Тренинг педагогической осознанности
методическая разработка

Психологическое сопровождение молодых специалистов первого года работы в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_pedagogicheskoy_osoznannosti.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг педагогической осознанности

педагога-психолога МБДОУ г.Иркутск д\с №58 Бересневой С.С.

Цель: преодоление внутренних коммуникативных стереотипов, актуализировать изменение педагогической позиции с субъект-объектных на субъект-субъектные отношения с детьми.

Задачи:

- осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности, обращение своего сознания к собственным чувствам и чувствам воспитанников;

- поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных и истинных профессиональных проблем;

- выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми, а также создающей предпосылки для овладения специфическими способами построения личностно-ориентированной модели общения.

Материалы и оборудование:

- магнитофон, записи легкой, спокойной и, желательно, экзотической музыки, музыкальный инструмент (фортепиано).

- мольберт, удобный для закрепления бумаги размером А1;

- листы бумаги размером А1 для записей «памяти группы»;

- маркеры 2-3 цветов для ведения №памяти группы»;

- скрепки, кнопки, булавки – в достаточном количестве;

- средства создания изображения: фломастеры, карандаши, краски, цветная бумага, кисточки, скотч, ножницы, линейки, старые журналы с картинками (которые не жалко изрезать) и др.;

- бумага формата А4;

- карточки с названиями животных (обезьяна, крокодил, верблюд, бегемот);

- изображение двойных пятиконечных звезд;

- карточки с изображением букв;

- бланки «Обратная связь» (на каждого участника плюс три запасные);

- карманное зеркальце, настольное зеркало.

Организация тренинга: программа рассчитана на 9 часов – 3 дня по 3 часа. Желательно проводить работу на три дня подряд, что будет способствовать достаточно полному погружению в содержание программы.

1-й день. ЗНАКОМСТВО

Направлено на:

- создание благоприятных условий для работы;

- ознакомление с основными принципами тренинга;

- формирование мотивации для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчеркивание своих черт личности, как профессионала;

- освоение активной позиции самопознания и развитие способности производить значимые изменения в своем отношении к профессии;

- способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы.

Ход занятия

  1. Приветствие «Смысл моего имени»

Материал: нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки.

Необходимо сделать визитные карточки со свои тренинговым именем. Затем, всем по очереди предлагается назвать свое имя и рассказать историю его происхождения.

  1. Правила работы в группе. Ведущий выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы:

1) Доверительный стиль общения.

2) Общение по принципу здесь и теперь.

3) Персонификация высказываний.

4) Искренность в общении.

5) Конфиденциальность.

6) Определение сильных сторон личности.

7) Недопустимость непосредственных оценок человека.

  1. Игра «Колени-ладони»

Сидя в кругу, положите ладони на колени соседей: правую-на левое колено соседа слева, левую – на правое колено соседа справа. Играющие передают хлопок от колена к колену (важно не перепутать очередность своего хлопка). Можно усложнить – два хлопка по колену будет означать движение в обратную сторону.

  1. Упражнение «Личность педагога» (в малых группах)

Составить портрет идеального педагога. Результатом обсуждения должен стать список качеств, которые являются неотъемлемой частью для характеристики идеального педагога. Каждая следующая группа анализирует, изменяет, дополняет работу предыдущей микрогруппы, отвечая на вопросы:

-с чем в списке предыдущей группы вы согласны?

-что вы сами предлагаете добавить?

-что в этом списке вы бы изменили, добавили?

Первая микрогруппа вправе отстаивать свое решение, приводить аргументы. Итог: список качеств, удовлетворяющий всех участников.

  1. Игра «Джунгли»

Материал: карточки с названиями разных животных. Каждое название в таком количестве, чтобы можно было разделить группу на микрогруппы по 3-4 человека. По команде, не обсуждая друг с другом содержание полученной карточки, все начинают двигаться, изображая свое животное. Задача участников – собраться в микрогруппы каждому виду животных.

  1. Упражнение «Мои сильные стороны».

Каждому участнику предлагается рассказать остальным о чертах личности, которые он считает лучшими в себе, которые он мог бы выдвинут в качестве примера детям и хотел бы сформировать у своих воспитанников. Слушатели могут уточнять, задавать дополнительные вопросы, но не высказывать свое мнение. Так создается сборный портрет лучших черт.

  1. Упражнение «Печатная машинка».

Попытка произвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известной песни и стихотворения.  Каждый участник по очереди произносит по одной букве слова. В конце озвучивания слова все встают, на знак препинания – топают ногой, в конце строки – хлопают в ладошки. Кто ошибется – выходит из игры.

  1. Упражнение – активатор «Апельсин».

Перекидывая друг другу мяч, давать любые возможные определения апельсину.

  1. Упражнение «Объявление».

В течение 5 минут каждый должен составить объявление о своих услугах (репетиторство, гувернерство, консультирование, обучение и др.), которое бы отражало профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист. Затем в течение одной минуты объявление зачитывается перед всеми. Группа может задавать вопросы по содержанию, чтобы удостовериться, что стоит воспользоваться данными услугами.

  1. Подведение итогов

2-й день. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗНАКОМСТВА

Направлено на:

- продолжение самораскрытия и самоанализа, создание условий для проявления профессиональной и личностной индивидуальности;

- выделение сильных и слабых сторон значимых в профессиональной деятельности качеств личности членов группы;

- активное овладение личностно-ориентирующей позицией по отношению к воспитанникам, на основе практического усвоения понятий «понимание, принятие и признание личности ребенка».

Ход занятия

  1. Приветствие.

Члены группы свободно перемещаются, подходят друг к другу и здороваются любым способом, можно сказать что-то приятное.

  1. Упражнение «Мое педагогическое кредо».

Создать образ=символ=эмблему своей профессиональной деятельности, затем представить ее группе. Это может быть рисунок, песня, четверостишие, схема, пословица и т.д.

  1. Упражнение «Движение по кругу».

Каждому участнику предлагается придумать какое – нибудь несложное движение. По команде все начинают выполнять задуманное, одновременно начинают выполнять движение своего соседа слева, чтобы по хлопку начать выполнять его. После следующего хлопка движения меняются таким же образом. Игра продолжается, пока движения не вернутся к своим хозяевам, обойдя весь круг.

  1. Упражнение «Паровозик».

Паровозики ездят по трое, стоя в затылок друг другу, у первого и второго глаза закрыты – это вагоны. Третий глаз не закрывает, чтоб иметь возможность управлять тройкой, он-паровоз. Он держит за локти среднего участника, средний – первого. Движение происходит с разной скоростью (ускорение-замедление). Постепенно каждому дается возможность побыть и паровозом, и средним вагоном, и первым вагоном. Вопросы для обсуждения: какие чувства вызывает каждая позиция в паровозе? Какая была для тебя самая удобная? Легко ли было, когда тобой руководили? Легко ли самой руководить? Смог ли ты абсолютно довериться ведущему?

  1. Упражнение «Животное»

Каждый участник называет любое животное, при этом остальные запоминают, кто что назвал. Затем все запоминают ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения: два хлопка в ладоши – на каждый хлопок называется свое животное, и два удара ладонями по коленям – одновременно называется животное другого участника. Первый игрок два раза называет свое животное, делая одновременно два хлопка, и сразу в том же темпе два раза хлопает себя по коленям, произнося дважды того игрока, кому хочет передать ход.  Этот игрок подхватывает заданный темп, дважды хлопая в ладоши, дважды произносит свое животное и, хлопая по коленям, называет следующего игрока. Тот, кто сбивается с ритма, начинает выполнять это же задание, но изображая только звуки своего животного.

  1. Что помогает тебе в работе?

Высказать свое мнение о соседе слева, которое отражало бы его сильные стороны, как личности и как профессионала. Можно начат с фразы: «Тебе, как профессиональному педагогу очень помогает в работе то, что ты…».

8. Упражнение «Подарок».

Каждый участник дарит своему соседу справа «подарок», то есть сообщает о том, чтобы он хотел ему подарить, имея неограниченные материальные возможности. Упражнение проходит по кругу.

9. Подведение итогов.

3-й день. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

- закрепление стиля активного овладения личности ориентированной позицией в общении с детьми;

-идея практического использования результатов самоанализа в целях самосовершенствования;

- создание условия для получения обратной связи от группы и формулирование индивидуальных результатов работы.

        1.Приветствие.

По кругу приветствовать остальных участников любым способом, которым можно поприветствовать ребенка.

2.Упражнение «Молекулы».

Все участники-атомы, двигаются в хаотичном движении. Скорость движения меняется и указывается цифрой: «плюс 20, плюс 45, плюс 80». Значит, скорость растет. Если наоборот: «минус 30» и т.д, то скорость снижается. Если «минус 50», то двигаться нужно спиной вперед. По команде подгруппы по 3-4 человека соединяются названными частями тела: локти, голова, ноги, живот, пальцы и т.д.

3. Упражнение «Мои перспективы»

Участники разделяются на микрогруппы по 3 человека. У каждого есть возможность высказаться по поводу своих планов профессионального совершенствования. При этом можно спрашивать совета у других участников микрогруппы, выслушать их мнение. На обсуждение отводится 20 минут. Вопросы для обсуждения:

-Что проще прогнозировать: далекую перспективу или близкую?

-Каким образом в вашей группе решали проблемы каждого участника?

-Какую стратегию обсуждения вы выбрали?

Выводы: Любое изменение, любая информация ведет нас к саморазвитию и самосовершенствованию. Нужно уметь пользоваться чужим опытом.

4. Упражнение «Композиция»

Участники делятся на две команды. Задание для команд: на альбомном листе нарисовать композицию из геометрических фигур – двух треугольников, трех квадратов и одного прямоугольника. Когда рисунки готовы, команды обмениваются капитанами. Капитаны смотрят рисунки других и уже в своей команде начинают объяснять, как изобразить то же самое (при этом задавать дополнительные вопросы нельзя). То же самое делает второй капитан. Затем предлагается сравнить получившиеся рисунки с оригиналами и найти отличия. Первое слово для высказывания своих впечатлений от упражнения предоставляется капитанам. Вопросы:

-С какими трудностями столкнулись, когда диктовали описание рисунков?

-Хотелось ли вам затем что-то сказать по-другому, другими словами, более подробно?

-Чем отличаются рисунки?

-Как вы считаете, в чем причина случившихся отличий?

Выводы: каждый имеет право на ошибку: и ребенок, и взрослый. Не всегда наши старания оправдываются. Старания ребенка, также, не всегда приводят к успеху. Если ребенок не понял – это не значит, что он низкого развития, возможно, мы просто не смогли понятно объяснить. Иллюстрируется способ общения: ПОНИМАНИЕ.

5. Упражнение «Зеркало»

Материалы: зеркало размером примерно 15*20 см.

По кругу передается зеркало. Задача каждого игрока – посмотреться в зеркало и попытаться воспринять себя отстраненно, как будто видишь не свое отражение, а лицо незнакомца, которое привлекло внимание. Нужно внимательно изучить этого человека и попытайтесь ответить на представленные вопросы:

-что привлекательного вы видите в этом человеке?

-за что его можно любить?

-что вызывает уважение, а может быть, восхищение.

Выводы: сложно увидеть хорошее в себе, но, научившись это делать, полюбив себя, значительно проще увидеть нечто особенное в другом человеке. Приняв себя таким, какой ты есть, можно научить других такому же к себе отношению. Способ общения показан: ПРИНЯТИЕ.

6. Упражнение «Руки»

Соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.

Выводы: В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию. Если педагог настроен недружелюбно по отношению к детям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты. Способ общения: ПРИНЯТИЕ.

  1. Упражнение «Самопознание».

Материал: карточки с написанными на них буквами, составляющим слово «самопознание».

Между участниками распределяются буквы. Из них нужно составить как можно больше новых слов. В начале упражнения ведущий спрашивает у каждого, сколько, на его взгляд, слов можно составить из общего набора букв. После составления слов проверяется, есть ли разница между индивидуальным представлением и групповыми возможностями. Обсуждается процесс составления слов, все ли участвовали, в какой форме проходило составление слов.

Идея для обсуждения: необходимо видеть и принимать каждого, учитывать мнение каждого человека. Легко заметить, выделить активного ребенка, сложно-спокойного, пассивного. Здесь иллюстрируется способ общения: ПРИЗНАНИЕ.

  1. Упражнение «Стой спокойно»

Играющие образуют круг. Ведущий ходит внутри круга и, остановившись перед кем-нибудь, громко говорит: «Руки!» Тот, к кому он обратился, должен стоять спокойно, а его соседи должны поднять руки: сосед слева-правую, сосед справа-левую. Кто ошибется, выходит из круга.

9.Упражнение «Соседи»

Материал: листочки небольшого размера (по одному на каждого участника). С помощью предыдущих упражнений все уже несколько раз поменяли свои места в кругу и, соответственно, соседей. Теперь для получения отзывов о себе каждому предстоит написать своим соседям слева и справа о двух их сильных качествах и двух слабых, которые можно изменить. Листочен кладется тому, кому адресован. Таким образом, каждый получает дважды информацию о себе.

10. Подведение итогов

Источник: Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. Воспиттель и ребенок: эффективное взаимодействие/ авт.-сост. Е.В. Шитова. – Изд. 3-, испр. – Волгоград: Учитель. – 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы родительских собраний: психологический тренинг, педагогический ринг, круглый стол, КВН, творческая гостиная

Главной целью родительских собраний является взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении....

Тренинг педагогической осознанности

Данная тренинговая программа является частью комплекс­ной работы по перестройке воспитательно-образовательного процесса по типу личностно ориентированной модели взаимо­действия с детьми. Она не ...

Тренинг педагогической осознанности "Личностно - ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком"

   Общение ребенка и взрослого является важным психологическим условием успешного развития в период дошкольного и школьного детства. Значимый взрослый – это близкий человек, оказывающ...

Тренинг педагогической осознанности

Тренинг педагогической осознанности...

Психолого-педагогический тренинг «Педагогическая этика в работе педагога ДОО»

Цель: Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей, оптимизация отношений к себе и своей личности....

Тренинг педагогической осознанности

ЦельОсознание своей индивидуальности в педагогической деятельности. Обращение своего сознания к собственным переживаниям и к чувствам воспитанников.Поиск резервов для более эффективной работы, выделен...

Мини-тренинг для начинающих педагогов «Педагогическая осознанность»

Задачи:1. Формировать чувство общности, и целостности в коллективе.2. Профилактика профессионального выгорания педагогов.3. Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.4. Осо...