Тренинг педагогической осознанности
план-конспект занятия на тему

Мискун Ирина Николаевна

 

Данная тренинговая программа является частью комплекс­ной работы по перестройке воспитательно-образовательного процесса по типу личностно ориентированной модели взаимо­действия с детьми. Она не предназначена для отработки кон­кретных навыков и умений педагогов по установлению эффек­тивных контактов с воспитанниками, ее назначение - начать ра­боту по преодолению внутренних коммуникативных стереоти­пов, актуализировать изменение педагогической позиции с субъ­ект-объектных на субъект-субъектные отношения с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_ped._osoznannosti.docx201.37 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОСОЗНАННОСТИ

Рабочая программа формирования у педагогов личностно ориентированной позиции по отношению к детям

Данная тренинговая программа является частью комплексной работы по перестройке воспитательно-образовательного процесса по типу личностно ориентированной модели взаимодействия с детьми. Она не предназначена для отработки конкретных навыков и умений педагогов по установлению эффективных контактов с воспитанниками, ее назначение - начать работу по преодолению внутренних коммуникативных стереотипов, актуализировать изменение педагогической позиции с субъект-объектных на субъект-субъектные отношения с детьми.

Задачи:

- осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности. Обращение своего сознания к собственным переживаниям и к чувствам воспитанников;

- поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем;

- выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми, а также создающей предпосылки для овладения специфическими способами построения личностно ориентированной модели общения.

Материал и оборудование:

- магнитофон, записи легкой, спокойной и желательно экзотической музыки, музыкальный инструмент, например, фортепиано;

- мольберт, удобный для крепления бумаги размером А3;

- листы бумаги размером А3 для записей «памяти группы»;

- маркеры 2-3 цветов для ведения «памяти группы»;

- скрепки, кнопки, булавки - в достаточном количестве;

-средства создания изображения: фломастеры, карандаши, краски, цветная бумага, кисточки, скотч, ножницы, линейки, старые журналы с картинками (которые не жалко изрезать) и др.;

- бумага формата А4;

- карточки с названиями животных (обезьяна, крокодил, верблюд, бегемот);

- изображения двойных пятиконечных звёзд;

- карточки с изображением букв;

- бланки «Обратная связь» (на каждого участника плюс три запасные);

- карманное зеркало, настольное зеркало.

Организация тренинга.

Программа рассчитана на 9 часов - 3 дня по 3 часа. Желательно проводить работу три дня подряд, что будет способствовать достаточно полному погружению в содержание программы.

1-й день. ЗНАКОМСТВО

Задачи:

- создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;

- ознакомить участников с основными принципами тренинга, принять правила работы группы;

- сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчеркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность и на формирование личностных качеств воспитанников;

- начать освоение активной позиции самопознания и развития способности производить значимые изменения в своем отношении к профессии;

- способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы.

Ход занятия

Представление ведущего. Сообщение о целях планируемой работы.

1. Приветствие «Смысл моего имени».

Материал: все необходимое для изготовления визитных карточек (нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки и т. д.).

Ведущий предлагает познакомиться и совершить это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а потом рассказать историю его происхождения.

Главная идея этого упражнения - дать возможность при первом знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность.

2. Правила работы в группе.

После знакомства ведущий объясняет особенности предстоящей формы работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы.

1) Доверительный стиль общения (одно из его отличий - называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).

2) Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).

3) Персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю...», «Я думаю...»).

4) Искренность в общении (говорить только то, что действительно переживается, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).

5) Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).

6) Определение сильных сторон личности (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступившего).

7) Недопустимость непосредственных оценок человека.

3. Игра «Поменяйтесь местами...».

Для того чтобы выполнить последующее упражнение, необходимо разбиться на группы. Это можно сделать с помощью игры «Поменяйтесь местами».

Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию.

Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре и т. п.

Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого.

Например, поменяются местами те, кто:

- работает всю жизнь в одном учреждении;

- работает в настоящее время по новой программе;

- любит свою работу;

- работает педагогом уже больше 10 лет;        

- мечтал быть педагогом с детства и т. д.        

После подвижного упражнения можно спросить желающих, во-первых, кто, что о ком запомнил, а во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили. Таким образом, участники меняются местами, а затем четверо сидящих рядом становятся членами одной малой группы.

4. Упражнение «Личность педагога» (в малых группах по 4 человека) (5-7 минут).

Подгруппам предлагается составить портрет идеального педагога. Результатом обсуждения должен стать список качеств, которые, по мнению группы, являются неотъемлемыми для характеристики идеального педагога. Малые группы высказываются по очереди. Выдвигаемые мысли становятся достоянием памяти. Спорные качества, формулировки, определения выносятся для обсуждения всей группой. В память включаются исправленные качества, принимаемые всеми участниками.

Примерные качества:

- гибкость;

• стремление к самоактуализации;

• доброжелательность, умение брать ответственность на себя;

• коммуникабельность;

• направленность на личность другого человека;

• принятие себя;

• уважение чужого мнения;

• организаторские способности;

• умение видеть на несколько шагов вперед;

• креативность;

• эмпатийность.

Первая микрогруппа дает свой портрет идеального педагога, и все называемые качества фиксируются на доске.

Для второй микрогруппы работа усложняется за счет особенностей представления своего портрета - оно проходит в виде ответов на вопросы:

• С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?

• Что вы сами предлагаете добавить?

• Что в этом списке вы бы изменили, уточнили?

Таким образом, список дополняется и изменяется, при этом первая микрогруппа имеет право отстаивать свое решение, приводить аргументы в свою защиту.

Третьей микрогруппе предстоит защищать свое мнение в сравнении с уже оформленным перечнем двух предыдущих микрогрупп, отвечая на уже известные вопросы.

Итогом групповой дискуссии является список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников. Последним шагом дискуссии может стать либо ранжирование, либо выделение трех наиболее значимых с точки зрения профессии качеств личности.

5. Игра «Ладони - колени».

Сидя в кругу, положите ладони на колени соседей: правую - на левое колено соседа слева, левую - на правое колено соседа справа. Играющие передают хлопок от колена к колену (для этого надо внимательно следить за тем, чья рука лежит на следующем колене по кругу, и не перепутать очередность своего хлопка).

Когда устоится ритм хлопков, можно усложнить упражнение - два хлопка по одному колену будут обозначать движение в обратную сторону, то есть теперь играющим нужно следить и за тем, чья рука хлопает по колену, и за направлением движения хлопков.

6. Игра «Джунгли».

Материал: карточки с представленными на них названиями животных, прикрепленные к спинке стула.

Для следующего упражнения участникам необходимо разделиться на малые группы. С этой целью (а также для поддержания работоспособности группы) проводится данная игра.

Ведущий до занятия к обратной стороне стула прикрепляет листочки с написанными на них названиями животных, например: обезьяна, крокодил, верблюд, бегемот. Названия животных на листочках должны повторяться в таком количестве, чтобы на их основе можно было разделить группу на нужное число микрогрупп по 3-4 человека.

После инструкции ведущего участники отодвигают свои стулья, освобождая пространство для движения, и находят листочки с представленными названиями животных. Не обсуждая с другими участниками содержание карточки, по команде все начинают двигаться, изображая свое животное. Задача, стоящая перед участниками, - собраться в группы всем «бегемотам» «обезьянам», «крокодилам» и «верблюдам».

Следующее упражнение проходит в образованных подгруппах.

7. Упражнение «Мои сильные стороны» (в малых группах по 3 человека).

Общее время работы микрогрупп - 15 минут.

Каждому участнику предлагается рассказать остальным о чертах личности, которые он считает лучшими в себе, которые он мог бы выдвинуть в качестве примера детям и хотел бы сформировать у своих воспитанников. После небольшой подготовки участники в подгруппах по очереди представляют себя. Необходимо нацелить их на то, чтобы все высказывания подавались в утвердительной форме (исключить слова типа «возможно», «наверно», «может быть»). Слушатели могут уточнять детали, просить разъяснения, задавать дополнительные вопросы, но не высказывать свое мнение.

На основании самопрезентаций каждая микрогруппа составляет сборный портрет лучших черт с указанием на то, какие, благодаря им, качества личности детей они могут воспитать, будучи напарниками.

Вопросы для обсуждения:

• Какие чувства вызвано задание?

• Понадобилась ли помощь партнеров в выделении своих сильных сторон?

• Что мешало свободно говорить о своих достоинствах?

• Не заметили ли вы за собой желания говорить о своих достоинствах, отталкиваясь от отсутствия конкретных недостатков?

• Какие чувства вы испытали, когда услышали собственные сильные стороны в общем портрете?

• Задумывались ли вы раньше о влиянии ваших черт на воспитание конкретных сторон личности детей?

Идея, выносимая на обсуждение:

  • Нужно стремиться к тому, чтобы не было необходимости каждую минуту контролировать ситуацию и думать о том, как выглядишь в глазах детей. Напротив, надо стараться быть естественным, честным перед воспитанниками, то есть таким, каким ты являешься на самом деле. Но для этого каждому педагогу необходимо развивать в себе такие качества, которые, предоставляя неотъемлемые черты его личности, будут положительно влиять на формирование определенных черт личности детей.

8. Упражнение «Печатная машинка».

Попытка произвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известной песни или стихотворения.

Каждый участник по очереди произносит по одной букве слова. В конце озвучания слова целиком все встают, на знак препинания - топают ногой, в конце строки - хлопают в ладоши. Кто ошибется - выходит из игры.

9. Упражнение-активатор «Апельсин».

Перекидывая друг другу мячик, давать любые возможные определения апельсину.

Упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию.

10. Упражнение «Объявление».

В течение 5 минут каждый должен составить объявление о своих услугах (репетиторство, гувернерство, консультирование, развивающая работа, обучение и т. д.), которое бы отражало профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист.

Затем в течение одной минуты объявление зачитывается перед всеми. Группа может задавать любые вопросы по содержанию объявления, дабы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться услугами данного специалиста.

11. Домашнее задание.

Создать рисунок-автопортрет. Особенностью этого автопортрета будет необходимость подчеркнуть в нем свои профессиональные грани.

Для рисования можно использовать любые изобразительные средства.

12. Упражнение «Подарок».

Первый день тренинга заканчивается упражнением «Подарок».

Каждый участник дарит своему соседу справа «подарок», то есть сообщает ему о том, чтобы он хотел ему подарить, имея неограниченные материальные возможности.

Упражнение проходит по кругу.

13. Анкетирование «Обратная связь».

Завершением каждого занятия является заполнение анкеты «Обратная связь». Бланки анкет желательно приготовить заранее.

14. Завершение дня.

Ведущий просит на следующее занятие принести карманное зеркальце.

2-й день. ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ

ОБЩЕНИЯ

Задачи:

- продолжить самораскрытие и самоанализ, создавать условия для проявления профессиональной и личностной индивидуальности;

- способствовать выделению сильных и слабых сторон значимых в профессиональной деятельности качеств личности членов группы;

- начать активное овладение личностно ориентированной позицией по отношению к воспитанникам на основе практического усвоения понятий «понимание, приятие и признание личности ребенка».

Ход занятия

1. Приветствие.

Члены группы могут, свободно перемещаясь, подойти к другому человеку, поздороваться любым способом и сказать ему что-нибудь приятное.

2. Анализ анкет «Обратная связь».

Проводится ведущим. В анализе должна присутствовать обратная связь по всем пунктам анкеты.

Особо выделить информацию о себе и пути реализации предложений.

3. Упражнение «Мое педагогическое кредо».

Материал и оборудование: средства изображения и вся окружающая обстановка.

Необходимо сформулировать девиз, создать образ-символ, эмблему своей профессиональной деятельности, а затем представить ее группе. Это может быть рисунок, песня, четверостишие, схема, жест, пословица и т. д.

Участники могут воспользоваться любыми имеющимися изобразительными материалами и прочими вспомогательными средствами, музыкальными инструментами.

Время подготовки - 10 минут.

Вопросы для обсуждения:

• Почему вы выбрали именно эти средства для символизации своего кредо?

• Что главное в себе вы хотели подчеркнуть этим символом?

• Что в этом символе вы не отразили, но хотели бы добавить?

• Какой элемент символа несет на себе основную смысловую нагрузку?

• Удовлетворены ли вы созданным символом?

• Считаете ли вы, что он действительно отражает ваше кредо?

4. Упражнение «Движение по кругу».

Каждому участнику предлагается придумать какое-нибудь несложное движение. По команде все начинают выполнять задуманное, одновременно запоминая движение своего соседа слева, чтобы по хлопку начать выполнять его. После следующего хлопка движения меняются таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока движения не вернутся к своим хозяевам, обойдя весь круг.

С этого момента группа переходит к освоению содержания понятия «личностно ориентированная модель общения взрослого с ребёнком» (по А. В. Петровскому).

Цели: обеспечить ребёнку чувства защищённости, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начала личности (базис личностной культуры); развивать его индивидуальность.

Способы общения: понимание, принятие и признание личности ребёнка, основанные на способности взрослого к децентрации.

Понимание - умение видеть ребёнка «изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребёнка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.

Принятие - безусловно положительное отношение к ребёнку, к его индивидуальности, независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет, признание уникальности.

Признание - это, прежде всего, право голоса ребёнка в решении тех или иных проблем.

Тактика общения: сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; динамика стилей общения.

Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития.

Методические рекомендации ведущему по формированию у педагогов знаний и представлений о личностно ориентированной модели общения:

• Без внутренней готовности к построению новых отношений с детьми даже владение необходимыми приемами не может компенсировать отсутствия духовного единства взрослого и ребенка.

• В первую очередь необходимо уделять внимание анализу и формированию позиции педагога, реализующейся через понимание, принятие и признание личности воспитанников. Этапность работы должна быть такова: от формирования личностной позиции педагогов по отношению к детям через присвоение личностно ориентированных способов общения к овладению адекватной тактикой общения с детьми.

• Формирование внутренней личностной позиции педагога, ориентированной на интересы ребенка, перспективы его развития, на восприятие воспитанников как равноправных партнеров в условиях сотрудничества невозможно без переосмысления собственных педагогических взглядов, убеждений, без самоанализа, самопознания и самоопределения личности в целом. Это большая длительная работа.

Содержание предлагаемых ниже игр и упражнений поможет осознать и прочувствовать смысл понимания, принятия и признания личности ребенка, то есть позволит получить собственный опыт адекватного восприятия позиции педагога.

Дав определение всем трем способам общения, после каждого упражнения надо предложить педагогам самим определить, какой способ общения оно иллюстрировало.

5. Упражнение «Звезда».

Материалы: небольшое карманное зеркало, изображения звёзд.

Подготовить основу - изображение двойной пятиконечной звезды размером примерно 5 * 5 см. Глядя на изображение через зеркало, надо провести линию между внешней и внутренней звездами. Это изображение хорошо иллюстрирует возможности ребенка в период созревания головного мозга и ограниченность этих возможностей.

Вопросы для обсуждения:

• Ваши ощущения в прогресс выполнения задания?

• Ваши мысли по этому поводу?

Идеи, выносимые на обсуждение:

  • От ребенка нельзя требовать того, чего он в принципе сделать не в состоянии.
  • Во время выполнения этого упражнения у взрослых часто вырываются восклицания, вздохи, комментарии. Это является нормальным выражением эмоций, помогает выполнить задание.
  • От детей же на занятиях часто требуется тишина, что идет вразрез с естественными реакциями и накапливает эмоциональное напряжение.

Иллюстрируемый способ общения: ПОНИМАНИЕ.

6. Упражнение «Подкрепление».

Это упражнение иллюстрирует значимость безоговорочно положительного отношения к ребенку.

Процедура такова. Двое желающих участников выходят за дверь. Оставшимся дается инструкция задумать предмет (из имеющихся в помещении) и место, на которое активному участнику необходимо будет его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах.

Во-первых, ни сам предмет, ни его новое место не называется напрямую, а ответы-уточнения носят расплывчатый, завуалированный характер.

Во-вторых, группе участников определяется задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной вербальной информацией), а второму - положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплементов и т. д.).

Приглашается активный участник и ему дается задание: определить задуманный группой предмет и переместить его на другое место. Процедура совершается по очереди каждым игроком, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления.

По окончании упражнения проходит групповой обсуждение, в котором возможность высказаться первыми («выпустить пар») предоставляется активным участникам.

Вопросы для обсуждения:

• Как вы чувствуете себя в своей роли?

• Какие чувства вызвала у вас реакция группы?

• Как вы чувствуете себя сейчас?

• Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

Идеи, выносимые на обсуждение:

  • Безусловно, положительное отношение, принятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих. Психологическая поддержка - это способ выражения принятия. С выданным за несколько минут шквалом отрицательных подкреплений первый игрок справился, так как понимал, что это - игра. Ребенку такое количество негативных оценок выдается порциями и растягивается на весь период пребывания в учебном заведении (на несколько лет). Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы ему справиться с переживаниями, таким образом, у ребенка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику.
  • Даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявиться не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку.

Иллюстрируемый способ общения: ПРИНЯТИЕ.

7. Упражнение «Часы».

Это упражнение на поддержание работоспособности. Участники (не менее 12 человек) сидят в кругу. Между всеми играющими последовательно, как на часах, распределяются цифры. Ведущий называет любое время. Тот, чья цифра соответствует количеству часов, должен быстро хлопнуть в ладоши; тот, чья цифра соответствует количеству минут, сказать «бом». Если часы показывают такое время, когда обе стрелки находятся на одной цифре, например, 12 часов ровно или 13 часов 15 минут, то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом».

8. Упражнение «Самопознание».

Материал: карточки с написанными на них буквами, составляющими слово «самопознание».

Между участниками распределяются буквы, составляющие слово «самопознание». Из них группе игроков придется составлять новые слова.

В начале упражнения ведущий спрашивает у каждого, сколько, на его взгляд, слов можно составить из общего набора букв. После выслушивания мнений группе игроков можно задать вопрос:

• Когда ты называл количество возможных слов, ты опирался только на то, сколько можешь сам составить, или учитывал, что могут появиться варианты от других членов группы?

Далее группа игроков строит все возможные слова из букв-людей, составляя их в ряд.

Одновременно проверяется, есть ли разница между индивидуальными представлениями и групповыми возможностями.

Вопросы для обсуждения:

• Все ли участвовали в составлении слов? Как было организовано составление слов?

• Были ли «выпадающие»?

• Какие чувства испытывали участники, которых мало задействовали?

• В какой форме проходило составление слов («затаскивание», перестановка, уговаривание, просьбы, совместное решение и т. д.)?

(Для упражнения можно использовать и другое слово при условии, что количество букв в нем будет соответствовать числу играющих и некоторые из них будут повторяться.)

Идеи, выносимые на обсуждение:

  • Необходимо видеть каждого, принимать каждого, учитывать мнение каждого человека. Легко заметить, выделить активного, инициативного ребенка, сложно - спокойного, пассивного, робкого.

Иллюстрируемый способ общения: ПРИЗНАНИЕ.

9. Упражнение «Паровозики».

Сочетает возможность получить полезную информацию о себе, об отношении к подчинению и собственному руководству с возможностью просто подвигаться.

Для создания подгрупп игроков можно предложить объединиться тем, кто сегодня еще не работал вместе (задание будет иметь и социометрическую информацию).

«Паровозики» ездят по трое, стоя в затылок друг к другу. У первого и второго глаза закрыты - это вагоны. Третий глаза не закрывает, чтобы иметь возможность управлять тройкой, он - паровоз. Он держит за локти среднего участника, средний - первого. Движение происходит с разной скоростью (с ускорением, замедлением). Постепенно каждому дается возможность побыть и паровозом (управляющим тройкой), и средним вагоном (стоящим в середине), и первым вагоном (стоящим спереди).

Вопросы для обсуждения:

• Какие чувства ты испытывал во время упражнения на каждой позиции?        

• Какая позиция для тебя была достаточно удобной?

• Легко ли тебе было, когда тобой руководили?

• Легко ли было самому руководить?

• Смогли ты абсолютно довериться ведущему?

Идеи, выносимые на обсуждение:

  • У каждого человека есть своя комфортная позиция -вести за собой или быть ведомым. НО! Работая с детьми, мы обязаны нести за них ответственность всегда, и это единственно возможная позиция.

10. Проектное рисование «Я - педагог» (анализ домашнего задания).

Ведущий предъявляет рисунки по очереди, без указания авторства, а группа участников их анализирует. В обсуждении принимают участие все члены группы, свободно высказывая свое мнение.

Вопросы для обсуждения:

• Что вы можете сказать о профессиональных особенностях изображенного человека?

• Что вы можете сказать о личностных особенностях изображенного человека?

• Какими достоинствами обладает изображенный человек (профессиональными, личностными)?

• Что бы вы пожелали изменить в себе изображенному человеку (профессиональные качества, личностные качества)?

После обсуждения исполнитель рисунка имеет право признаться в своём авторстве, если у него возникло такое желание.

Автор анализируемого рисунка может зафиксировать высказанные в ходе обсуждения мысли, так как они помогут выполнить домашнее задание этого дня.

По окончании обсуждения впечатления не анализируются, каждый берет из обсуждения то, что ему показалось важным.

11. Упражнение «Животные».

Это упражнение служит также для поддержания работоспособности группы.

Каждый участник называет любое животное, при этом остальные должны запомнить, кто какое животное назвал. Затем все запоминают ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения: два хлопка в ладоши - на каждый хлопок называется свое животное, и два удара ладонями по коленям - одновременно называется животное другого участника.

Первый игрок два раза называет свое животное, делая одновременно два хлопка, и сразу в том же темпе два раза хлопает себя по коленям, произнося дважды название того игрока, кому хочет передать ход. Этот игрок подхватывает заданный темп, дважды хлопая в ладоши, дважды произносит название своего животного и, хлопая по коленям, называет следующего игрока. Тот, кто сбивается с ритма, начинает выполнять это же задание, но изображая только звуки своего животного.

12. Домашнее задание «Мои перспективы».

Необходимо сформулировать основные цели профессионального самосовершенствования, которые участники хотели бы достичь в ближайшее время. При этом надо продумать конкретные шаги, предполагающие их достижение.

13. Упражнение «Что помогает тебе в работе».

День завершается высказыванием мнения о своем соседе слева, которое отражало бы его сильные стороны как личности и как профессионала.

Высказывание можно начать с фразы: «Тебе как профессиональному педагогу очень помогает в работе то, что ты...».

14. Анкетирование «Обратная связь».

15. Завершение дня.

Ведущий напоминает дату, время последующей встречи.

3-й день. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Задачи:

- закрепить стиль активного овладения личностно ориентированной позицией в общении с детьми;

- подойти к идее практического использования результатов самоанализа в целях самосовершенствования;

- создать условия для получения участниками обратной связи от группы и формулирования индивидуальных результатов работы.

Ход занятия

1. Приветствие.

По кругу приветствовать остальных участников любым способом, которым можно поприветствовать ребенка.

2. Анализ анкет «Обратная связь».

3. Упражнение «Молекулы».

Упражнение на создание работоспособности и разделения игроков на четыре подгруппы.

Все участники - атомы. Они двигаются по типу броуновского движения, иногда объединяясь в молекулы. Темп, направление движения, количество атомов в молекулах и места соединений задает ведущий. Например: «Молекулы, по три - локтями!» -все должны разбиться на группы по три человека и прижаться друг к другу локтями.

Скорость движения указывается цифрой: «Плюс 20, плюс 45, плюс 80», что значит в данном случае, что скорость растет, хотя она может замедляться. Скорость «минус 50» означает, что надо двигаться спиной вперед.

В конце выполнения упражнения надо образовать четыре подгруппы (молекулы).

4. Анализ домашнего задания «Мои перспективы».

Осуществляется в микрогруппах по 3 человека. У каждого есть возможность высказаться по поводу своих планов профессионального совершенствования. При этом можно спрашивать совета у других участников микрогруппы, выслушивать их мнение. На обсуждение отводится 20 минут.

После этого в общем кругу анализируются результаты подгрупп, выделяются сложности, с которыми можно столкнуться при планировании.

Вопросы для обсуждения:

• Что проще прогнозировать: далекую перспективу или близкую?

• Каким образом в вашей группе решали проблему каждого участника?

• Какую стратегию обсуждения вы выбрали?

Идеи, выносимые на обсуждение:

  • Любое изменение ведет нас по дороге самосовершенствования. Информация, которую мы получаем о себе, должна быть использована в целях саморазвития. Возможно, проблема, которая стоит перед вами, уже стояла перед кем-нибудь другим и была им решена - надо уметь пользоваться чужим опытом. Не заняв определенного места в образовательном учреждении, невозможно влиять на воспитательно-образовательный процесс в целом.

5. Упражнение «Взгляды».

Все закрывают глаза. По команде ведущего, открыв глаза, надо одними глазами установить контакт с кем-нибудь из группы. Если это не получилось с первого раза - попробовать еще. Когда все достигли поставленной цели, попросить встать друг перед другом тех, кто имеет контакт глаз, но таким образом, чтобы получились две шеренги, - это две команды для следующего упражнения (упражнение также показывает степень развития личных контактов в группе).

6. Упражнение «Композиция».

Группа участников делится на две команды. Обеим командам дается задание: на альбомном листе нарисовать композицию из геометрических фигур - двух треугольников, трех квадратов и одного прямоугольника.

Когда рисунки готовы, команды обмениваются капитанами. Капитан, придя в чужую команду, смотрит рисунок и уже своей команде начинает объяснять, как изобразить то же самое (при этом задавать дополнительные вопросы нельзя). Потом это же делает второй капитан.

По окончании рисования предлагается сравнить получившиеся рисунки с «подлинниками» и найти отличия. Первое слово для высказывания своих впечатлений от упражнения предоставляется капитанам.

Вопросы для обсуждения:

• С какими трудностями вы столкнулись, когда диктовали описание рисунка?

• Хотелось ли вам затем что-то сказать по-другому, другими словами, более подробно?

• Чем отличаются рисунки?

• Как вы считаете, в чем причина случившихся отличий?

Идеи, выносимые на обсуждение:

  • Каждый имеет право на ошибку: и ребенок, и взрослый.
  • Наше старание не обязательно приводит к тому, чего мы ожидаем.
  • Старания ребенка тоже не всегда приводят к хорошим результатам, успеху.
  • Если ребенок не понял - это не значит, что он низкого развития, возможно, мы просто не смогли понятно объяснить.

Иллюстрируемый способ общения: ПОНИМАНИЕ.

7. Упражнение «Тюрьма».

Чтобы немного подвигаться, с уже имеющимися командами играем дальше. Внутренний круг образован сидящими на стульях - это арестанты, за спиной у каждого стоит по тюремщику. Задача арестантов - договориться взглядом с любым из арестантов «о побеге»: быстро поменяться местами, но так, чтобы тюремщик не успел прикоснуться к нему (это означает, что беглец пойман). Задача тюремщика - следить, чтобы арестант не сбежал.

8. Упражнение «Зеркало».

Материал: зеркало размером примерно 15 * 20 см.

По кругу передается зеркало. Задача каждого игрока - посмотреться в зеркало и попытаться воспринять себя отстраненно, как будто видишь не свое отражение, а лицо незнакомца, которое привлекло внимание.

Сосредоточенно изучите этого человека и попытайтесь ответить на представленные вопросы.

Вопросы для обсуждения:

• Что привлекательного вы видите в этом человеке?

• За что его можно любить?

• Что вызывает уважение, а может быть, восхищение?

Когда зеркало обойдет весь круг, обсудить ту внутреннюю работу, которую многим пришлось совершить.

Идеи, выносимые на обсуждение:

  • Сложно увидеть хорошее в себе, но, научившись это делать, полюбив себя, значительно проще увидеть нечто особенное в другом человеке.
  • Приняв себя таким, какой ты есть, можно научить других такому же к себе отношению.

Иллюстрируемый способ общения: ПРИЯТИЕ.

9. Упражнение «Руки».

Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.

Идеи, выносимые на обсуждение:

  • В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию.
  • Если педагог настроен недружелюбно по отношению к детям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.

Иллюстрируемый способ общения: ПРИЯТИЕ.

10. Игра-активатор «Путаница».

Все, стоя в кругу с плотно закрытыми глазами, протягивают руки вперед и сцепляются ими с теми людьми, на которых наткнулись. Открыв глаза и не расцепляясь, надо распутать получившуюся путаницу.

11. Упражнение «Дискуссия».

Материал: карточки с обозначенными в них ролями - «методист», «воспитатель» (несколько), «психолог», «непринимаемый».

Группа игроков делится пополам. Одна половина образует внутренний круг, это участники дискуссии. Другая - внешний. Это наблюдатели, которым также предстоит держать над головами членов дискуссии таблички, определяющие их должностной статус в учреждении: «методист», «воспитатели», «психолог».

Только на одной табличке имеется надпись, указывающая не должность, а положение этого работника в коллективе - «непринимаемый».

Таблички раздаются таким образом, чтобы их содержание было видно всем, кроме участника, к которому она относится. Задается тема дискуссии, например, подготовка педагогического совета по определенному вопросу.

Продолжительность дискуссия - 5 минут.

Вопросы для обсуждения:

Активным участникам:

• В какой момент вы поняли, что выпадаете из дискуссии?

• С чем вы это связали, как объяснили?

• Какие чувства у вас возникли в этой связи?

• Это позволило мобилизоваться, собраться или, наоборот, расстроило, опустились руки?

Пассивным участникам:

• Какие ассоциации вызвала табличка «непринимаемый»?

• Как вы стали себя вести по отношению к этому человеку?

• Были ли у вас сомнения по поводу содержания вашей таблички (не определяет ли она особенности отношения к вам со стороны коллектива)?

• Каково самочувствие человека, точку зрения которого не признают, не учитывают, к которому не относятся с должным уважением и вниманием?

Идеи, выносимые на обсуждение:

  • Действие групповых стереотипов: если у человека есть определенный «ярлык», то отношение к нему строится уже в прямой зависимости от него; при этом никто не обязан поддерживать стереотипы - каждый свободен делать свой выбор, независимый от общепринятого.
  • Отношение к любому человеку (и конечно, к маленькому) должно строиться на основе принятия его личности, уважения к нему; если в ребенке что-то не нравится, осознать, что всегда в нем есть что-то, являющееся его достоинством, ценным и значимым для взаимодействия с другими.

Иллюстрируемый способ общения: ПРИЗНАНИЕ.

12. Упражнение «Стой спокойно».

Играющие образуют круг. Ведущий ходит внутри круга и, остановившись перед кем-нибудь, громко говорит: «Руки!» Тот, к кому он обратился, должен стоять спокойно, а его соседи должны поднять руки: сосед слева - правую, сосед справа - левую. Кто ошибется, выходит из круга.

13. Упражнение «Последняя встреча».

Все ли все успели сказать друг другу?

Может быть, кто-то забыл поделиться с группой участников своими переживаниями?

Может быть, есть участник, мнение которого о себе вы хотели бы узнать?

14. Итоги моего участия в тренинге.

Что вынес для себя из участия в тренинговой группе?

15. Упражнение «Соседи».

Материал: листочки небольшого размера (по одному на каждого участника).

С помощью предыдущих упражнений все уже несколько раз поменяли свои места в кругу и, соответственно, соседей. Теперь для получения отзывов о себе каждому предстоит написать своим соседям слева и справа о двух их сильных качествах и двух слабых, которые можно изменить. Листочек кладется на стул того, кому адресован. Таким образом, каждый получает дважды информацию о себе.

16. Анкетирование «Обратная связь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы родительских собраний: психологический тренинг, педагогический ринг, круглый стол, КВН, творческая гостиная

Главной целью родительских собраний является взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении....

Тренинг педагогической осознанности "Личностно - ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком"

   Общение ребенка и взрослого является важным психологическим условием успешного развития в период дошкольного и школьного детства. Значимый взрослый – это близкий человек, оказывающ...

Тренинг педагогической осознанности

Тренинг педагогической осознанности...

Психолого-педагогический тренинг «Педагогическая этика в работе педагога ДОО»

Цель: Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей, оптимизация отношений к себе и своей личности....

Тренинг педагогической осознанности

Психологическое сопровождение молодых специалистов первого года работы в детском саду...

Тренинг педагогической осознанности

ЦельОсознание своей индивидуальности в педагогической деятельности. Обращение своего сознания к собственным переживаниям и к чувствам воспитанников.Поиск резервов для более эффективной работы, выделен...

Мини-тренинг для начинающих педагогов «Педагогическая осознанность»

Задачи:1. Формировать чувство общности, и целостности в коллективе.2. Профилактика профессионального выгорания педагогов.3. Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.4. Осо...