Аналитическая справка воспитателя о развивающей среде средней группы
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Чиж Оксана Владимировна
Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение №13     Курортного района Санкт – Петербурга.
 
 
 
Аналитическая справка о результате личного участия педагога Чиж Оксаны Владимировны в создании развивающей предметно-пространственной среды в средней общеобразовательной  группы.
 
В своей работе воспитатель Чиж О.В.создает и поддерживает развивающую предметно-пространственную среду в группе ,которая соответствует с ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 115 5 и требованиям СанПиН 2.4.1.3049-от 15.05.2013, моделирует социокультурную предметно-пространственную развивающую среду, которая позволяет детям проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.  
 
Развивающая среда, созданная Чиж О.В.обеспечивает  личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где дети эмоционально проявляют себя, выражают осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуют себя как личность.
 
 Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе:
 
Все пространство предметно-пространственной среды группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности: материалы и оборудование имеют соответствующие сертификаты; игровой материал чистый, подобран в разнообразной цветовой гамме, приемлемой для детского сада.
 
Демократический стиль общения воспитателя Чиж О.В.с детьми помогает создать психологический комфорт и обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Педагогом создана обстановка, приближенная к домашней. В оформлении группы присутствуют: детские работы (В мире сказок; работы из природного материала; поделки по народному творчеству в разных видах ; сезонные коллективные и индивидуальные работы; творческие работы из не традиционного материала и т.д.); совместные работы детей и родителей ,которые участвовали в городских и районных выставках; фото отчет под названием "Кто,кто в теремочке живет",где представлены фото всех мероприятий и событий группы.
 
Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей: конструктор «Железная дорога» вносится в группу при работе над темой «Транспорт», но если дети утратили интерес к этой игрушке, то она убирается и вносится снова через некоторое время. Таким образом, поддерживается интерес детей, и развивающая среда группы является вариативной. Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. В группе имеется свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
 
Реализация образовательных программ дошкольного образования
 
Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие). Для создания предметно-развивающей среды группы воспитателем Чиж О.В. активно привлекались родители и администрация ДОУ, учитывалась современная детская субкультура. К достижению ее воспитанниками средней группы, в группе представлены:
 
Образовательные области отраженные в РППС:
Социально-коммуникативное развитие:
Игровой материал в группе, подобранный воспитателем Чиж О.В.обеспечивает детям возможность освоения различных социальных ролей, норм и ценностей, принятых в обществе; способствует формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества; служит формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; учитывает формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
 
Организация предметно-пространственной среды в группе:
Правильно организованная предметная среда предполагает единство материального и духовного мира ребёнка. Каждый объект предметного мира не только содержит в себе определённую информацию, но и побуждает детей к выражению своих эмоций. Предметно-развивающая среда, созданная воспитателем Чиж О.В, включает в себя объекты живой природы (комнатные растения), оформление зон деятельности (игровая, столовая, спальная).
Учёт возрастных особенностей при создании развивающей среды для детей 4-5 лет:
     Игровую деятельность детей среднего дошкольного возраста отличают ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради их самих, а ради смысла игры. Воспитатель Чиж О.В.побуждает детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощён в игре; учит детей описывать сюжетные события, называть круг действующих лиц в игре, раскрывать их взаимодействие. В этом возрасте важно накапливатьу детей опыт совместной со сверстниками деятельности, а также развивать познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности. Вследствие этого предметно-пространственная среда, созданная воспитателем организуется по принципу небольших полузамкнутых микро-пространств, позволяющих избежать скучности детей, места для уединения (домик-ширма, мини-перегородки), там ребенок может сосредоточиться и отвлечься от внешней среды.
    Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики, развиваются координация движений и ловкость. Игры, пособия, мебель размещена так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, не создавать столкновения путей передвижения. Воспитатель свободно наблюдает и контролирует детей, все дети находятся в поле зрения.
     Данный возраст характеризуется тем, что у дошкольников появляется широкий интерес к языку, речи. Поэтому группе имеются технические средства: музыкальный центр, мультимедийный проект с экраном ,для показа презентация ,фото коллажей ,видео материалы мероприятий с участием детей группы .
 
В группе создан уголок познания, мотивирующий детей к  познавательной активности.
 
     Воспитатель Чиж О.В.создаёт творческую предметно – пространственную развивающую среду, которая вариативно используется детьми: лёгкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты, необходимые для ролевых игр, удобные ящики для мелкого игрового материала, столики и диваны, модульная мебель.
 
    Чиж О.В. использует методы как прямого, так и косвенного воздействия, стараясь дать детям больше самостоятельности.
Содержание предметно-пространственной развивающей среды:
      Обстановка в средней группе создана таким образом, чтобы предоставить ребёнку самостоятельно делать выбор. Помещение разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. В группе имеются такие центры как: искусства, конструирования, кулинарии, драматизации, уголок в котором ребенок знакомится с историей и культурой своего и других народов,а также зона где ребенок знакомится с народным творчеством и малыми формами фольклора,литературы, естествознания (природы), бытовая зона, игровая зона. для более углубленных знаний в области приобщения к истокам русской народной культуры и театрализованной деятельности ,Чиж О.В, активно проводит разного вида мероприятия в заданном направлении в фольклорно-театральной студии "Росинки". Создала Авторскую программу в данном направлении.
 
     Работа воспитателя Чиж О.В.начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, группе, консультации и советы родителям; доска для детского творчества.                                                                                       Физическое развитие детей проводится в группе ,спортивном зале,на прогулке, предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.
 
    Учебная зона.  Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей. В учебной зоне размещены: центр творчества, центр конструирования, мини-библиотека, уголок сенсомоторного развития, уголок музыкального развития.  Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе .
 Центр искусства и творчества стимулирует детей к реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д
 
Мини-библиотека представляет собой столик с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Мини-библиотека размещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.
 
В центе конструирования дети могут создавать как фантастические, так и реалистические сооружения. Занимаясь строительством, дети осваивают очень многие вещи. Оно помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.
 
     Центр кулинарии предоставляет детям возможность исследовать свойства некоторых материалов, опробовать новые блюда, ознакомится с новыми математическими понятиями. Кулинария даёт детям живой жизненный опыт.
 
     В центре драматизации имеются костюмы и предметы, которые дают детям желание разыграть сценки из реальной жизни. Уголок ряженья ,с костюмами героев сказок, а также народные костюмы,и костюмы для мероприятия таких как: "Колядки", "Масленица" и т.д. Это помогает им лучше разобраться в том, что происходит вокруг, и лучше понять свою роль в мире.
 
Уголок естествознания(природы) расположен непосредственно у окна. Цель: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры. В уголке природы размещены краеведческие материалы.
 
В бытовой зоне располагается уголок дежурства. Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, мы создали картотеку с предметными картинками, которые каждый день выставляем в специальные рамки.
   
Центр « Познайка » - это удобное рабочее место, где ребята играют в дидактические и настольные игры. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений. Центр ПДД - Дети учатся различать и называть элементы дороги, транспортные средства, средства регулирования дорожного движения. Учатся различать, понимать и правильно реагировать на сигналы светофора. Знакомятся с правилами перехода проезжей части; с правилами поведения на улице и в транспорте; с наземным транспортом, учатся различать грузовой и легковой транспорт. 
  Чиж О.В.большое внимание уделяет родителям информирует родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, а так же о Программе. Обеспечивает открытость, создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; поддерживает родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; обеспечивает вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивает реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы. На информационных стендах взвешивается информация о том какая тема недели и описаны рекомендации для родителей для закрепления пройденного материала и также для выполнения заданий .
 
Вывод: Развивающая предметно-пространственная среда в группе Чиж О.В-воспитателя создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его  возможностей.
  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по просмотренному занятию в средней группе

Аналитическая справка по просмотренному занятию в средней группе  Дата изучения  20.05.2010г.  ...

Аналитическая справка "Создание предметно-развивающей среды в группе"

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА«СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО»      Воспитатель дошкольного отделенияПавлова Любовь Анатольевна...

аналитическая справка по предметно-развивающей среде

Анализ предметно – пространственной среды в старшей группе «Дружба» МАДОУ «Малиновский д\с»воспитателя  Дружининой Катерины ВладимировныДата проведения анализа: 1.03...