Влияние экологических игр на познавательную активность дошкольников
статья по теме

Нейман Ирина Евгеньевна

Познавательная активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все чаще является стимулом для развертывания познавательной деятельности, которая, как любая деятельность, характеризуется определенной структурой.

Итак, в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа в мире благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе.

В познавательной сфере можно выделить три компонента:

  • Познавательные процессы. Сюда относятся - восприятие, внимание, память, воображение, мышление;
  • Информация. Включает в себя опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира. Сюда же относятся и источники информации.
  • Отношение. Рассматривается как чувственно-эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира.

Все компоненты познавательной сферы теснейшим образом связаны между собой, они заполняют и определяют друг друга .

Процесс познания маленького ребенка отличается от процесса познания взрослого.

Взрослый познает мир умом, маленькие дети - эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношение вторично, а у детей - наоборот.

Отношение к миру формируется у ребенка только в процессе его жизни. Отношению к миру дети учатся у взрослых, а какое но будет зависит от нас (на созидание или на расточительство и разрушение).

Необходимо, чтобы это отношение было познавательным - мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу узнать и разгадать; бережным - мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны, я хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить; созидательным - мир так прекрасен, я хочу сохранить и преумножить эту красоту.

Развивая познавательную сферу ребенка-дошкольника, надо стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшие эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать

В возрасте 4-6 лет можно выделить четыре направления развития познавательной активности детей.

  1. Знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы непосредственного восприятия и опыта детей.
  2. Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений.
  3. Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей.
  4. Формирование положительного отношения к окружающему миру.

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. Ф.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал, с которой дети усиливают знания, если их сопровождать игрой. Такого же мнения придерживались ведущие отечественные педагоги А.С.Макаренко, Е.И.Тикеева, Р.И.Жуковская, А.П.Усова и др. Позиция понимания целесообразности использования игры в обучении детей дошкольного возраста вывела исследователей на проблему разработка дидактических игр, цель которых - обеспечение наилучших условий для усвоения различных понятий, выработка навыков и умений, т.е. на познавательскую активность.

С помощью дидактических игр решаются  различные учебные задачи: формирование навыков умственной деятельности детей, умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях. Дидактическая игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых, коллективистских качеств.

Специфика дидактической игры как игры обучающей заключена в ее структуре, содержащей наряду с игровыми учебные задачи.

Хрупкость дидактической игры, быстрое разрушение ее занимательности под натиском учебных задач, направленность главным образом на закрепление имеющихся у детей знаний, а не на сообщение им новой информации побуждают расширить поиск связей обучения дошкольников с игрой.

С помощью дидактических игр с экологическим содержанием дошкольники лучше усваивают новые знания, информацию, впечатления об окружающем мире.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья тема: "ВЛИЯНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Статья посвящена проблеме влияния занимательного математического материала на развитие познавательной активности дошкольников. Рассмотрены принципы, содержание, методика организации занятий, способств...

Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологических акций

Представление опыта работы по организации экологической акции "Сохраним природу" с широким привлечением родителей и социальных институтов. Этот материл занял 1 место на областном конкурсе "Летопись до...

«Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО»

Статья "Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО"...

Презентация по экологическому воспитанию детей «Развитие познавательной активности дошкольников через организацию огорода на окне»

Цель:  создание условий для развития у дошкольников познавательных интересов, потребности  в самостоятельной поисковой деятельности, через организацию огорода на окнеЗадачи:•поддерживат...

«Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр экологической направленности».

Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.  ...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»  

Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...