Агрессивность
консультация на тему

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agressivnost_vse.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессивность.

Агрессивные дети достаточно часто встречаются в дошкольном возрасте. Симптомокомплекс «агрессивность» включает в себя такие характеристики, как недоброжелательность, враждебность, конфликтность. Агрессивность – качество личности, проявляющееся в действиях, направленных на демонстрацию превосходства в силе или применении силы к другими людям, нанесением им физического и морального ущерба.

Как правило, агрессивность – форма выражения враждебности к другим или к себе. Враждебность же, в свою очередь, может проявляться в лёгкой форме в виде недоброжелательности и в собственно враждебности, сопровождающейся подозрительностью, недоверием, злобностью. При этом нужно отметить, что враждебность не обязательно выливается в агрессию внешнюю, она может сдерживаться по различным причинам, однако такая сдерживаемая ещё опаснее проявляемой.

Агрессивность может носить как конструктивный, так и деструктивный характер. Конструктивная агрессивность выражается в стремлении человека к освоению и позитивному изменению мира, творческой самореализации. Однако нередко может встретиться и с деструктивной агрессией, разрушительностью во имя утверждения личных амбиций, защитой своего «Я», способом разрешения внутри личностных и межличностных конфликтов.

 В дошкольном возрасте наиболее часто можно встретиться со следующими формами агрессии:

  • Физическая (драки) – конфликтные ситуации со сверстниками ребёнок разрешает с помощью кулаков, есть дети, которые дерутся по несколько раз на дню, буквально изводят как сверстников, так и воспитателей своей драчливостью; причём в целом ряде случаев агрессивность сопровождается задиристостью, когда сам ребёнок «задирает» других, провоцирует их на конфликт, и тут же разрешает его посредством драки, пока в этот процесс не вмешаются взрослые;
  • Разрушительность – может быть ненамеренной, как реакция на неудачу, например, ребёнок строит домик, он не получается, в сердцах малыш разрушает свою постройку; возможны проявления спонтанной скользящей разрушительности, когда ребёнок в состоянии аффекта срывает зло на всех предметах, попадающихся под руку. Данная форма агрессии может носить и преднамеренный характер, когда дошкольник специально вклинивается в игру сверстников, разрушает постройки, раскидывает игровой материал, причина – зависть, приводящая к желанию навредить, тем самым привлечь к себе внимание;
  • Вспыльчивость – мгновенная эмоциональная реакция, выливающаяся в физическую, устную агрессию или разрушительность;
  • Непослушание – «неорганизованность». Непослушание выступает как форма агрессии, когда она носит произвольный намеренный характер и выражает протест ребёнка на действия взрослых (сделать назло, настоять на своём, не подчиниться);
  • Устная – выражается в крике, брани, оскорблениях и др.

Обратимся к некоторым причинам возникновения и проявления агрессивности.

Чаще всего причины кроются в системе детско-родительских отношений, конкретнее, в недостатке любви со стороны значимых взрослых. Это происходит в тех случаях, когда ребёнок воспринимается как нежеланный ещё до рождения. Возможны ситуации, когда такая нежелательность появляется позже. Ребёнок начинает «мешать», раздражать, что порождает недоброжелательное, а иногда и жестокое к нему отношение. В результате у малыша возникает чувство незащищённости, «брошенности», и он вынужден реагировать агрессивно, чтобы как-то утвердить себя. Поэтому нередко подобное поведение – это способ привлечь к себе внимание, добиться любви: «Пусть лучше кричат, ругают, наказывают, чем не обращают внимания».

Другой причиной агрессивности является стремление ребёнка к автономии, самостоятельности, ограждению своего «Я». Нередко это выступает как защита в ситуации давления, ограничения желаний, унижения личности. Прямые запреты без рационального обоснования, насмешки над неудачами, иронизирование и др. приводят к актуализации защиты: ребёнок встаёт в угрожающую позу или применяет устную и физическую агрессию.

В качестве причины агрессивности может выступать и провоцирование ребёнка на её проявление. Например, в ситуации угрозы при незнании и неумении реагировать по-иному он реагирует соответственно агрессивно.

Также причину можно выделить в дисгармоничности внутреннего мира ребёнка, расплывчатость, несформированность его «Я-концепции». Расплывчатое представление о себе, сопровождающееся неуверенностью и тревожностью, стимулирует дошкольника на то, чтобы избавиться от этого неприятного состояния путём ощущения силы «Я», приобретения уверенности и снятия тревожности пусть и на короткий срок. Сделать это можно за счет агрессивности, выложившись в крике, драке, разрушительности до конца, т.е. разрядившись.

Агрессивность поведения может побуждаться и трудностями в общении со сверстниками в сочетании с неумением добиваться относительно высоких результатов в различных сферах. Известно, что ребёнок развивается нормально, когда ему обеспечен успех и признание в группе. В противном случае возникает внутренняя напряженность, конфликтность, которая стимулирует желание добиться успеха и признания в группе негативными способами, т.е. через агрессию.

Наконец, агрессивное поведение может проявляться ситуативно в результате утомления, перенапряжения, болезни и т.п.

Таким образом, важным условием преодоления агрессивности является выявление конкретных ее причин и доминирующих форм агрессивного поведения у того или иного ребёнка.

 Если агрессивность порождается неоптимальностью «Я-концепции» ребёнка, то основное внимание должно быть обращено на стабилизацию внутреннего мира, представления о себе, повышения уверенности.

 Там, где имеет места нарушение системы детско-родительских отношений, следует попытаться позитивно повлиять на данную сферу с целью коррекции самой системы отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое обследование детей по проблемам агрессивного поведения.Практические рекомендации по профилактике агрессивного поведения.

            Психодиагностическое исследование состояло из трех этапов:1. Сбор анамнестических и психодиагностических данных с использованием психодиагн...

Агрессивное поведение. Причины. Приемы работы с агрессивными детьми.

Даны рекомендации для воспитателей по работе с агрессивными детьми, а также коррекционные игры, которые можно проводить в группе детей....

Агрессивное поведение. Рекомендации родителям агрессивных детей.

Большинство родителей, сталкиваясь с агрессивным поведением своего ребенка, не придают этому факту особенного значения, считая, что такое поведение свойственно многим маленьким детям. Они думают...

Агрессивное поведение ребенка дошкольника. Коррекция агрессивного поведения у детей

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от живот...

Агрессивные дети. Психокоррекционная работа с агрессивным ребенком.

Агрессия – отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящее. Агрессивный ребенок часто чувствует себя...

Детская агрессивность. Психологическая коррекция агрессивности у дошкольников

Особенности психологического развития детей дошкольного возрастаПонятия «агрессия» и «агрессивность». Классификация видов агрессии Причины возникновения агрессивности и особенности ее проявл...