Семинар для педагогов ДОУ "Толерантность. Что это?"
консультация на тему

Антипова Эльмира Денисовна

В ходе семинара рассматривается понятие толерантности. Показывается зависимость проявления толерантности к другим людям от толерантности к самому себе. Используются коммуникативные игры, упражнения, рефлексия.  Материал может быть использован как в работе с педагогами, так и с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_tolerantnost_chto_eto.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов ДОУ

на тему: «Толерантность. Что это?»

Задачи:

1) Дать возможность участникам сформулировать понятие толерантности.                                  2) Показать многоаспектность понятия «толерантность».                                                                         3) Дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними.
4) Показать зависимость проявления толерантности  к другим людям от толерантности к самому себе.                                                                                                                                           5) Поддерживать позитивную самооценку.                                                                                               6) Развивать навыки ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе.                      

7) Развивать способность к самоанализу.                                                                                      

8) Познакомить со способами толерантного общения.                                                                

9) Способствовать поддержанию благоприятного микроклимата в коллективе сотрудников ДОУ.      

                                                                                                                                                 

Ход семинара:  

1.  Тема сегодняшнего семинара «Толерантность. Что это?».  Мы попробуем с вами сформулировать понятие толерантности. Поговорим о ее видах и о проявлении толерантности у людей в процессе общения. Попытаемся на практике применить свои способности к толерантности.

2.  Разминка. Игра «Мое приятное событие». Цель: повышение эмоционального настроя на занятие, сплочение группы. Ход игры: участники стоят в кругу. По очереди, каждый участник рассказывает всем о приятном событии, которое с ним происходило и, которое вызывает у него положительные воспоминания и поднимает настроение.

3.  Прежде чем познакомить вас с понятием «толерантность», давайте определимся, что оно означает в вашем понимании.                                                                                                      Упражнение «Что такое толерантность?». Участники высказывают свои варианты определения этого понятия. Все версии обобщаются.

4.  Информационная часть.                                                                                              Виды толерантности:                                                                                                                            - этническая                                                                                                                                              - социальная                                                                                                                                               - толерантность как черта личности.                                                                                            

     Толерантный человек признает мир в его многообразии и готов принять другую точку зрения. Чем значима такая позиция? Создается безопасное пространство для общего развития. Известный психолог К.Роджерс писал в этой связи: «Когда кто-то понимает, как чувствуется и видится мне, без желания анализировать или судить меня, тогда я могу «расцветать» и «расти» в этом климате».                                                                                                                                                 Другой аспект проявления толерантности в деятельности педагога связан с его способностью выдерживать неблагоприятные внешние воздействия, т.е. контролировать свои чувства, подчинять свои действия сознательно поставленной цели, несмотря на возникающие препятствия, умение сдерживать и подавлять в себе раздражение, ненужные в данный момент чувства, мысли.                                                                                                                                              Во время действия стрессовых факторов для ситуативной саморегуляции эмоционального состояния можно выполнять:                                                                                                          - дыхательные упражнения успокаивающей направленности (глубокое дыхание).    

Таким образом снимается напряжение тела и мозга, создается уравновешенное состояние;                                                                                                                                      – упражнение на сочетание приемов концентрации внимания, актуализации воображения и дыхательных упражнений. Так, перед предстоящей неприятной беседой глубоко вдохните, во время выдоха резким движением в воображении как бы сорвите напряженную маску со своего лица;                                                                                                                                        - отвлечение – постарайтесь, как можно ярче представить ситуацию, в которой обычно чувствуете себя наиболее спокойно и уютно, поставьте себя в эту ситуацию;                                - переключение на интересную деятельность, любимое занятие – создание новой доминанты. При перевозбуждении в коре головного мозга образуется доминантный очаг возбуждения, который обладает способностью тормозить все остальные очаги, подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Чем увлекательнее дело, тем легче создать конкурирующую доминанту.                                                                                                                                     - упражнение на вспоминание приятных событий из собственной жизни. Представьте, что эта ситуация повторилась, и вы находитесь в состоянии радости. Сделайте такое же лицо, улыбку, почувствуйте это состояние всем телом: позой, осанкой, жестами, походкой.  

Важно также помнить: нужно быть оптимистом, позитивно оценивать события и ситуации. А для этого следует:                                                                                                                                 - воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему;

- подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них;                                                                                                                                                - радоваться достигнутым целям;                                                                                                                 - не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты и допущенные ошибки, а осознав их причину, сделать выводы и найти выход;                                                                                                     - признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности.

         Человек с большим набором гибких установок и достаточно большим количеством разных способов решения проблем, обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен от негативных стрессов лучше, чем тот, кто ориентирован на достижение единственного, главного конкретного результата.                                                                                     5.  Рефлексия занятия.                                                                                                                                             Вы  познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик? Представляется ли вам тема толерантности  актуальной, и если да, то почему?    

                                                                                                           

По окончании семинара участникам раздаются памятки для индивидуального изучения и использования.                                                                                                                                          Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех».
        Ведущий говорит о том, что у каждого человека случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться.

В психологическом консультировании существует такой прием. Составляется памятка, в которую заносятся достоинства, достижения, способности  человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу дома на досуге.         Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы:                                                                                                                                               1) «Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должны записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону. 2) «Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться.
3)
«Мои достижения»: в этой графе записываются достижения участника в любой области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.

Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...

Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"

Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"...

Семинар для педагогов "Профстандарт и компетенции педагога"

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции пед...

Семинар для педагогов адаптационных групп детского сада "Позитивное взаимодействие педагогов с родителями"

Семинар способствует преодолению трудностей в общении и взаимодействии с родителями у педагогов адаптационных групп на этапе знакомства и дальнейшего сотрудничества....

Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"

Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"...