Главные вкладки

    Влияние экологических игр на познавательную активность дошкольников
    статья по теме

    Нейман Ирина Евгеньевна

    Познавательная активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

    С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все чаще является стимулом для развертывания познавательной деятельности, которая, как любая деятельность, характеризуется определенной структурой.

    Итак, в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа в мире благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе.

    В познавательной сфере можно выделить три компонента:

    • Познавательные процессы. Сюда относятся - восприятие, внимание, память, воображение, мышление;
    • Информация. Включает в себя опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира. Сюда же относятся и источники информации.
    • Отношение. Рассматривается как чувственно-эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира.

    Все компоненты познавательной сферы теснейшим образом связаны между собой, они заполняют и определяют друг друга .

    Процесс познания маленького ребенка отличается от процесса познания взрослого.

    Взрослый познает мир умом, маленькие дети - эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношение вторично, а у детей - наоборот.

    Отношение к миру формируется у ребенка только в процессе его жизни. Отношению к миру дети учатся у взрослых, а какое но будет зависит от нас (на созидание или на расточительство и разрушение).

    Необходимо, чтобы это отношение было познавательным - мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу узнать и разгадать; бережным - мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны, я хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить; созидательным - мир так прекрасен, я хочу сохранить и преумножить эту красоту.

    Развивая познавательную сферу ребенка-дошкольника, надо стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшие эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать

    В возрасте 4-6 лет можно выделить четыре направления развития познавательной активности детей.

    1. Знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы непосредственного восприятия и опыта детей.
    2. Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений.
    3. Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей.
    4. Формирование положительного отношения к окружающему миру.

    Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. Ф.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал, с которой дети усиливают знания, если их сопровождать игрой. Такого же мнения придерживались ведущие отечественные педагоги А.С.Макаренко, Е.И.Тикеева, Р.И.Жуковская, А.П.Усова и др. Позиция понимания целесообразности использования игры в обучении детей дошкольного возраста вывела исследователей на проблему разработка дидактических игр, цель которых - обеспечение наилучших условий для усвоения различных понятий, выработка навыков и умений, т.е. на познавательскую активность.

    С помощью дидактических игр решаются  различные учебные задачи: формирование навыков умственной деятельности детей, умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях. Дидактическая игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых, коллективистских качеств.

    Специфика дидактической игры как игры обучающей заключена в ее структуре, содержащей наряду с игровыми учебные задачи.

    Хрупкость дидактической игры, быстрое разрушение ее занимательности под натиском учебных задач, направленность главным образом на закрепление имеющихся у детей знаний, а не на сообщение им новой информации побуждают расширить поиск связей обучения дошкольников с игрой.

    С помощью дидактических игр с экологическим содержанием дошкольники лучше усваивают новые знания, информацию, впечатления об окружающем мире.

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья тема: "ВЛИЯНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

    Статья посвящена проблеме влияния занимательного математического материала на развитие познавательной активности дошкольников. Рассмотрены принципы, содержание, методика организации занятий, способств...

    «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»

    Выступление на педсовете, посвященному познавательно-исследовательской деятельности детей, ее влиянию на развитие творческих способностей  в продуктивной, речевой и конструктивной деятельности....

    Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологических акций

    Представление опыта работы по организации экологической акции "Сохраним природу" с широким привлечением родителей и социальных институтов. Этот материл занял 1 место на областном конкурсе "Летопись до...

    «Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО»

    Статья "Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО"...

    «Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр экологической направленности».

    Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.  ...

    Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

    Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

    Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»  

    Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...