Игры со звуками и изготовление инструментов из природного и подручного материалов (Саминар-практикум)
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Дьячкова Ольга Алексеевна

Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира , а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Нам, взрослым только кажется, что вся музыка давно сосредоточилась в фортепиано или симфоническом оркестре. На самом деле, это не так – фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_so_zvukami.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Игры со звуками и изготовление инструментов из природного и подручного материала.

(семинар - практикум)

Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира , а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Нам, взрослым только кажется, что вся музыка давно сосредоточилась в фортепиано или симфоническом оркестре. На самом деле, это не так – фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки. Что касается часто возникающих у педагогов сомнений, можно ли называть музыкой тот, с их точки зрения, шум, который ребёнок производит с помощью инструмента, то здесь можно посоветовать попробовать услышать разницу между тем, когда ребёнок просто шумит и  когда он пытается сыграть собственную музыку. Чуткий педагог безошибочно определит разницу! У детской музыки, которую малыши импровизируют или даже сочиняют, нет приложения(жизни) во взрослом мире. У неё есть главный смысл – прикладной, она помогает детям изучать и исследовать мир, а также формировать свое к нему отношение. А главная ценность игр со звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей  форма является самым простым и самым прямым путем к импровизации и устной композиции. Техническая легкость игры звуками, полная свобода фантазии и способов манипуляции являются основой для творческого проявления детей.

Поскольку любая практическая деятельность осуществляется с помощью орудия труда, то и у детей, обучающихся музыку, должны быть свои «орудия» - музыкальные инструменты. Детские инструменты на самой первоначальной ступени должны быть ИГРУШКАМИ. Игрушками, которые будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда рождаются звуки, не боясь, что сломают инструмент. А если и сломают, то легко смогут сделать подобный из незатейливых подсобных материалов. В нашей современной жизни возможностей для рукотворчества очень много. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовления самодельных инструментов может пригодиться всё:

Различная бумага (целлофан, пергамент, гофре…)

Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки, брусочки…

Коробочки из разных материалов (картонные, металлические, баночки из-под йогуртов, от шоколадных яиц).

Леска, нитки, проволока, ткань

Природные материалы: жёлуди, каштаны, шишки, орехи, крупа, камешки, ракушки…

Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, палочки, гайки, кольца)

Металлические и стеклянные банки

Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, расчёски.

И МНОГОЕ ДРУГОЕ, ИЗ ЧЕГО МОЖНО ИЗВЛЕЧЬ ЗВУКИ.

В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание мира через звук, создание иного образа разных бытовых предметов (пластиковые бутылки, металлические крышки…) получают всё большее развитие. Именно они будут являться участниками изумительного оркестра. Итак,

  1. Шуршунчики. Заполнение мелкими предметами из различных по качеству материалов, крупой, семенами, песком а) полотняных мешочков; б) коробочек из-под киндер-сюрпризов; в) картонных трубок из-под чипсов; г) металлических банок.
  2. Волшебные нити. Связки из бубенчиков, скорлупы грецких орехов, фасоли, пуговиц, ключей, гвозди, подвешенные к чайному ситечку.
  3. Волшебные барабаны: а)взять пластмассовый цветочный горшочек (или банку); б)фольгу и плотную бумагу(или плотную бумагу и ткань); в) прикрепить к горшку несколько слоёв фольги; г) прикрепить бумагу или ткань.
  4. Куклы Шумелкины. Флаконы от шампуня (туловище и лицо). Пластиковая крышка от бутылок (шляпа). Бельевая верёвка (ручки и ножки). Цветная бумага (волосы и элементы костюмов).внутри куклы наполнитель (бусины, крупа, песок, горох, фасоль). Используются в детском оркестре, с\р играх, речевых играх (Проговаривание имени, цвета…, фольклорных текстов. Игра «Узнай по голосу», «Громче - тише».) М.Р.2011-3-13.
  5. Звучащие эспандеры. Нанизывание на круглую резинку пуговиц, круглых погремушек, киндеров… Концы нужно обязательно крепко зафиксировать крупными кольцами или пуговицами.
  6. Необыкновенные стаканчики. Нужны пластмассовые стаканчики с крышкой, резинка, гофрированная бумага. Гофрированная бумага режется на полоски, собирается в пучок, связывается резинкой, чтобы образовалась петля. Резинка вдевается в отверстие на дне стакана, выводится наружу, крышка закрывается, резинка натягивается на крышку: а) если подёргать за резинку, услышишь жужжащие звуки; б) поиграешь с бумагой – услышишь, как шепчутся листья; в) если наденешь стаканчик на руку, то с ним можно танцевать, как с султанчиком.
  7. Скрепер. Нарезаем из соломинок для коктейля заготовки длиной 8 см. Скрепляем их с помощью липкой ленты. Склеиваем цилиндр из полоски картона. Прикрепляем соломинки к цилиндру. Звук извлекается деревянной палочкой.
  8. Кисточки из пластиковых бутылок. Бутылки разрезаем пополам поперёк. Ту часть, где расположена пробка, надрезаем с краю на мелкие полоски. Проводим или по руке, или по такой же кисточке. М. Р.2004-4-31.

Дьячкова О. А. музыкальный     руководитель детского сада №17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение по теме « Изготовление атрибутов и декораций для театрализованной деятельности из подручных материалов»

«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир»....

Музыкальные инструменты из подручных материалов

Презентация музыкальных инструментов-самоделок...

Конспект мероприятия с детьми «Изготовление снеговика из подручных материалов»

laquo;Мастер-классы для родителей» - одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в ...

Мастер – класс «Изготовление кувшинки из подручных материалов»

Мастер – класс «Изготовление кувшинки из подручных материалов» Разработала: Воспитатель I кв. категории Дрожжина О. С. Описание: Данный мастер – класс предназначен дл...