Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» «Первые шаги» в 1 младшей группе
методическая разработка (младшая группа) на тему

Болтунова Елена Александровна

Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс).

С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Борисоглебского городского округа Центра                                                                                                                развития ребенка – детский сад № 11.

Проект

«Адаптация детей раннего
возраста к условиям ДОУ»
«Первые шаги»
в 1 младшей группе

                                                                         Составила воспитатель

                                                                         1кк  МКДОУ БГО ЦРР -                                                                                                                

                                                                           детский сад №11

                                                                          Болтунова Е.А.    

                                                         

     

                   

                               г. Борисоглебск 2015

ПРОЕКТ

«Адаптация детей раннего возраста

к условиям ДОУ» «Первые шаги»

Вид проекта: информационно- творческий

Сроки реализации: краткосрочный (июнь, июль, август)

Участники проекта: вновь поступающие воспитанники и их родители, воспитатели, медсестра

Актуальность проекта

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Цель проекта: создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.

Задачи: 

  • Создавать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
  •  Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
  •  Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

Основные педагогические принципы: 

  • систематичность и последовательность
  • оптимизация
  • демократизация
  • преемственность
  • уважение норм и ценности семьи

Методы убеждения, учебных и практических заданий,  моделирования,      стимулирования

Ожидаемые результаты :

  • Успешное прохождение детьми  адаптационного периода с высокой вероятностью  легкой и средней степени адаптации.
  •   Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей.
  •  Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс.
  •  Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.

Конечный результат :

  •   анализ проведенной работы;
  •   диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
  •   презентация проекта для педагогов и родителей;
  • публикация проекта на интернет-сайте

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный

  •   подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
  •   разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
  •   пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
  •   разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;
  •   разработка анкет для родителей;
  •   составление перспективного плана мероприятий проекта.

11 этап – основной  (этап наблюдений)

1. В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста.

Наблюдение проводится в течении 1 месяца и более в соответствии с 4-х ступенчатой последовательностью адаптации.

       Наблюдение осуществляют воспитатели, медсестра, педагог-психолог и старший воспитатель. Каждый выполняет свои функции.

2. Воспитатель:

  •    Понаблюдать за поведением ребенка;
  •    Выявить особенности семейного воспитания;
  •   Дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в детский сад;
  •   Дать индивидуальные рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада.

  Обращаем внимание на развитие социальных навыков ребенка: уверенность и активность в исследовании окружающего мира, самостоятельность, сотрудничество

3. Медсестра

совместно с воспитателем проводит прием вновь пришедших детей;

- осуществляет наблюдение за состоянием детей в течении дня;

- еженедельно делает заключение о результатах адаптации и рекомендует о переходе (или не переходе) на следующую ступень адаптации;

- по истечении 1 месяца делает заключение о результатах адаптации;

- в начале и по окончании адаптационного периода взвешивает ребенка.

4. реализация проекта в соответствии с планом.

111этап – заключительный

  • анализ проведенной работы;
  • диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
  • презентация проекта для педагогов и родителей;
  • публикация проекта на интернет-сайте.

По окончании адаптации всех детей медсестра совместно с воспитателями проводят обработку адаптационных листов, карт нервно-психического развития и на основании критериев степени адаптации определяют уровень адаптации в группе.

По результатам адаптации проводится медико-педагогическое совещание, на котором воспитатели и медсестра отчитываются о проделанной работе и проводят анализ адаптации.

Формы работы с родителями:

1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

2. Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.

3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;

4 Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

План проекта

 

период

Содержание

 

Июнь

- Заключение договора с родителями;

- Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;

- Организационное родительское собрание;

- Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»;

- Анкета для родителей (социальная);

- Индивидуальный журнал ребенка;

- Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;

- Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»;

- «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной

адаптации к ДОУ (для воспитателей);

- Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста (перечень);

- Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»; массажи: «Грибной дождь»; БАТ «Ежик»

Июдь

- Консультация «Растим малыша здоровым»;

- Мини-лекция «Детская истерика»;

- Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»;

- Совместное занятие с родителями «Дом дружбы»;

- Игра «Топ-топ»

- Игра «Дождик и солнышко»

-. Потешка «по ровненькой дорожке»

- Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч».

-  Игра «Прятки с мячом»

- . Потешка «Друг веселый, мячик мой»

-  Игра «Наш мячик»

- Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»; массаж БАТ «Считалка для мышки»; пальчиковая игра «Пальчики»

Август

- Консультация «Где моя большая ложка?»;

- Консультация «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи);

- Потешка «Зайка серенький сидит»

- Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш»; массаж БАТ «Мишка» «Солнышко», «Колокольчик»;

 

Информационные ресурсы

Проблемы адаптации в детском саду.

   Адаптация ребенка в детском саду .

  • Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ.