Музыкально-дидактические игры.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Дьячкова Ольга Алексеевна

Важным средством развития музыкальной деятельности дошкольников являются музыкально\дидактические игры. Основное их назначение – привить любовь к музыке в доступной для них  форме. Ценность м\д\ игр  в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают интерес, желание участвовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz.did_._igry.docx21.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально\ дидактические игры в практике воспитателя.

      Виды самостоятельной деятельности ребёнка в детском саду разнообразны. Среди них  - музыкальная.  Важным средством развития музыкальной деятельности дошкольников являются музыкально\дидактические игры. Основное их назначение – привить любовь к музыке в доступной для них  форме. Ценность м\д\ игр  в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают интерес, желание участвовать. При этом развиваются необходимые навыки музыкальной деятельности: звуковысотное восприятие, чувство ритма, гармонический слух, чувство лада, темпа.  Формируются такие черты характера, как  творческая активность,  внимание,  инициативность, самостоятельность.    Игровая ситуация создает психологическую установку, «настраивает» психику ребёнка на музыкальную деятельность. Искусство и игру роднят свобода творчества, эмоциональная насыщенность, условность действий, ситуаций, языка, обобщенное представление окружающей действительности, получение удовольствия, обязательное выражение отношения к происходящему и выявление личностного смысла. Дидактические игры могут быть разными: построенные на фольклорном материале, игры – превращения, игры – миниатюры,, игры – этюды, психогимнастика.

        Музыкально\дидактические игры используются и во время НОД, и в свободной деятельности во всех возрастных группах, и с учетом индивидуальных особенностей детей. Впервые определённая игра проводится  в НОД, в дальнейшем – организуются в группах под руководством воспитателя. Результативность обучения в м\д\ игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в ней. В процессе игры создаются условия для того, чтобы приблизить , расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Руководя игрой, воспитатель следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры. В самостоятельной игре детям характерно подражание  взрослым, поэтому воспитатель обращает внимание, чтобы ребёнок, следуя образцу воспитателя или других детей, проявлял инициативу, выдумку, элементы творчества.

Музыкально\дидактические игры, находящиеся в музыкальных уголках, надо периодически менять, учитывая интересы и желания ребят. Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать стихийности. Ведь музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности. В ходе игры складываются отношения между детьми, проявляются черты характера. Вот почему воспитатель пристально, внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь. Например, тактично ввести очерёдность в выборе ведущего, умело объяснить, что все в игре подчиняются общим правилам.

 Организуя музыкальные игры, необходимо предоставить детям больше самостоятельности. практика показывает, что , чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, отзывчивее, добросовестнее они относятся к игре. в игре возникают определённые формы общения детей. Наблюдая за детьми , можно заметить, что хорошо организованная игра на следующий день повторяется в новом составе. это понятно: все старались, ещё вчера они договорились, кто на каком инструменте будет играть, ещё вчера выбрали нового ведущего. Таким образом, у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи, а также обмен игровым опытом.

        Воспитывая у ребёнка творческое отношение к игре, необходимо педагогу больше импровизировать. Предлагая детям свободу и самостоятельность, контролировать их и поощрять.

Нашим воспитателям знакомы такие игры, как:

«Ты стучи-ка, ложка, тише»,  «Трубы и барабан», «Тихие и громкие звоночки», «Птицы и птенчики», «Чудесный мешочек», «Где мои детки»…  - младший дошкольный возраст.

«Ну-ка, угадайка», «Музыкальный молоточек», «Тише-громче в бубен бей», «Узнай по голосу», «Кто в домике живет», «Прогулка»,  «К нам гости пришли», «Что должна делать кукла?», «Кого встретил Колобок?», «Угадай, на чем играю» … - средний возраст.

«Музыкальные загадки», «2 барабана», «Кулачки и ладошки», «Догадайся, кто поёт?», «Бубен или погремушка», «Громко-тихо запоем», «Что делают в домике?», «Повтори»,  «Мотылёк», «Найди зайчонка»… - старший дошкольный возраст.

«Загадай песню»,  «Сколько нас поёт», «Бубенчики»,  «Наш оркестр», «Охотники и зайцы», «Ребята и слонята» . С использованием ложек: «Эхо», «Цепочка», «Вопрос - ответ», «Звонкая парочка», «Ложки по кругу»… - подготовительная к школе группа.

Хотелось бы порекомендовать воспитателям и такие д\и, для проведения которых нужны яркие, красочно оформленные, пособия. Это, например: «Весёлые ладошки»

Цель: Учить определять характер музыки (что делают ладошки: спят, гуляют или пляшут), выполнять движения ладошками в соответствии с музыкой , развивать коммуникативные навыки, моторику рук (сыграть можно на металлофоне, импровизируя её характер)

Материал: Вырезанные из картона ладошки с изображением забавных мордочек, к ладони прикреплен браслетик из резинки.

«Музыкальный зонтик»

Цель: Учить чувствовать и воспроизводить метрический ритм стихов и музыки. Развивать слуховое внимание, чувство ритма, воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.

Материал: Детские муз. инструменты: бубен, барабан, ложки, колокольчик, маракас, румба и др. шумовые инструменты. Зонтик , на грани которого приклеены эти муз инструменты, вырезанные из цветной самоклеящейся бумаги.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель вращает зонтик, сопровождая словами: Зонтик медленно вращаем.

                   Ручкой глазки закрываем,

                Зонтик будет выбирать,

                На чем тебе сейчас играть.

По окончании стихотворения дети открывают глаза и берут ту игрушку, изображение которой видят напротив себя. Аккомпанемент любой музыки в записи.

Очень интересны будут детям и игры без использования атрибутов.

«Передай ритм»

Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Воспитатель (последний в цепочке) отстукивает ритм по плечу того, за кем стоит. А тот передает ритм следующему ребенку. Последний ребёнок ( стоящий впереди всех) отхлопывает ритм в ладоши.

«Барабанщики»

Дети стоят друг за другом в колонну. Под звуки барабана или бубна идут по группе. Как только меняется. ритмический рисунок, останавливаются и поворачиваются лицом к центру По очереди имитируют игру на барабане (или хлопают в ладоши). Тому, кто точнее  передаст заданный ритм, дают настоящий барабан. Он идет впереди колонны и играет на настоящем барабане.

Чиж

Дети по - одному идут в кругу и напевают:

        По дубочку постучишь –

        Вылетает пёстрый чиж

        У чижа, у чижика хохолочек рыженький

        Чиж, чиж, вылетай себе пару (тройку) выбирай.

(Дети становятся в пары или в тройки).

Должны понравиться детям и взрослым д\игры: «Когда начинают звучать предметы», «Музыкальный театр», «Передай эту песенку по кругу»  М. р.-2008-4-24.

«Хитрая шляпа», «Конкурс певцов» - М.р.-2009-4-22

«Сладкий колпачок», «3 медведя»,  «Музыкальное окошко», «Весёлые подружки», «Звонкие гудки», «Музыкальная поляна», «Цветик - семицветик»,  «Глашенька учит танцевать», «Музыкальный секрет» и др. -  в сборнике З. Я. Роот «Музыкально – дидактические игры для детей дошкольного возраста». М. «Айрис пресс», 2004г.

При проведении музыкально-дидактических игр в группе с воспитателем дети  не только закрепят необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и научатся любить, ценить и понимать музыку.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов...

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие представлений о различном характере музыки...

Музыкально-дидактическая (авторская) игра "Солнечные лучики"

Музыкально-дидактическая (авторская ) игра "Солнечные лучики" для тетей старшего дошкольного возраста....

Музыкально-дидактическое пособие "Играйте музыку и будьте здоровы"

Пособие направлено на воспитание бережного отношения к природе, к предметам русской культуры,  влияющих на здоровье человека....

Музыкально-дидактические видео-игры для детей младшей и средней группы.

Важнейшем средством развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактическим игры, позволяющие в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры...

"Угадай музыкальный инструмент" музыкально -дидактическая видео игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Играем дома в музыкальные игры!Музыкальное образование предполагает всестороннее развитие ребенка, а если он получает его в игровой форме, то эта двойная польза для ребенка.В игре ребенок познает мир,...