Построение организации воспитательно-образовательного процесса ДОО в группах оздоровительной направленности.
статья на тему

Громилина Людмила Владимировна

Статья раскрывает воспитательно-образовательной процесс в условиях ФГОС ДОО .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 21 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области (Структурное подразделение "Детский сад "Дружная семейка").

Построение организации воспитательно-образовательного процесса ДОО в группах оздоровительной направленности.

Громилина Людмила Владимировна

воспитатель

Содержание.

Введение.

1. Целостный педагогический процесс в дошкольном учреждении.

2. Интегративный подход к построению целостной педагогической системы.

3. Интегративные принципы планирования.

4. Инновационный подход в физическом развитии детей дошкольного возраста.

5. Современная литература по физическому оздоровлению детей.

Заключение.

Введение.

Сохранение и укрепление  здоровья детей – одна из главных стратегических  задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ, «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении.

Поэтому первоочередной задачей дошкольного учреждения является охрана жизни  и укрепления здоровья детей.

Целью работы в направлении формирования здоровья и эмоционального благополучия детей является выработка через применение в воспитательно-образовательной деятельности здоровьесберегающих технологий, инновационных подходов у детей потребности в здоровом образе жизни, укреплении  здоровья, воспитании физических качеств.

Основными задачами являются:

1. укрепление здоровья детей.

2. Формирование знаний о человеке, своем теле, о силах природы, о взаимодействии с другими людьми, о здоровье.

3. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

4. Развитие физических качеств, умение применять полученные знания в жизненных ситуациях.

5. Укрепление психического здоровья и эмоционального благополучия.

3

1. Целостный образовательный процесс в ДОО-это системный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный подход, который в первую очередь направлен на достижение социально-значимых результатов и призван к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Воспитательно-образовательный процесс в нашем ДОО направлен на обеспечение каждому воспитаннику возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться.

В нашем ДОО воспитываются дети с неврологическими нарушениями в здоровье, поэтому приоритетным для образовательного учреждения является сохранение и укрепление здоровья своих воспитанников. Основой комфортного пребывания ребенка в ДОО является созданный  в нем психологический климат. Взаимоотношения воспитанников и педагогов строятся на основе общечеловеческих ценностей равноправного партнерства, уважения к достоинству маленького человека. Позиция взрослых - исходить из интересов ребенка, политика общения-сотрудничество.

Важной частью системы воспитательной работы ДОО оздоровительной направленности являются традиции, сложившиеся в учреждении. Это и проведение итоговых спортивно-оздоровительных мероприятий, физкультурных праздников совместно с родителями, где организуются различные виды двигательной активности детей, постановки театральной студии по ЗОЖ, кружковая работа и т.д.

2. Педагоги ДОО планируя воспитательно – образовательный процесс применяют интегративный подход к построению целостной  педагогической системы, которая способствует расширению у детей эмоционально - смыслового поля, что существенно повышает уровень развития детей.

4

В нашем ДОО в  группах оздоровительной направленности,  деятельность по осуществлению  воспитательного  и оздоровительного  направления  образовательного процесса заключается в следующем:

  1.   Составление адаптивных образовательных и воспитательных программ с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей;
  2. Проводится индивидуальная и фронтальная образовательная деятельность с использованием ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.
  3. Организовывается предметно-пространственная среда, многосторонне развивающая ребенка;
  4. Введение в образовательно-воспитательную работу валеологических аспектов;
  5. В логопунктах осуществляется коррекционно-развивающая работа;
  6. Создана система медико-психолого-педагогического сопровождения детей (алгоритм взаимодействия специалистов ДОО), которая включает в себя:

- комплексную систему физкультурно-оздоровительной работы;

- оптимальный двигательный режим;

- оздоровительный режим;

- формы и методы по оздоровлению детей;

- мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей (развлечения, досуги, праздники и т.д.);

- направления работы с родителями по формированию ЗОЖ у детей.

7. Осуществляется дифференцированный подход при выборе заданий и материала в процессе образовательной деятельности;

8. Используется модель личностно-ориентированного подхода при взаимодействии взрослого и ребенка;

9. Применяются разнообразные формы проведения развивающих занятий;                                                                                                     5

10. Образовательная деятельность сочетается с кружковой деятельностью;

11. Для получения наибольшего оздоровительного эффекта в воспитательном образовательном процессе и снятии утомляемости у детей применяем следующие нетрадиционные формы:

-релаксация, прослушивание классической музыки для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя;

          -креативная гимнастика-творческие задания, игры, направленные на                развитие мышления, творческой инициативы;

- сказкотерапия;

- игры-путешествия;

- игры-драматизации.

12. Создание условий для самореализации ребенка и обеспечение его психологической безопасности.

Включаются в режим дня психогимнастика, логоритмика, пальчиковая гимнастика, психологические этюды на снятие психоэмоционального напряжения, раздражительности.

3.Интегративные принципы планирования опираются на формирование содержательных задач по разным направлениям с целью дополнения и взаимного обогащения друг друга, используются разнообразные формы взаимодействия педагога с детьми и детей между собой, адекватными поставленным общеразвивающим задачам, взаимосвязанным видам деятельности, формирующим разнообразные сущности связи в представлениях ребенка об окружающей действительности. Педагоги ориентируются  на интересы и мотивацию детей при построении целостной картины мира в процессе насыщенного смыслами проживания определенного периода времени с учетом их индивидуальных возможностей. Различные виды детской деятельности объединяются поставленными задачами, дети вступают в различные виды взаимодействия в свободной и организованной деятельности.                                                                          6

 В интегративном планировании основной целью педагогического процесса является приобщение ребенка к активному освоению окружающего мира в разных его проявлениях (предметах, природе, человеческих отношениях, способах познания  и др.), которые расширяют кругозор, что способствует формированию первичных представлений о целостности окружающего мира, развитию у детей общих способностей к познанию, творчеству. В своей работе стараемся побуждать детей к умению самостоятельно выделять разные свойства и устанавливать связи между ними, отражать свое понимание того или другого смысла, создавая субъективный оригинальный продукт (конструкция, рисунок, текст, сюжет игры, поделки и др.)

4.Необходимость  радикальной  инновации  физической культуры и ее раздела - физического развития - акцентируется в подготовленной инициативной группой авторов под руководством М.Я. Виленского и П.А. Виноградова "концепции непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи".

В последнее время широко внедряются  нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы в режимные моменты: оздоровительно – игровой «час» в групповом помещении, «час» двигательного творчества в спортивном зале, «динамический час» на дневной прогулке.

Оздоровительно – игровой час. При его проведении учитываются: продолжительность и интенсивность двигательной активности, обогащение содержания и увеличение количества основных движений, индивидуальные особенности в объеме и виде основных движений, ярко выраженная тенденция к повышению двигательной активности в весенне-летний период и ее снижение в осенне-зимний период.

Для развития двигательных способностей и творчества детей используется новая форма физического развития  детей от 3 до 7 лет - «час» двигательного

7

творчества, когда они сами имеют возможность выбрать вид двигательной

деятельность, спортивный инвентарь, партнера и так далее, другими словами,

дети могут почувствовать себя хозяевами в спортивном зале, освоить его пространство. Отсутствие внешней регламентации позволяет им оценивать собственные действия как успешные или неуспешные. Самостоятельное перемещение в зале способствует снижению зажатости, нерешительности, скованности, развивает уверенность в своих силах, в своей безопасности и причастности к общему делу.

В образовательный процесс был введен третий дополнительный час физкультурного занятия – «динамический час», который организуется воспитателем  совместно со специалистом по физическому воспитанию на дневной прогулке. Его длительность составляет 25-30 минут в группах старшего дошкольного возраста. Содержание определяется в соответствии с возрастом детей.

Вместо классической организации физкультурного занятия  на воздухе упор сделан на основной вид детской деятельности – игру.

В зависимости от времени года, места проведения, погодных условий и поставленных задач можно выделить несколько вариантов построения динамического часа:

- игровые упражнения и подвижные игры;

- игровые упражнения, подвижные и спортивные игры;

- спортивные игры и  игровые упражнения;

- игровые упражнения, игры – эстафеты;

- игровые упражнения, хороводные игры.

5. В настоящее время перечень физкультурных знаний наиболее полно определен Ю.К. Чернышенко с соавторами в пособии «Формирование интеллектуальной базы физической культуры детей 3-7 лет».

8

В нем представлено планирование сведений, составляющих основы гигиены, двигательной культуры, здорового образа жизни, безопасной жизнедеятельности в разных возрастных группах детского сада.

Авторы указывают на необходимость осуществления этой работы во взаимодействии с семьей и с учетом других направлений образовательного

процесса в детском саду, а в качестве форм организации детей при освоении

физкультурных знаний и формировании соответствующих умений предлагают проводить занятия, беседы, экскурсии, досуги, прогулки и праздники.

Использование разнообразных подвижных игр также стимулирует воспитание физических качеств и общих координационных способностей дошкольников, оказывая положительное влияние на формирование их умственных способностей.

 К обозначенному направлению можно отнести работу              Н.И. Дворкиной «Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет на основе использования дифференцированных подвижных игр». В ней автор приводит варианты планирования подвижных игр в образовательном процессе, исходя из особенностей возрастного развития детей дошкольного возраста.

9

Заключение.

Внедряя в работу комплексное сочетание технологий в системе физкультурно-оздоровительной работе, мы пришли к выводу, что

1. У детей повышается интерес к таким занятиям.

2. Увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости;

3.Развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.

4.Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.

5.Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.

6.Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.

Овладение педагогами механизма построения интегративного воспитательного-образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей способствует развитию умения выстраивать стратегию и тактику своей работы в контексте педагогического процесса в соответствии с ФГОС, что существенно способствует решению задач всестороннего и гармоничного развития дошкольников и личностного роста детей дошкольного возраста.

10

Список литературы:

  1. Васюкова Н. Е. Системный подход к планированию педагогической деятельности как условие интеграции содержания дошкольного образования // Теория и методика непрерывного профессионального образования Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции - Тольятти ТГУ,2002 -Том1,С 44-45 (0,2пл.)
  2. Васюкова Н Е, Чехонина О. И. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я -2004 -№6(12) -С 8-14 (0,3 пл.)
  3.   Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
  4. Сивцова. А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2. - С.65-68.
  5. Л.В.Гаврючина  Здоровьесберегающие технологии в ДОУ//Творческий центр.М.,2008

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

циклограмма воспитательно - образовательного образовательного процесса в средней группе

Циклограмма календарного планирования, содержащая различные  формы работы с детьми на целый день, в течение недели...

Презентация на тему : "Организация коррекционно - образовательного процесса в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"

Презентация использовалась на первом родительском собрании.2 слайд Необходимость дигностики. Родители ознакомлены с результатми первой диагностики3 слайд  Для максимального воздействия на речевую...

Актуальные проблемы организации пропедевтического периода в контексте построения целостного воспитательно-образовательного процесса с детьми с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения

Материалы VI Республиканской студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 20.03.2015г. ...

Организация пропедевтического периода в контекте построения целостного воспитательно-образовательного процесса с детьми с синдромом Дауна в условиях ДОУ

Материалы участия в VIII Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти Р.Е. Левиной, КГУ, гор. Курск, 2015 г....

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в старше - подготовительной группе компенсирующей - направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫв старше - подготовительной группе компенсирующей - направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...