Цикл занятий по ТРИЗу
план-конспект занятия на тему

Львова Галина Васильевна

Очень полезный для работы цикл занятий по ТРИЗу на тему: "Я - это кто?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_zanyatiy_po_trizu_ya_eto_kto.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ “Я - ЭТО КТО?”

Для проведения описанных ниже занятий с детьми дошкольного возраста вам потребуются следующие материалы:

фланелеграф или наборное полотно для наглядного материала (рисунков, иллюстраций, фотографий);

лист ватмана с незаполненными экранами системного оператора (в экранах пролетайте заранее прорези для наглядного материала или другой способ его закрепления);

“телевизор” - рамка, коробка или просто лист из любых материалов с отверстием - экраном;

анатомический атлас человека;

набор карточек, (рисунков, фотографий, открыток, иллюстраций) с изображением:

а)        человек от рождения до преклонных лег;

б)        групп людей в разном возрасте: ясли - детский сад - школа - институт - рабочие места (любые);

в)        одежды человека в разных возрастных периодах (и моде);

г)        плода человека в разных стадиях развитая;

д)        человеческого лица (можно детского), символизирующего различные настроения, состояния.

1-е занятие

Цель:

Учить, используя генетический подход, показывать становление системы, последовательность и особенность ее поэтапного развития (качественные изменения).

Материалы: куклы в одежде мальчика и девочки, рулонная бумага, клей, фланелеграф, карточки.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть куклы. Определить различия в них (одежда, прическа...) и далее, чем отличаются куклы от живых детей? Задается вопрос, какая разница между куклой и грудным ребенком?

-        Ребенок сам двигается, ходит, разговаривает, растет.

-        Ребенка надо купать, кормить, а иначе он не выживет, будет болеть.

-        Кукла внутри пустая, а у детей внутри желудок, мозги.

-        Кукла рождается сразу, такая как есть, а ребенок маленьким, а потом растет.

-        С куклой что хочешь, то и делаешь, она послушная. А у ребенка свой характер, он может не соглашаться, противиться.

В конце - концов дети приходят к выводам, что с ребенком труднее, но интереснее.

-        А давайте посмотрим, - продолжает воспитатель, - как растет ребенок. У меня есть фотографии (показывает) или кто то из вас хочет, чтобы о нем поговорили? (Дети выбирают).

Подсистемные признаки человека лучше показывать на самом ребенке, сравнивая его с взрослым (сотрудник детского сада), или с ребенком более младшего возраста.

Одежда рассматриваемого ребенка должна быть минимальной. Если все дети захотят, чтобы их рассматривали, можно просто выбрать мальчика и девочку, или ребенка соседней группы.

-        Посмотрите, сколько ему здесь лет, - продолжает воспитатель. - А каким он был раньше? Сколько ему было лет? А здесь?

Дети предлагают: ходил в младшую группу, в ясли, был младенцем, новорожденным.

По ходу ответов воспитатель ставит в соответствующей последовательности карточки слева от первой. Варианты ответов детей зависят от изображений на картинке. Иногда они сами выходят на период до рождения человека, а если нет, то воспитатель сам продолжает эту линию, объясняет и показывает стадии развития плода вплоть до клеточного. Еще можно задать вопросы на выявление отличительных признаков между двумя возрастами детей.

-        Теперь вы видите, каким был наш герой и каким стал? Что самое главное с ним происходило за все это время? (- Он рос). А дальше он будет расти, взрослеть? Каким он будет? Как мы его будем называть?

Дети перечисляют этапы: школьник, студент или рабочий, пенсионер. Параллельно ответам детей воспитатель сам или ребенок вставляет в экраны карточки. Здесь также можно задавать вопросы об отличительных признаках между разными возрастами.

-        Смотрите, какая длинная линия жизни получилась! От зародыша до староста. А у кого еще бывает такая длинная линия жизни? Кто рождается, взрослеет, стареет?

Дета называют животных, растения, проводят аналогии:

-        Это как поезд длинный, вагончиков много, а пассажирами в нем могут быть только те, кто растет: деревья, птицы, цветы.

-        А еще на длинный автобус похоже и пассажиры в окна смотрят.

-        На книжку-раскладушку. На диафильм.

Воспитатель: А давайте наклеим эти картинки на длинный лист бумаги и получится у нас “диафильм”; его можно будет показывать по нашему “телевизору”.

Дета с воспитателем аккуратно, не нарушая последовательности, наклеивают карточки. Параллельно или по окончании этой работы воспитатель обсуждает с детьми следующую тему (проблему).

-        Скажите, а вы знаете, как зовут нашего героя? А как будут звать Петю, когда он вырастет? Имена меняются у людей в течение жизни? И да, и нет. А как вы зовете своих родителей?  (- Мама, папа). А имена у них есть? И т. п.

Домашнее задание: узнать, как звали родителей в детстве, как будут звать детей в будущем, когда они вырастут.

2~е занятие.

Цель:

Используя генетический и функциональный подходы, показать смену поколений человека (замену одной системы другой), подвести к пониманию зависимости в оценке деятельности человека (функций системы) от пользы, которую эта деятельность приносит для других.

Материал: 3- 4 портрета ученых, писателей, воспитателей, учителей с образцами или изображениями всех известных (в том числе детям) результатов их деятельности; “диафильм” по 1-му занятию.

Сначала воспитатель предлагает вспомнить домашнее задание. Дети называют свои имена, отчества, как зовут родителей. Говорят о бабушках, дедушках даже о тех, которых сейчас уже нет. Если дети принесут фотографии родни, рассмотрите их.

-        Вот прожил человек жизнь, - продолжает воспитатель, - а что дальше? Жизнь кончилась и все? Что-нибудь осталось, как вы думаете?

-        У них дети остаются, внуки. А у них потом гоже дети, внуки.

-        Правильно, они даже похожи друг на друга, (можно снова покрутить “диафильм”, но это уже будет как бы история про сына или внука Петра Ивановича). Кто из вас похож на маму, папу? А на дедушку, бабушку?.. Как же эта похожесть передается от отца к сыну или дочери, а также от матери?

-        Хотите, раскрою секрет? Вот эта малюсенькая клеточка - волшебная. Она самая маленькая в природе. В ней слились две клеточки-малышки - папина и мамина. И волшебство нашей клеточки заключается в том, что она помнит все папины и мамины
черты. И с этими чертами она растет, получается ребеночек. И не только лицом вы можете быть похожи, но и цветом волос, цветом глаз, фигурой, походкой, характером.

Дети обсуждают, что все это передается не только от родителей, а и от бабушки и дедушки, вспоминают случаи из жизни, своих родственников, знакомых.

-        А еще о человеке остаются в памяти у людей его добрые дела. Люди помнят все хорошее, что сделал человек, даже если его давно уже нет.

Далее воспитатель показывает портрет и рассказывает, например:

•        К. Э. Циолковском, он придумал космические корабли, а теперь люди летают в Космос;

•        К. И. Чуковском. Воспитатель с детьми называют известные его произведения, читают некоторые по выбору. (Можно любого другого писателя пли поэта).

Можно прослушать музыку знакомого композитора, рассмотреть выпускные фотографии воспитанников детского сада, знакомой учительницы.

В конце занятия подводится итог, что человека может и не быть, а память о нем живет в детях, внуках, других людях. И чем больше и важнее его дела, тем больше людей помнят о нем. Одновременно подчеркивается важность любых дел, в том числе профессий, и разное отношение к любимому и не любимому
делу.

3-е занятие.

Цель:

Используя компонентный подход, рассмотреть наличие составных частей системы, их системные признаки, свойства, а также отличительные и схожие черты в сравнении с другими системами.

-        А сейчас, дети, немного математики. Я хочу предложить вам необычный счет. Хотите? Вас можно сосчитать? Давайте сосчитаем, сколько у нас девочек?.. А теперь мальчиков?.. Кого больше, девочек или мальчиков? А на сколько больше? И как
проверить? Станьте парами - мальчик с девочкой. Сколько осталось? (Эту задачу можно предложить решать через противоречия, чтобы дети сами вышли на решение о том, что нет необходимости считать всех и от большего числа отнимать меньшее -нужно просто сосчитать остаток).

Воспитатель предлагает всем сесть, а одного из ребят оставляет.

-        Скажите, одного мальчика (девочку) можно сосчитать? (Дети рассматривают). Чего у него больше, рук или ног?

-        Одинаково, по две.

А что еще у него по два?

Дети отвечают: уши, глаза, ресницы, брови, дырки в носу.

-        А что у него по одному?..

Далее воспитатель задает вопросы типа: чего больше, глаз или носов? Чего меньше, ног с руками или ушей? Чего у него и у вас больше чем по два? На руках у вас по пять пальцев, а на ногах? Чего у вас столько же, сколько пальцев на руке?

-        Вот сколько разного насчитали, а человек - один! Хотите загадку? Один плюс один, плюс два, плюс два? (имеются в виду ближайшие подсистемы человека).

-        Человек.

Один, плюс один, плюс один и еще один, и еще один?

-        Пальцы.

-        Пять пальцев, а рука с ними всего одна! А вот еще: один плюс один, плюс один, плюс два, плюс два, плюс много-много?..

-        Голова.

-        А волосы можно считать и как?

Дети предлагают ответы типа: голову измерить, по одному откладывать, по одному выдергивать (предложите проделать это на его голове - откажется!).

Здесь также можно выходить на противоречие и решать задачу.

-        Какие волосы лучше считать, прямые или кудрявые? А каких больше? (Предлагаются для сравнения две ребячьих головы). Чем отличаются эти волосы?

-        Пушистостью, у Тани много воздуха в волосах и они всегда пушистые, кудрявые.

-        Нет, они кудрявые потому, что похожи на облачко, прозрачные.

-        Они кудрявые, поэтому пушистые.

-        А теперь, чем отличаются эти волосы? (Дети сравнивают волосы с короткой стрижкой у мальчика и длинной у девочки.)

-        У Ани длинные волосы, у девочек всегда длинные волосы, а у мальчиков коротенькие.

-        У девочек тоже бывают коротенькие и вообще, волосы - это не главное.

А чего еще много в человеке?.. А какие внутренние органы вы знаете?

Ответы детей: желудок, живот, горло, мозги и т. п.

Воспитатель предлагает посмотреть анатомический атлас человека. Это необходимо, так как знания детей в средней группе о внутренних органах чаще на уровне “большого мешка” (это живот, который надувается, когда много кушаешь)...

По ходу осмотра картинок воспитатель отвечает на многочисленные вопросы детей, для чего нужен каждый орган. Здесь же можно обратить внимание на то, чем же все-таки мальчик отличается от девочки, что самое главное в отличиях (а то малыши говорят - платье), подчеркнуть, что девочка будет мамой, ей рожать ребеночка.

Обычно этот этап занятия затягивается вопросами – дети хотят все увидеть. Поэтому проследите, чтобы детям было удобно сидеть, передвигаться, менять место. Главное, чтобы “Атлас” был виден всем.

Просмотр “Атласа” можно сопровождать показом на желающем ребенке что и в каком месте из внутренних органов находится. Здесь же можно обратить внимание на взаимосвязь состояния подсистемных элементов, в том числе внутренних, с поведением человека в целом, как системы: если заболит что-то одно, то плохо бывает всему организму. Можно вспомнить, у кого недавно болело, как он себя при этом чувствовал. Можно обратить внимание на действия врача, который по внешним признакам определяет внутренние источники болезни.

Домашнее задание: рассмотреть подсистемные признаки (части тела) мамы, папы, других родственников. Сравнить размеры ладоней, рук, ног, высоту человека. Помериться силой. Подумать, почему папа сильнее мамы. Спросить, что нужно делать, чтобы стать сильным и крепким.

4-е занятие.

Цель:

Используя структурный и функциональный подходы, подвести к пониманию зависимости выбора надсистемы или оценки деятельности человека от углов зрения (критериев, взглядов).

Материалы: фланелеграф, набор карточек, “диафильм” от 1-го занятия.

-        Ребята, в прошлый раз мы рассмотрели из чего состоит человек. Скажите, частью чего является сам человек? А где сейчас каждый из вас находится? В группе. Можно сказать, что каждый ребенок - это какая-то часть всей группы. Соберитесь вместе, вот какая вы плотная группа.

-        Давайте еще раз посмотрим наш “диафильм” и подумаем, частью чего является ребенок, взрослый?

Рассматривают все вместе надсистемы разных временных этапов, рис.

Каждый из этих этапов (в системе и надсистеме) можно рассматривать отдельно по желанию детей в свободное от занятий время. Схема остается на фланелеграфе (“телевизоре”).

Если в качестве примера рассмотреть с детьми надсистему женщины, можно спросить, где чаще всего и с какой целью бывает женщина, много женщин, в каком качестве? Дети отвечают, что в магазине, больнице, школе, в очереди...

Если рассмотреть мужчину, то в его надсистеме дети называют: футбол, хоккей, стройку.

По ходу рассмотрения экранов дети определяют, что делают взрослые на той или иной работе, в том или ином месте.
Подчеркивается вывод, что каждый взрослый и ребенок в зависимости от места нахождения по разному называется и выполняет разные функции.

5-е занятие.

Цель:

С помощью функционального подхода показать, что результат действия зависит от способа выполнения. Что разным системам для достижения одинакового результата необходимы разные усилия.

Сначала можно вспомнить с детьми домашнее задание, в котором они сравнивали взрослых и детей, стариков и младенцев. Поговорить, чем отличаются, почему говорят “что малый, что старый". Обсудить, что делает младенец, ребенок, старый
человек. Вспомнить их любимые дела и то, чем они обычно при этом пользуются. Выслушать рассказы детей, как и что любят делать их родственники: брат, сестра, дедушка, бабушка. По ходу рассказов можно заполнять экраны системного оператора.

Обращается внимание и подводится итог, что руки, ноги у маленьких слабые, не окрепшие, не ловкие - если и хотят что- то сделать, да не слушаются, не научились. С малышками нужно обращаться осторожно, не повредить. Надо помогать им, учить. У стариков, наоборот, руки и ноги уже слабые, все органы старые, болезненные. Стоять в автобусе им трудно, глаза видят плохо, дорогу переходить страшно. Как помочь?

Дети рассказывают случаи из жизни, когда они сталкивались с этой проблемой.

В конце этапа обсуждения подводится итог, почему к малышам и старикам надо относиться бережно, чутко.

-        Скажите, ребята, всегда ли нужна большая сила? Вы можете открыть дверь? А если она закрыта, что вы будете делать?

Далее идет обсуждение с детьми, подводится итог, что результат зависит от характера, способа выполнения, намерений; одного и того же можно добиться разными путями с разными затратами.

-        Дети, помните, вы сравнивали кто больше и кто сильнее: папа или мама? Кому легче переносить тяжелые вещи и почему?.. Мама может делать тяжелую работу? Да, может, только сил она потратит намного больше, чем папа, устанет быстрее, состарится раньше. Наши мальчики, будущие папы, будут помогать девочкам? А своим мамам?

-        Скажите, что нужно, чтобы поддерживать силу, здоровье, быть всегда крепким? Дети отвечают: делать зарядку, заниматься физкультурой, мышцы накачивать, много плавать, хорошо кушать, отдыхать.

6-е занятие.

Цель:

Дать детям понятие, что одна и та же система не оценивается однозначно. Угол зрения на систему зависит от взглядов того, кто на нее в это время смотрит.

-        Ребята, давайте вспомним, как вас называют дома папа, мама? (Сынок, дочка, малыш, ласточка, киса). А в детском саду вы кто? Я, например, дома мама, а в детском саду? (Воспитательница). Кто знает, кто вы в детском саду? (Воспитанники).
Посмотрите, как интересно, один и тот же ребенок и взрослый в разных местах называются по разному. А еще кто как вас зовет?

-        Дедушка с бабушкой - внуком или внучкой.

-        Тетя с дядей - племянником.

-        Крестная - крестничек.

-        У меня есть дядя знакомый, он зовет меня тезкой, так как имена у нас одинаковые - Денис.

-        А если вы пойдете к врачу, там вы кто?

-        Больной, пациент.

-        А в магазине? (Покупатель). На стадионе? (Болельщик).

По ходу ответов детей можно ставить на фланелеграф карточки, изображающие разные места работы и отдыха.

-        В детском саду я воспитатель, дома мама, а для папы, я кто? (Жена). Если я пойду в магазин работать, кем я буду? (Продавец). А у кого мама в магазине продавцом работает?.. Для тебя она кто?.. А для дедушки, бабушки, папы?

Ребята рассматривают карточки, вспоминают кем работают родители, как называются их профессии.

-        Когда вы станете взрослыми, сколько профессий сможете освоить, кто кем хочет быть? От чего зависит название профессии? От того, что человек делает. А может случиться так, что человек называет себя, например, художником, а рисовать не умеет? Вот у меня есть знакомая девушка, она хорошо вышивает, все про нее говорят, что она настоящий художник. Еще можно про кондитера сказать, что она художник, так как она рисует кремом на тортах. Обсуждается мысль, что если человек делает свое дело хорошо, то про него можно сказать - мастер, художник.

В заключение занятия подводится итог. Воспитатель с детьми определяют какая же самая главная “профессия” (где бы он ни работал - дома он превращается в папу и маму - вот какая самая главная профессия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 1 "Страна волшебная - здоровье"

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЗанятие 1 "Страна волшебная - здоровье"...

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 2 "С утра до вечера"

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 2 "С утра до вечера"...

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 3 "Красота тела и души"

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 3 "Красота тела и души"...

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 4 Будем стройные и красивые

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 4 " Будем стройные и красивые"...

Цикл занятий для работы педагога-психолога с детьми 6-7 лет по подготовке их к школе с использованием методов "ОТСМ-ТРИЗ-РТВ"

Цель этих занятий - формировать психологическую и мотивационную готовность детей 6-7 лет к обучению в школе. На этих занятиях дети овладевают основными универсальными учебными навыками будущего школьн...

Цикл занятий для работы педагога-психолога с детьми 6-7 лет с использованием методов «ОТСМ – ТРИЗ – РТВ».

Цикл занятийдля работы педагога-психолога с детьми  6-7 лет по подготовке их к школе с использованием методов «ОТСМ – ТРИЗ – РТВ». (общая теория сильного мышления (ОТ...