Тренинг педагогической осознанности
материал

Тренинг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_pedagogicheskoy_osoznannosti_s_filmom.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг педагогической осознанности с фильмом,

чтобы педагоги относились к детям с уважением

Для кого: тренинг с воспитателями, которые кричат на воспитанников, вступают из-за поведения детей в конфликты с ними и родителями, не принимают чужое мнение.

Зачем: научить педагогов корректному поведению с детьми, объяснить принципы демократического воспитания, разъяснить, как фразы и действия из повседневного общения могут повлиять на самооценку ребенка, рассказать о последствиях низкой самооценки для личности воспитанников.

Как: подготовить мультимедийную аппаратуру, фильм «Начало личности», метафорические ассоциативные карты «Я и все-все-все» Камиллы Крюгер, художницы Виктории Кирдий, магнитную доску с магнитами, бумагу и фломастеры.

Упражнение «Говорящие руки» МИХЭИЛЭ Кипниса

Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Вы даете инструкции, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по вашей команде внешний круг делает шаг вправо.

Педагог-психолог: Поздороваться с помощью рук. Побороться руками. Помириться руками. Выразить поддержку с помощью рук. Пожалеть руками. Выразить радость. Пожелать удачи. Попрощаться руками.

Беседа о фильме

Педагог-психолог: Валерия Валерия Сергеевна Мухина - советский и российский психолог, педагог и философ, академик РАО, доктор психологических наук, почётный профессор МПГУ С 1988 по 2018 годы Валерия Сергеевна заведовала кафедрой педагогической психологии МГПУ, ныне это кафедра психологии развития личности.

Валерия Сергеевна является основоположником научной школы «Феноменология развития и бытия личности». Она широко известна в нашей стране и за рубежом как крупнейший специалист в области возрастной психологии, этнопсихологии, психологии личности. Ее идеи нашли отражение в огромном количестве научных работ. Сейчас я предлагаю вам посмотреть и обсудить фильм Валерии Мухиной «Начало личности».

Посмотр фильма «Начало личности» киностудии Киевнаучфильм, 1988 года выпуска. Сценарий и постановка экспериментов В. Мухиной, режиссер Л. Михалевич, консультант Л.А. Венгер.

Дискуссия после просмотра фильма

Педагог-психолог: Какое впечатление произвел на вас фильм? Какие вызвал чувства, эмоции? (Ответы педагогов. После каждого вопроса делайте небольшую паузу, давая возможность педагогам собраться с мыслями, внимательно выслушайте каждого, поощряя диалог, дискуссию между участниками.) Насколько отличаются нынешние дети от своих сверстников, рожденных в 80-е годы XX века? О чем мечтали те ребята? А чего хотят младшие школьники сегодня? Как изменились желания детей? Поведение? Поступки? Как вы думаете, в каком возрасте начинается становление личностных качеств? Что влияет на процесс их формирования?

«Самоуважение - движущая сила развития личности». Что вы вкладываете в эту фразу? (Ответы педагогов.) «Каким человек не должен быть?» - вы задавали когда-нибудь этот вопрос детям? Ответы современных детей будут отличаться от ответов героев фильма? Спросите у своих учеников, что хотели сказать нам авторы фильма? Получается, что фильм, снятый в 1988 году, актуален и сегодня? Как думаете, участники фильма, которым теперь около 40 лет, помнят жизненные уроки, полученные во время съемок? Старались ли они никогда больше не лгать, как обещали в фильме? Кто из них во взрослой жизни вытянул бумажку с плюсиком? Вспомним фразу из фильма: «От лжи и других дурных поступков должен удерживать не страх разоблачения или наказания, только стыд, только совесть. Маленький человек, в душе которого происходит эта внутренняя сокровенная работа, уже личность». Каким образом можно поощрять становление личности? Обсудите педагогические ситуации, которые предложат педагоги из собственной практики (случаи лжи, присвоения чужих вещей и т. п., разумеется, без озвучивания имен детей). Еще одна цитата из фильма: «Хорошо, когда рядом все понимающий взрослый». Почему это действительно важно? Приведите примеры из своего детского опыта.

Какие компетенции важно освоить педагогам для того, чтобы обеспечить здоровое личностное развитие детей? (Обсуждение, записываем все высказывания педагогов на доске.) Понимание потребностей ребенка, мотивов его поведения, причин поступков. Умение отреагировать на детский поступок конструктивно, давая оценку поступку, а не личности ребенка в целом. Умение варьировать стили взаимодействия с детьми, создавать условия для гармоничного развития каждого ребенка с учетом его психологических особенностей и потребностей.

Рефлексия

Итог сегодняшней встречи в кинозале предлагаю подвести с помощью метафорических карт «Я и все-все-все». Каждый участник вытягивает карту и отвечает на вопрос: какая именно базовая психологическая потребность ребенка отражена в данной карте?

Таким образом педагоги вместе создают карту базовых детских потребностей, тем самым актуализируя понимание того, что важно для гармоничного развития ребенка. Возможные ответы-ассоциации педагогов: потребность в безусловном принятии и поддержке со стороны мамы и папы, потребность в благополучной семейной атмосфере, потребность верить в чудеса и сказку, потребность быть самим собой и выражать свои чувства, потребность играть, примерять в игре разные образы, потребность иметь друзей, быть принятым в кругу сверстников,

Завершение тренинга

Педагог-психолог: Актуализируя представления о базовых психологических потребностях ребенка, педагоги понимают: каждый из нас нуждается в удовлетворении этих потребностей. Они жизненно важны для взрослых, а для детей тем более. И если взрослые люди в состоянии позаботиться о себе, защитить себя, то дети очень уязвимы. В связи с чем остается актуальным и самый главный вопрос: какую роль в процессе развития и становления личности играем мы, педагоги? Огромную. Многочисленные исследования показывают, что опыт, полученный в детстве, в целом оказывает влияние на успешность человека в будущем, и это важно понимать каждому, кто работает с детьми.

Спасибо за интересную встречу, а она получилась действительно интересной и продуктивной благодаря вашей активности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг педагогической осознанности

Данная тренинговая программа является частью комплекс­ной работы по перестройке воспитательно-образовательного процесса по типу личностно ориентированной модели взаимо­действия с детьми. Она не ...

Тренинг педагогической осознанности "Личностно - ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком"

   Общение ребенка и взрослого является важным психологическим условием успешного развития в период дошкольного и школьного детства. Значимый взрослый – это близкий человек, оказывающ...

Тренинг педагогической осознанности

Тренинг педагогической осознанности...

Психолого-педагогический тренинг «Педагогическая этика в работе педагога ДОО»

Цель: Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей, оптимизация отношений к себе и своей личности....

Тренинг педагогической осознанности

Психологическое сопровождение молодых специалистов первого года работы в детском саду...

Тренинг педагогической осознанности

ЦельОсознание своей индивидуальности в педагогической деятельности. Обращение своего сознания к собственным переживаниям и к чувствам воспитанников.Поиск резервов для более эффективной работы, выделен...

Мини-тренинг для начинающих педагогов «Педагогическая осознанность»

Задачи:1. Формировать чувство общности, и целостности в коллективе.2. Профилактика профессионального выгорания педагогов.3. Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.4. Осо...