приказа или угрозы;

- быстро забывает о своих прежних требованиях и через непродолжительное время может предъявить полностью противоположные требования;

- не уверен, что его просьбы будут исполняться, поэтому тон речи часто ласково-заискивающий или нерешительный;

- имитирует «демократа» — часто делает вид, что учитывает настроение пожелания, возможности подчиненных, но, быстро забывая об этом, может требовать выполнения нереальных указаний и распоряжений и указаний;

- необъективно оценивает итоги своих действий, так и действий учеников, может отчитаться за якобы колоссально большую проделанную работу.

Содержательная сторона:

- предпочитает действовать на авось, никогда не имеет четкого плана действия;

- стремиться переложить инициативу на подчиненных, уйти от малейшей ответственности, с большой радостью приветствует любую инициативу, где исполнителем и ответственным будет другой;

- стремиться ни во что не вмешиваться; не обеспечивая эффективной деятельности детей, в то же время «не мешает» органам самоуправления и действиям неформального лидера;

- легко общается с людьми, ни с кем не портит отношений, не выступает с открытой критикой;

- не участвует в производственных конфликтах, стремиться уйти от них в сторону. В конфликтных ситуациях, затрагивающих его личность, проявляет либо плаксивость и попытку вызвать сострадание, либо неприкрытую агрессивность к личности, «посмевшей» его критиковать;

- обладает временным формальным авторитетом. Это не позволяет фактически оказывать хоть какое-то заметное влияние на деятельность подчиненных.

Дети не любят педагога либерала, дают ему часто прозвища, подчеркивающие бесхарактерность и непоследовательность. Однако при либерале дети широко развивают собственную инициативу, и в группе обычно руководит неформальный лидер из числа членов этого коллектива.

Ознакомившись с характерными чертами трех стилей взаимодействия нетрудно заметить, что в чистом варианте они встречаются редко. На практике отдельная личность проявляет смешанный стиль взаимодействия. Смешанный стиль характерен сочетанием формальной и содержательной сторон двух разных стилей. Поэтому имея теоретически три основных стиля взаимодействия педагога и воспитанника, мы наблюдаем реально девять видов стиля управления и взаимоотношений.

Характеристика способов формирования стилей взаимодействия

педагога с воспитанником (учеником)

По форме обращения

По содержанию деятельности

Автократический

Либеральный

Демократический

Автократ

Чисто автократический стиль (реальная забота о детях, с пренебрежением к интересам личности)

Пугающий и безответственный стиль (главная черта – непоследовательность и забвение интересов дела)

Формально чрезмерно требовательный стиль (при наличии личной организованности и реальной заботы о человеке)

Либерал

Обманчиво безответный стиль (будет получен хороший результат за счет перегрузки подчиненных)

Чисто либеральный стиль(полное забвение интересов дела и формальная забота о человеке)

Стиль «не умеющий потребовать» (отсутствие лидерских тенденций, работа за подчиненных)

Демократ

Доброжелательный и жестко ответственный стиль (проявляет заботу не в ущерб делу)

Доброжелательно безответственный стиль (проявляет заботу в ущерб делу)

Чисто демократический стиль (реальная забота, как о человеке, так и о деле)

Каждый педагог должен стремиться в первую очередь избавиться от характерных черт либерального стиля и вырабатывать у себя черты, присущие демократическому стилю.

Наиболее желателен и благоприятен авторитарно-демократический стиль взаимоотношений педагога с детьми. Такой стиль является основой и условием эффективности взаимодействия с коллективом в целом и с каждым его членом в отдельности. В деятельности творческих педагогов постепенно происходит перестройка стиля взаимодействия с воспитанниками. Авторитарно-демократический стиль — это стиль творческий, деловой, конкретный и четкий. Без формального автократизма (на словах) процесс управления невозможен. Педагог, который использует этот стиль, учитывает научные рекомендации, конкретные задачи и реальные условия, творческие способности и возможности каждого ребенка.

На второе место можно поставить демократически-авторитарный, на третье место — чисто демократический стиль общения, которые все же лучше других стилей.

Диагностическое исследование* педагогов (воспитателей) школы-интерната.

В МКС(К)ОУ «Кузедеевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида» была проведена диагностика воспитателей школы-интерната в 2011-2012 учебном году, участвовало 14 воспитателей.

Диагностические исследование педагогов интерната показали следующие смешанные типы взаимодействия:

2 человека — А1/Д2

1 человек — Д1/Л2

7 человек — Д1/Д2

4 человека набрали одинаковые баллы между двумя смешанными стилями:

1 чел – Д1\А2 и Д1\Д2;

1 чел. – А1\А2 и Д1\А2;

1 чел. – Д1\А2 и Д1\Д2;

1 чел. – Д1\Д2 и А2\Д2.

Итог: наиболее высокие показатели — чисто демократический стиль общения педагога с воспитанниками (и по форме и по содержанию).

В последние годы в жизни нашей школы-интерната произошли существенные перемены: появились сиротские группы, в которых живут разновозрастные дети от 7 до 18 лет, группы формируются с учетом родственных связей. Позиция воспитателя постепенно меняется: функции контроля перестают быть доминирующими, а на первый план выходит дружеское участие и помощь в осмыслении окружающей жизни, уважение прав ребенка: его право на свободное время, на добровольное участие в коллективной жизни, на общение, на участие в решении внутренних вопросов группы и всего учреждения. Главная задача воспитателя – создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, взаимопомощи, взаимоответственности. Особенно важно формировать позитивные отношения между воспитанниками и педагогами, прежде всего из-за своеобразного положения детей. Если маленькие дети не осознают всей сложности своей судьбы, то подростки понимают и тяжело переживают свою ущербность, предательство родителей. Они раздражительны, конфликтны. В результате между детьми складываются недоброжелательные, неприязненные отношения, перерастающие во враждебность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект взаимодействия педагога и воспитанников средней группы по ознакомлению с окружающим миром на тему:"Путешествие в страну - Здоровье"

Материал открытого занятия по здоровому образу жизни для детей средней группы детского сада....

Метод проектов. Взаимодействия педагога и воспитанников.

Метод проектов. Взаимодействия педагога и воспитанников....

Особенности организации взаимодействия педагога с воспитанниками в вопросах формирования у детей нравственности.

Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия....

Семинар-практикум на тему: " Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ"

Важной составляющей современной образовательной среды для дошкольника является характер его взаимодействия со взрослыми и другими детьми, в процессе которого обеспечиваются развитие личности, передача...

Семинар-практикум Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ

Профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения связана с постоянным общением с широким кругом людей: родителями, коллегами, администрацией, воспитанниками. Компетентность в общении одна...