Консультация Кризис 3 лет
консультация на тему

Чепрасова Людмила Викторовна

Это один из самых известных и изученных кризисов развития маленького человечка. И это хорошо: можно найти много информации, узнать разные точки зрения, тщательно подготовиться к такому периоду в жизни своего малыша. Но есть и другая сторона вопроса: кризис трех лет отличается от того, что происходило в возрасте одного месяца (так называемый кризис новорожденности) или годика (кризис одного года). Если предыдущие два «переломных» момента могли пройти относительно гладко, первые акты протеста носили еще не столь активный характер, а в глаза бросались лишь новые умения и навыки, то с кризисом трех лет ситуация более сложная. Пропустить его практически невозможно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_treh_let_5.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Кризис трех лет

Это один из самых известных и изученных кризисов развития маленького человечка. И это хорошо: можно найти много информации, узнать разные точки зрения, тщательно подготовиться к такому периоду в жизни своего малыша. Но есть и другая сторона вопроса: кризис трех лет отличается от того, что происходило в возрасте одного месяца (так называемый кризис новорожденности) или годика (кризис одного года). Если предыдущие два «переломных» момента могли пройти относительно гладко, первые акты протеста носили еще не столь активный характер, а в глаза бросались лишь новые умения и навыки, то с кризисом трех лет ситуация более сложная. Пропустить его практически невозможно.

Как и в случае с кризисом 1 года, данный кризис не обязательно наступает ровно в три года. Последние годы у многих детей он наступает раньше, особенно если ребенок рано начинает посещать различные дошкольные учреждения.

Послушный трехлетка – явление почти такое же редкое, как и покладистый и ласковый подросток. Такие особенности кризисных возрастов, как трудновоспитуемость или конфликтность с окружающими в данный период впервые проявляются реально и в полном объеме. Недаром кризис трех лет называют иногда еще возрастом строптивости. К тому моменту, как ваш малыш соберется отмечать свой третий день рождения (а еще лучше, на полгодика пораньше), полезным для вас будет знать весь «букет» признаков, по которым определяют наступление этого кризиса - так называемое «семизвездие». Представляя, что значит каждая составляющая этого семизвездия, можно успешнее помочь ребенку перерасти трудный возраст, а также сохранить здоровой нервную систему - и его, и свою.

Симптом

Проявление в поведении

Цель поведения ребенка

Негативизм

Стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям взрослых.

При ярких формах негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый (например, у него лев – это собака, сыр – это масло и т.д.)

Выразить свое отношение к другому человеку.

Стремление доказать свою независимость от взрослого.

Упрямство

Ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал.

Желание быть признанным как личность.

Ребенок хочет, чтобы с его мнением считались.

Строптивость

Протест ребенка направлен не против конкретного человека, а против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего «не нравится».

Стремление к выработке собственных норм и правил.

Своеволие

Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.

Стремление к самостоятельности.

Обесценивание

Обесценивается все то, что раньше было интересно, привычно и дорого. Любимая игрушка становится плохой, ласковая бабушка – противной, родители – злыми. Ребенок может обзывать близких людей бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Может бить, ломать любимые игрушки, отказываться играть с ними.

Желание отстоять свою точку зрения.

Протест-бунт

«Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». Он постоянно ссорится с ними, ведет себя агрессивно.

Желание отстоять свою точку зрения.

Деспотизм

Вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, иначе взрослых ждут истерики, слезы, крики и т.п. Ребенок диктует окружающим нормы и правила поведения. Если в семье есть другие дети, может проявляться ревность или агрессивность в отношении к ним, требования постоянного внимания к себе.

Развитие управленческих навыков.

 

Тот или иной симптом в зависимости от многих факторов у разных детей может быть выражен в разной степени.

Однако знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно. Ведь это поможет сформировать вам правильное отношение к происходящему: малыш ведет себя так отвратительно не потому, что он сам «плохой», а просто потому, что пока не может по-другому. Что же делать в такой ситуации?

 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И БЛИЗКИХ МАЛЫША:

  1. Не вступайте в дискуссии с ребенком и ничего не предпринимайте, пока малыш полностью не успокоится.
  2. Во время приступа истерики оставайтесь рядом с ребенком. Успокоить ребенка можно разными способами: оставаясь спокойным, не реагировать на истерику, или «пожалеть» ребенка (обнять, посадить на колени, погладить по голове), или отвлечь, переключить внимание.
  3. Если истерика произошла в людном месте, уведите ребенка из него.
  4. Будьте последовательны и настойчивы. Если сказали «нет», то не уступайте его капризам. Помните: ребенок как бы испытывает ваш характер, проверяя на несколько раз в день– действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером.
  5. Дайте ребенку возможность проявить самостоятельность. Не вмешивайтесь в дела ребенка, если он не просит помощи.
  6. Ребенок имеет право на собственное решение. Но вы можете схитрить, предложив ему два варианта: рисовать фломастерами или карандашами, гулять во дворе или в парке, есть из синей или из зеленой тарелки. Вы сбережете нервы, а ребенок получит удовольствие и уверенность в том, что с его мнением считаются.
  7. Дайте ребенку возможность самому принимать решения, уступайте ему в «мелочах», позвольте ему совершать ошибки. Определите для себя те границы, выходить за которые ребенок не имеет права. Категоричность возможна лишь в ситуациях, опасных для жизни и здоровья самого ребенка или других людей.
  8. Относитесь к ребенку, как к равному. Спрашивайте разрешения взять его игрушку; обязательно благодарите, если он чем-то помог; не навязывайте своего решения, лучше предложите альтернативу.
  9. В случае запретов обязательно нужно говорить о том, что в таком случае можно.
  10. Инсценируйте конфликтные ситуации в «безопасных» условиях, когда вы никуда не торопитесь и можете выбирать несколько вариантов. Пусть ребенок побудет в роли родителя, а родитель – в роли ребенка.
  11. Разыгрывайте с куклами или мягкими игрушками конфликтные ситуации.

 

В кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Поэтому основная задача родителей в такой ситуации - следить за появлением нового в поведении ребенка: формированием воли, самостоятельности, гордости за достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Кризис 3 лет - Я САМ!»

Здесь вы узнаете все о своем ребенке и пути решения проблемы....

Консультация "Кризис трех лет"

Консультация "Кризис трех лет"...

Консультация: "Кризис трех лет"

Я сам! Я негативен и упрям, Строптив и своеволен, Средою социальной я Ужасно недоволен. Вы не даете мне шагнуть, Всегда помочь готовы. О боже! Как же тяжелы Сердечные оковы. Система «...

Консультация: "КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ"

Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития (помимо медленных, постепенных перемен) свойственны скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это - движущая сила развития. Во время...

Консультация "Кризис шести -семи лет".

Чего боится дошкольник в свои 6-7 лет? А боятся не надо -нужно быть готовым к переходу в школу....

консультация "Кризис 7 лет"

Консультация для родителей "Кризис 7 лет"...