Поликультурный ребенок в современном ДОУ
консультация на тему

Четверткова Екатерина Николаевна

 

Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.

                                                 Э.К. Суслова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polikulturnyy_rebenok.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Поликультурный ребенок в современном ДОУ»

Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.

                                                 Э.К. Суслова

          Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.

Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям.

Очевидно, что многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде.

Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.

В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам.

 Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их - важнейшая задача. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками. Но эффективность использования любых средств во многом зависит от самого педагога, его профессиональной этики и нравственной культуры. Личность формируется только личностью, интеллект развивается только интеллектом.

 Это означает, что и этику межнационального общения детей дошкольного возраста невозможно сформировать без того, что бы этот процесс не превратился в личную цель самого педагога.

Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения к национальным ценностям, к истории родного края, ориентации его на диалог культур  в педагогическом  дошкольном учреждении. Конечно, это возможно в условиях реализации целей гуманистической системы образования, организацию педагогического процесса в соответствии с основными направлениями приобщения детей к различным аспектам многонациональной культуры, их современное развитие.

Поликультурное воспитание детей  мы осуществляем в трех направлениях:

  1. информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей т. д.);
  2. эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления – информационного насыщения – важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
  3. поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правила этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Для реализации этих трех направлений мы используем самые разнообразные средства, позволяющие включить ребенка в разные виды деятельности.

     Реализация данных направлений работы осуществляется через включение детей в следующие формы работы:

        

        

                                                                               

                

        

                

       Мы считаем, что данные формы работы объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Поликультурное воспитание подразумевает развитие у человека способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения. Отсутствие же должного внимания к поликультурной образованности людей приводит к социально-культурной нетерпимости и враждебности. В то же время лишь человек, глубоко уважающий и понимающий этническую самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.

В  Декларации прав ребенка сказано: «Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо другую форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей».

В своей работе мы формируем у детей  симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов, их функциональной значимости. Проявление заинтересованного отношении к жизни, культуре представителей иных этнических коллективов; отражение эмоционально – положительного отношения к ним в собственном поведении при непосредственном и опосредованном общении.

Таким образом, перед дошкольными учреждениями встает важная задача совершенствования учебно-воспитательного процесса по ознакомлению детей с национальными ценностями, как средством формирования нравственных ориентаций в полиэтнической среде на основе диалога культур. Необходимо   помочь детям – представителям разных национальностей, сблизить свои мировоззренческие, нравственные, эстетические взгляды, увидеть то общее в традициях, обычаях друг друга, что будет способствовать более глубокому взаимопониманию людей независимо от их национальной принадлежности.

Литература:

  1. Захарова  М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. – М.: школьная Пресса, 2010.
  2. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста / В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.
  3. Суслова    Э.    К.    Общение   с   людьми разных национальностей — важнейшее средство  интернационального  воспитания  дошкольников   //   Дошкольное      воспитание.—   1990. - № 6.
  4. Чумичева Р.М., Платонихина Н.А. Воспитание социокультурной толерантности у детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2012. - №11.

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 71 ОАО «РЖД»

Доклад  на тему:

«ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ РЕБЕНОК

В СОВРЕМЕННОМ ДОУ»

Составила:

Четверткова Екатерина Николаевна

Тула


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: « Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня  и здравоохранения и образования, гигиенической культуры , социально-экономичес...

Статья "Воспитание здорового ребенка в современном обществе"

Статья "Воспитание здорового ребенка в современном обществе"...

педагогический совет в ДОУ «Развитие личности ребенка в современных условиях с учетом полоролевого воспитания"

В латыни есть такое выражение: «MULTUM, NON MULTA», которое означает «многое в немногом». Профессиональное умение видеть многое в немногом характеризует педагогическую работу грамотного  педагога...

Воспитание здорового ребенка в современном обществе

Здоровье ребенка закладывается задолго до появления на свет, формируется в период детства и является показателем физического и нравственного состояния современного общества. Однако нынешнее состояние ...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В данной статье содержится материал для воспитателей и старших воспитателей...

Поликультурное воспитание ребенка в современном ДОУ»

Здесь представлена информация по поликультурной педагогике - сравнительно молодая отрасль научного знания. Содержание поликультурного воспитания строится вокруг четырех ориентиров: социокультурно...