Опыт организации работы ДОУ с семьями воспитанников
статья на тему

Тарасова Елена Александровна

Представлены задачи и формы взаимодействия дошкольной организации с семьями воспитанников. Описан опыт работы за 2015-2016 учебный год с подтверждающими фото материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditeli_na_sayt.docx895.32 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт организации взаимодействия ДОУ и семей воспитанников

Ребенок является зеркальным отражением ситуации в семье,

отношений между родителями, хотят это признавать

родители или нет.

Виилма Лууле. Исток жизни

В образовательной программе нашей дошкольной организации имеется раздел «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников», в котором подробно описано содержание работы с семьями по всем образовательным областям.

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей – создание в детском саду

необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с

семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника,

повышение компетентности родителей в области воспитания.

Установления взаимосвязи ДОУ и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Основной целью установления взаимоотношений ДОУ и семьи является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.

      С целью построения эффективного взаимодействия семьи и ДОУ педагогическим коллективом были созданы следующие условия:

  • Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;
  • Информационно-коммуникативными: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ;
  • Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка;
  • Потребностно-стимулирующие: взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения строится на результатах изучения семьи.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • равно ответственность родителей и педагогов.

Разностороннее конструктивное взаимодействие дошкольная образовательная

организация с семьёй является важным направлением деятельности, а также условием

развития социально-педагогической системы детского сада

Формы взаимодействия с родителями

Общие родительские собрания, дебаты, круглый стол

Анкетирование, опрос  родителей

Заключение договоров о сотрудничестве

Открытые занятия с детьми по различным видам детской деятельности

Групповые родительские собрания и родительские активы

Участие в подготовке и проведении детских праздников и развлечений

Консультации специалистов и педагогов ДОУ по проблемам развития детей

Библиотека для родителей

Наглядная информация для родителей

Совместные с детьми занятия-практикумы по изготовлению различных поделок и подарков для членов семьи и  детей.

Школа адаптации малыша к условиям детского сада

Индивидуальные беседы педагогов с родителями

Совместное создание предметно-развивающей среды

Совместное благоустройство территории  

Образовательная область «Физическое развитие»

«Здоровье»

        Объяснить родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка.

 Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка

(спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии

негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих

непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям, сохранять и укреплять

физическое и психическое здоровье ребенка.

Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной

сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и

мультипликационных фильмов.

Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников. Совместно с родителями и при участии медико-психологической службы детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации

«Физическая культура»

Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для

родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую

литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического

развития ребенка.

Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку);

стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями

(лыжи, коньки), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или

лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик,

скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы,

посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

 «Социализация» 

Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в

детском саду.

Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.

Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения.

Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у

родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.

Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой  предметно-развивающей среды детского сада, группы при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, в ходе проектной деятельности).

Привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и плана взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.

 «Труд»

Изучать традиции трудового воспитания, сложившиеся в семьях воспитанников.

Знакомить родителей с возможностями трудового воспитания в семье и детском саду; показывать необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым, наличия у ребенка домашних обязанностей. Знакомить с лучшим опытом семейного трудового

воспитания посредством выставок, мастер-классов и других форм взаимодействия.

Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом, показывать его результаты, обращать внимание на отношение членов семьи к труду.

Развивать у родителей интерес к совместным с детьми проектам по изучению трудовых традиций, сложившихся в семье, а также родном городе (селе).

Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда.

Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научнообоснованные принципы и нормативы.

«Безопасность»

Показывать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отельного человека, всего человечества. Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности.

Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных

условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.) Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных д ля них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.). Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости – фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефону экстренной помощи – «01», «02», «03» и т.д.

Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха.

Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные

ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных

жизненных ситуациях.

Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду. Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной  и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.

Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.).  Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха горожан.

Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и

продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению

познавательной активности.  Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.

 Образовательная область «Речевое развитие»

«Коммуникация»

Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.

Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком,открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения. Побуждать родителей: помогать ребенку, устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.

Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству

(участию в деятельности семейных и родительских клубов, ведению семейных календарей, подготовке концертных номеров (родители-ребенок) для родительских собраний, досугов детей), способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.

   «Чтение художественной литературы»

Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.

Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в

соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать

методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.

Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе

ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать родителей в выборе

художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка.

Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины, театральные мастерские, встречи с писателями, поэтами, работниками детской библиотеки, направленные на активное познание детьми литературного наследия. Поддерживать контакты семьи с детской библиотекой.

Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления

альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать

поддерживать детское сочинительство.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  «Художественное творчество»

На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании  детей.

Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.

        Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности,

способствующим возникновению творческого вдохновения: занятиям в художественных

студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр.), творческим проектам, экскурсиям и прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий,

декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и

экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.

    «Музыка»

Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного «воздействия» на

психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания

показывать родителям влияние семейного досуга (праздников,  концертов, домашнего

музицирования и др.) на развитие  личности ребенка, детско-родительских отношений.

Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники, концерты, занятия в театральной и вокальной студиях). Организовывать в детском саду встречи родителей и детей с музыкантами и композиторами, фестивали, музыкально-литературные вечера.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей-установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Из общего числа детей (176), посещающих наш детский сад в 2015-2016 учебном году -157 благополучных, 2- семьи находятся в социально-опасном положении. Социальный статус семей (по составу и роду деятельности) на конец учебного года выглядит следующим образом.

Уровень образования:

  • высшее- 95,
  • средне-профессиональное- 128,
  • среднее- 2,
  • учатся- 1.

Индекс «удовлетворённости» родителей деятельностью ДОУ

Распределение ответов родителей (законных представителей) на вопрос «На Ваш взгляд, в каком состоянии находится сейчас деятельность детского сада «Звёздочка»?»

        

На протяжении 2015-2016 учебного года года осуществлялось взаимодействие педагогического коллектива с родителями через организацию родительских собраний, бесед, консультаций, посещений занятий, в совместном труде по благоустройству ДОУ, изготавливая работы и домашние задания. Активно привлекались родители к спортивной жизни нашей ДОО. Вместе с нами они бежали на Кроссе нации, участвовали в спартакиаде «Малышок» (2 место). Регулярно принимали участие в массовой зарядке «Бодрое утро».

F:\Фото со мной\SAM_9208.JPG C:\Users\Admin\Documents\е.jpg C:\Users\Admin\Documents\к.jpg

Родители оказывали помощь в совершенствовании предметно – развивающей среды в группах, в подготовке учреждения к новому учебному году. Проводились совместные мероприятия, праздники, открытые просмотры, утренники: «День знаний», «День мамы», «Праздники осени», «Новогодние праздники», «8-ое Марта», праздник к 71-летию Победы в Великой Отечественной войне, были организованы дни открытых дверей.  https://yadi.sk/i/OVyvU6DdsNRuH 

F:\Фото со мной\IMG_1809.JPG F:\Фото со мной\IMG_1963.JPG F:\Фото со мной\IMG_2401.JPG

На будущий учебный год планируется более активное вовлечение родителей в работу детского сада с целью внедрения единой стратегии воспитания и развития детей в ДОУ и семье. Намечаются мероприятия, способствующие сохранению чувства сопричастности родителей к жизни ребенка, осведомленности о ней, поддержанию эмоциональной связи.

На базе группы «Колобок» была организована работа Клуба молодой семьи «Дружная семейка». Клуб включает в себя 23 семьи с детьми 3-4 лет. В течение года проведены 13 коллективных мероприятий в форме лекций, диспутов, соревнований, мастер-классов, организованы посещения детей на дому (3 семьи). Наиболее активное участие в деятельности Клуба проявили 68% членов. В перспективе планируется организовать данную форму работы на базе других групп с привлечением специалистов ДОУ и иных организаций.

C:\Users\Admin\Documents\й.jpg C:\Users\Admin\Documents\у.jpg C:\Users\Admin\Documents\ц.jpg

        Педагогами и специалистами организовано тесное сотрудничество с семьями, состоящими на учёте в ДОУ как социально-неблагополучные. https://yadi.sk/i/e6hrt_CLsNRK8  Были организованы посещения на дому (более 6 семей). С профилактической целью проведена консультативная и практическая помощь родителям (законным представителям) социально-опасных семей. Работа с такими семьями велась согласно индивидуальных программ реабилитации. Более 67 родителей, состоящих на учёте социально-опасных, активно включались в массовые спортивные и развлекательные мероприятия в течение года. Вопросам профилактики детской безнадзорности были посвящены дни открытых дверей ДОУ. В эти дни организованы открытые просмотры ООД с детьми, встречи с сотрудниками правоохранительных органов и органов здравоохранения. Эта тема рассматривалась на групповых родительских собраниях.

        Наш коллектив активно сотрудничал с МБОУ СОШ №1 по вопросам подготовки детей к школьному обучению. Прошла встреча старшего воспитателя с учителями начальных классов по вопросам изучения особенностей учащихся первых классов с учетом рекомендаций воспитателей детского сада.

F:\Фото со мной\IMG_3519.JPG D:\Фото\первый класс\036.JPG

В мае организованы мастер-класс учителя-логопеда и педагога-психолога с родителями (законными представителями) воспитанников «Как подготовить ребенка к школе?»

C:\Users\Admin\Documents\н.jpg  C:\Users\Admin\Documents\г.jpg

ВЫВОД: Опыт работы с родителями в 2015-2016 году показал, что позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Их интересуют проблемы патриотического, нравственного и эстетического воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.

Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально-педагогического партнёрства.

В статье представлен материал по решению образовательных задач в дошкольном учреждении с помощью современных подходов взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в расках социально-педагогического парт...

Методические разработки по теме: «Повышение профессионализма педагогов в организации позитивного взаимодействия с семьями воспитанников»

Методические разработки по теме: «Повышение профессионализма педагогов в организации позитивного взаимодействия с семьями воспитанников»Цель: Поиск эффективных форм взаимодействия и выработка  ст...

Опыт эффективных партнёрских отношений между семьями воспитанников и педагогами по формированию первоначальных учебных умений и навыков у дошкольников.

Создание условий для успешной адаптации  дошкольников к школьным условиям – наша общая цель. Общая цель – это работа детского сада, начальной школы и семьи....

Опыт работы "Взаимодействие с семьями воспитанников"

Опыт работы: "Взаимодействие с семьей"...

Организация работы ДОУ с семьями воспитанников раннего дошкольного возраста.

В статье рассказывается о вариативной форме работы с детьми от 1 года до 3 лет и их родителями - центр игрового развития. Материал знакомит с основными направлениями работы центра. В статье приводится...

Опыт работы «Взаимодействие с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС».

Опыт работы «Взаимодействие с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» С введением в действие Федерального государственного образовательного стандарт...