Семинар-практикум Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ
консультация

Небылица Наталья Викторовна

Профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения связана с постоянным общением с широким кругом людей: родителями, коллегами, администрацией, воспитанниками. Компетентность в общении одна из главных составляющих высокого профессионального мастерства педагога, поэтому ему необходимо постоянно совершенствовать свои коммуникативно-речевые умения. Воспитателю необходимо иметь не только теоритические знания, но и практические навыки в общении, для чего и разработан этот семинар-практикум.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Белочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»

.

Семинар-практикум

«Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ»

 

      Составила:

                 педагог-психолог

                                        Небылица Наталья Викторовна

г. Минусинск, пос. Зеленый Бор, 2019г.

Семинар-практикум
«Эффективное взаимодействие педагога
с воспитанниками ДОУ»
Профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения связана с постоянным общением с широким кругом людей: родителями, коллегами, администрацией детского сада, воспитанниками. Компетентность в общении одна из главных составляющих высокого профессионального мастерства педагога, поэтому ему необходимо постоянно совершенствовать свои коммуникативно-речевые умения. Воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки в общении, для чего и разработан этот семинар-практикум.

Цель семинара-практикума: развитие коммуникативной компетентности педагогов.

Задачи:

1.        Развитие коммуникативных навыков, сплочение педагогического коллектива;

2. Повышение уровня психологической культуры. 

Реквизит: Мяч, конструктор, бланки для упражнения с частицей НЕ, Лего для игры «Робот».

План семинара-практикума:

1. Игровое упражнение «Вспомним свое детство»;

2. Упражнение «Поросячьи бега»;

3. История «Страшный сон»;

4. Преобразование неэффективных слов и выражений с частицей НЕ в эффективные слова и выражения без частицы НЕ;

5. Коммуникативная игра «Найди пару»;

6. Упражнение «Кулачки»;

7. Игра «Ежики»;

8. Игра «Робот»;

9. Способы эффективного общения;

10. Рефлексия.

Ход семинара-практикума

        Уважаемые, коллеги! Я рада вас приветствовать на семинаре-практикуме. Тема нашей сегодняшней встречи: «Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ».

В повседневном общении у взрослого с ребенком возникает много проблем, стрессов, поэтому для педагога очень важным является приобретение умений и навыков эффективного общения с ребенком.

Помним также, что компетентность в общении стала одной из главных составляющих высокого профессионального мастерства педагога.

1. Для начала вспомним свое детство, игровое упражнение «Вспомним свое детство»

Участникам предлагается вспомнить свое детство. Психолог бросает мяч, а педагоги ловят его и отвечают на вопрос.

- Вы были послушным ребенком?

- Вы с удовольствием посещали детский сад?

- Помните ли вы как зовут ваших воспитателей?

- Отбирали ли вы игрушки у детей из группы?

- Ругали ли вас взрослые за то, что вы плохо кушаете?

- Помните ли вы свою любимую игрушку в детстве?

- Нравилось ли вам убирать свои игрушки?

- Мечтали ли вы в детстве поскорее вырасти, чтобы можно было делать то, что хочешь?

- Что из детства вам запомнилось больше всего?

Из полученных ответов можно сделать вывод, что в детстве мы, взрослые, были веселыми, задорными, иногда капризными и непослушными, любознательными, балованными…. Все мы были очень разными… Но мы знали и чувствовали, что рядом с нами всегда добрые и строгие взрослые, внимательные и терпеливые, мудрые, красивые, а главное – ЛЮБЯЩИЕ. Главная потребность ребенка дошкольного возраста, при условии гармоничного развития личности, - это потребность в любви, принятии, понимании и уважении.

Всегда ли это так в реальности?

2. А теперь побудем совсем детьми.. Упражнение «Поросячьи бега»

Сейчас идут Олимпийские игры, и открыт новый вид их, стремительно завоевывающий симпатии болельщиков. И сейчас каждому из нас посчастливится стать его непосредственным участником!

Итак, вы попали на поросячьи бега – новый олимпийский вид спорта!!

Для того чтобы выиграть, нам нужно как можно быстрее передать «хрюк» по кругу. «Хрюк» передается от одного участника к другому с поворотом головы. Старайтесь добиться рекорда!!!

Установили настрой на взаимодействие!

3. Общение – это обмен сведениями с помощью языка или жестов, коммуникационное взаимодействие людей, когда происходит обмен разного рода информацией. Предлагаю вашему вниманию прослушать историю.

«Страшный сон»

«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все

зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал

его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную

весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слов

вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать

другого  толкователя,  который,  выслушав  сон,  сказал:  «Повелитель,  я

счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих

родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание.

Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему тоже самое, что и твой

бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?»

- спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали

сон. Но все зависит от того, что сказать, но и от того, как сказать»

Вывод форма и содержание связаны настолько тесно, что очень часто то, что

сказано, мы воспринимаем именно через призму того, как это сказано.

Примеры: Не путайся под ногами – посиди спокойно

                  Не выходите из группы – оставайтесь в группе.

Если сказать ребёнку: «Не бери ножницы!», скорее всего, он захочет их взять. Насколько же важно для взрослых научиться запрещать, не запрещая. Как это сделать? Как перестать употреблять высказывания в негативном ключе?

4.        Преобразование неэффективных слов и выражений с частицей НЕ в эффективные слова и выражения без частицы НЕ.  

Частица НЕ подсознанием воспринимается позже, во вторую очередь, чем само действие.

Конечно, совершенно без частицы НЕ в речи невозможно обойтись. Однако в некоторых случаях, в том числе и в некоторых аспектах общения и воспитания это важно сделать.

Давайте попрактикуемся. Разобьемся на команды из нескольких человек.

Предлагаю вам ряд наиболее часто употребляемых глаголов с частицей НЕ в общении с детьми.

Сначала вы можете заполнить таблицу, т. е.  вписать подходящие на ваш взгляд, наиболее эффективные слова и выражения (Приложение 1)

Ваша задача – преобразовать неэффективные выражения в эффективные, без НЕ. Например, не выходи – останься там, где находишься, не испачкайся – будь аккуратным, и т. д.

5. Упражнение-имитация «Найди пару»

Цели: ранжирование на пары; способствовать снижению напряжения, позитивному восприятию друг друга.

Члены группы выполняют движения в соответствии с текстом.

Две сороконожки бежали по дорожке,

Все бежали и бежали и друг дружку догоняли.

В тот момент, когда догнали, так друг дружку и обняли,

Так друг дружку обнимали, что едва мы их разняли.

6. Упражнение «Кулачки» (работа в парах) Участникам предлагается задание: любыми способами разжать кулак партнера.

Вопросы для обсуждения: у кого получилось разжать кулак партнера, а у кого нет? Какой способ взаимодействия принес результат?

7. Привести пример для педагогов, в какие игры можно поиграть с детьми. Наподобие есть игра «Ежики». Один из пары сворачивается в клубок, задача найти подход, создать условия, при которых ежик захочет сам раскрутиться, причем тут метод Мозгового штурма наиболее эффективен. Ваши варианты.. (тактильно, щекотка, эмоционально о каком-нибудь факте, чтоб ежик захотел заняться этой деятельностью, заинтересовать).

Мы же говорим об эффективном взаимодействии, а теперь немножко о том, как мы даем инструкции детям:

7. Игра «Робот»

Цель — развить навыки внимательного отношения к собеседнику, выстраивая структуры фраз, а также навыки эмпатического понимания собеседника, проанализировать собственные ощущения и взаимоотношения с детьми в подобных ситуациях.

На столе из конструктора «Lego» создается игровое поле. Из числа педагогов выбирают двух «роботов» и одного «оператора». Задача «оператора» — с помощью своих «роботов» собрать постройку по замыслу. Для этого он подает «роботам» словесные команды, стремясь детально и точно управлять движениями их рук. Задача «роботов» — точно выполнять команды своего «оператора». Необходимо помнить, что «робот» лишен собственной воли, желаний и стремлений. Исход игры ему безразличен: он всего лишь послушный, безынициативный инструмент в руках «оператора». Когда постройка будет завершена, один из «роботов» меняется ролью с «оператором», игра повторяется. (Один, два примера)

По окончании игры участники обсуждают полученные впечатления. Что помогло пониманию команд? Что мешало и становилось барьером общения? Что становится барьером в общении с детьми в подобных ситуациях?

Вывод: Какие должны быть инструкции?

- короткие

- четкие

Способы эффективного общения

В повседневном общении у взрослого с ребенком возникает много проблем, стрессов, поэтому для педагога очень важным является приобретение умений и навыков эффективного общения с ребенком.

Вопросы к педагогам:

- Что такое способы эффективного общения? (Ответы педагогов)

Существующие способы эффективного общения, коммуникативные техники, обеспечивающие возможность конструктивного диалога, можно условно разделить на вербальные и невербальные.

Приведем некоторые из них. Педагогам предлагается рассмотреть на интерактивной доске таблицу «Способы эффективного общения».

Способы эффективного общения

Вербальные

Активное слушание:

ситуация и слова ребенка

чувства ребенка

фраза взрослого (повторение слов ребенка)

Невербальные

Отражение:

поза

жесты

мимика. То есть, если взрослый взглядом, позой проявляет интерес к детскому обращению, использует «язык эмоций», внимательно слушает, то ребенок поверит и доверится.

Пример: Воспитатель играет с небольшой группой детей, к ней подбегает Саша в слезах и кричит: «Он отнял мою машинку!»

Что первое приходит ответить? Поиграет и отдаст, договоритесь..

Своим обещанием, что тот ребенок поиграет и отдаст, наставлением «договоритесь», при всей кажущейся справедливости ответов, воспитатель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно. Ребенок ждет понимания!

Саша: Он отнял мою машинку!

Воспитатель: Ты очень огорчен и рассержен на него?

Саша: Да, я хочу поиграть с ней

Воспитатель: Неприятная ситуация, мне очень хочется, чтоб вы играли дружно, давай позовем Колю  и вы договоритесь играть по очереди, чтоб Коля и ты были довольны.

Не всегда, конечно, конфликт разрешается так быстро. Иногда ребенок, чувствуя готовность воспитателя  его слушать и понимать, охотно продолжает рассказывать о случившемся.

Пример еще:

Схема активного слушания такова: ситуация и слова ребенка; чувства ребенка; ответ взрослого.

Например: ребенок – А, Коля меня сильно ударил! (ситуация, слова ребенка). Обида, боль, гнев (чувства ребенка). – Коля тебя ударил и тебе очень больно (ответ взрослого).

- да, вот тут..

- так, так.. (Можно перейти на юмор, чтоб отвлечь) Улыбаться можешь? Значит, все в порядке. Тебе лучше немного посидеть и поиграть в спокойную игру, а я пока поговорю с Колей, о правилах поведения в группе.

Вывод. Использование педагогом способа активного слушания способствует:

- снижению тревоги и ослаблению переживаний ребенка;

- повышению у ребенка доверия к педагогу и желание общаться с ним.

8.Рефлексия

Особенностью эффективного общения является также обратная связь. Поэтому предлагаю поделиться своими впечатлениями о семинаре-практикуме.

Приложение 1

Преобразование НЕэффективных слов и выражений с частицей НЕ

Неэффктивные

Эффективные

Не испачкайся

Не разбрасывай

Не бойся

Не дерись

Не бери

Не ходи (в лужу)

Не кричи

Не мешай

Не разбей

Не таскай печенье (из пачки)

Не одевай

Не обманывай

Не плач

Не разговаривай

(с едой во рту)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Формула эффективного взаимодействия с родителями"

Семинар-прпктикум с педагогами ДОУ по стратегии поведения с родителями....

Семинар - практикум «Опыт эффективного взаимодействия детского сада и семьи». Мастер - класс «Коллективная работа в технике Коллаж.»

Цель – передача педагогам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в сфере творческой и педагогической деятельности.Задачи:- создание условий для профессионального ...

Семинар-практикум на тему: " Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ"

Важной составляющей современной образовательной среды для дошкольника является характер его взаимодействия со взрослыми и другими детьми, в процессе которого обеспечиваются развитие личности, передача...

Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ

Семинар-практикум«Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ»...

Семинар-практикум «Механизмы эффективного взаимодействия ДОУ и семьи»

Одной из активных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном...

Семинар - практикум «Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников».

раскрыть сущность и значение взаимодействия педагога и родителей воспитанников...