Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ДЕТСКОМ САДУ».
методическая разработка на тему

 В статье представлена система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей, которая должна привести к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, и позволила бы сформировать положительное отношение к детскому саду. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В ДЕТСКОМ САДУ».

Автор статьи: Метальникова Екатерина Сергеевна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 89 Приморского района Санкт-Петербурга.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем общего образования. Программа ДОО должна быть  направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на основе индивидуального подхода к детям. В основе  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155, заложен принцип поддержки разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека.

Таким образом, детский сад должен создавать условия для  полноценного проживания ребенком всех этапов детства, в том числе младенческого и раннего возраста, особое внимание уделить  сотрудничеству с семьей.

В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в дошкольные образовательные учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и в семье и т. д. В методической литературе даны педагогические рекомендации, как облегчить ребенку привыкание к новым условиям , учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и многое другое, однако практический материал по адаптации детей к условиям детского сада освещен недостаточно, или носит слишком общий характер. А для того, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития детей раннего возраста, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания. Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к новым условиям , в семье также необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Поэтому дошкольная образовательная организация является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания.

Именно поэтому в нашем дошкольном образовательном учреждении была разработана программа «Первые шаги в детском саду», система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей, которая должна привести к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, и позволила бы сформировать положительное отношение к детскому саду.

Целью программы является создание благоприятных условий  социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития. Программа по адаптации «Первые шаги в детском саду» состоит из трех этапов:

Первый этап начинается с первой встречи с родителями будущего воспитанника в кабинете заведующего, при оформлении документов для зачисления, где на первых порах можно выявить тревожных родителей, которым в дальнейшем будет организован индивидуальный подход и сопровождение.

Вторая встреча происходит на первом родительском собрании для вновь поступающих в дошкольное образовательное учреждение, как правило это апрель или  май месяц, для того чтобы у семьи было время подготовиться к посещению детского сада. Родители знакомятся с деятельностью дошкольного учреждения, сотрудниками и будущими воспитателями своих детей. Родителям сообщается режим дня, соответствующий возрасту ребенка, рассказывают про навыки, какие должен иметь ребенок данного возраста в соответствии с Образовательной программой ОУ, целевыми ориентирами дошкольного образования в младенческом и раннем возрасте в соответствии с ФГОС ДО. Вручаются буклеты, с рекомендациями по предупреждению дезадаптации и описание программы «Первые шаги в детском саду». Специалисты ОУ раскрывают особенности привыкания детей того или иного возраста, вопросы подготовки их в семье.

После родительского собрания у родителей появляется возможность познакомится с группой, с условиями пребывания детей в детском саду. Воспитатели в беседах с родителями выясняют индивидуальные особенности детей и семьи в целом.

Второй этап программы по адаптации начинается в последнюю неделю августа, включае в себя два мероприятия: совместные организованные прогулки воспитателей и воспитанников на территории детского сада «Вместе весело шагать», где родители выполняют роль  наблюдателей, а воспитатель знакомится и играет с детьми. Таким образом,  у ребенка и родителей формируются положительное и доверительное отношение к воспитателям и детскому саду.

В завершении недели прогулок, организуется праздник для всей семьи  « Здравствуй, Детский сад! », в форме игры по станциям. В ходе мероприятия дети и родители активно участвуют в совместной деятельности с педагогами ДОУ. Таким образом участники игры знакомятся со своей группой и игрушками, которые живут в этой группе . Следует отметить, что предметно- пространственная развивающая и игровая среда в группе насыщается постепенно, для того, чтобы пробудить интерес ребенка и родителей, а также вызвать у воспитанника удивление, радость ожидания новой встречи с детским садом. Кроме того, родители получают опыт в организации развивающей среды для ребенка в домашних условиях, которая зачастую носит стихийный характер. Участники образовательных отношений так же в игровой форме знакомятся с площадкой и территорией детского сада,  со спортивным залом, в котором  играют в подвижные, веселые игры. Сюрпризным и заключительным моментом данного мероприятия,  является интерактивное представление, организованное в музыкальном зале с участием детей и их родителей . В итоге  второго этапа устанавливается эмоциональный  контакта воспитателей с ребенком в привычной для него обстановке, сначала в присутствии близкого человека, а затем и оставшись с ним наедине (задачи третьего этапа).

Третий этап связан с поэтапным введением ребенка в режим группы с использованием индивидуального подхода к семье. Воспитатели и помощник воспитателя первую неделю работают все вместе в одну смену, дети в группу вводятся постепенно. Не приглашенные в группу воспитанники, продолжают гулять с воспитателем на площадке ОУ. В течение первого месяца, воспитатели ведут дневник наблюдений за каждым ребенком. Результаты наблюдений фиксируются. Ежедневно ведется обмен информацией между всеми сотрудниками, занятыми в процессе адаптации.

Важной составляющей психологической готовности ребенка к детскому саду является психологическая готовность родителей оставить свое «чадо» на некоторое время в детском саду. Тревожные матери особенно испытывают трудности, они настолько переживают, что с ребенком в саду что-то случится, а их не будет рядом, что «передают» свою тревожность и опасения ребенку, который, в свою очередь, никак не может привыкнуть к новой обстановке и новым условиям.

Поэтому и родилась идея  « Дневник мамы Дошколенка », рассчитанный на 14 дней,  где мама ежедневно отмечает свои эмоции и чувства, которые преобладали в тот или иной день, чтобы после, в целом оценить свое настроение в период адаптации. Дневник заполняется только в день посещения ребенком детского сада. После двух недель пребывания ребенка в детском саду мама ведет дневник « Мой малыш– дошколенок, который помогает  понять, как проходит адаптация ребенка в детском саду, нужна ли дополнительная помощь. В дневнике родитель оценивает состояние своего ребенка: его настроение, аппетит, сон, общение со сверстниками и знакомыми взрослыми.

Важно научить родителей некоторым особенностям общения с ребенком, а также помочь разобраться в своих родительских чувствах по отношению к нему. У родителей сформированы разные позиции ожидания: часть родителей считает детей очень маленькими, неспособными чему-либо научиться и всему его научат в садике или он сам когда-нибудь научится; другая часть – что ребенку нужнее всего знание букв и цифр, искренне считая, что эти знания есть проявление особой одаренности ребенка; и только небольшая часть детей, к моменту поступления в ДОУ имеет привитые навыки гигиены, самостоятельности, их жизнь имеет определенный режим; как правило, у этих детей хорошо развита речь, и опережающие показатели нервно-психического развития. И здесь наиважнейшей задачей является формирование единого психолого-педагогического пространства объединяющего семью и детский сад.

Поэтому в программе по адаптации разработаны специальные мероприятия консультативного характера, призванные расширить психолого-педагогические знания и опыт родителей. Наиболее эффективны и интересны в работе такие формы как медико-педагогическое совещание на котором  подводятся итоги адаптационного периода, в котором принимают активное участие воспитатели групп, помощник воспитателя, медицинская сестра, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старший воспитатель. По итогам совещания, каждой семье даются рекомендации и пожелания. Наиболее интересной формой взаимодействия с семьями воспитанников является круглый стол с участием родителей дошкольников, который проводится в  конце адаптационного периода, является как заключительной частью программы по адаптации, проводится в игровой форме. Конечно же нельзя недооценивать и пользу  тематических родительских собраний, индивидуальных консультаций и бесед.

Анализ работы ДОУ за последние несколько лет, показывает что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Дети раннего возраста привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» «Первые шаги» в 1 младшей группе

Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс).С приходом в ясли ...

Презентация Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» «Первые шаги» Первая младшая группа

Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяют...

«В САД С УЛЫБКОЙ!» Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям МБДОУ «Детский сад № 21 «Умка» г.Воркуты

Наименование программы: Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям МБДОУ «Детский сад № 21 «Умка» г.Воркуты «В сад с улыбкой!» (далее – Программа).Ста...

Презентацмя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» «Первые шаги»

Презентацмя  проекта «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» «Первые шаги»  первая млажшая группа...

Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Вместе с мамой»

Адаптация – это процесс разработки новых способов активности для обеспечения эффективности в меняющихся условиях и сохранения психофизического благополучия. Цель адаптации ребенка к детскому сад...