Воспитание у детей интереса к совместным играм ( средняя группа )
материал (средняя группа) на тему

Сильчихина Татьяна Ивановна

 В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него основной вид деятельности, форма организации. Понимая большие воспитательные возможности творческих игр, их роль в формировании у детей навыков общественного поведения, мы поставили перед собой следующие задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_u_detey_interesa_k_sovmestnym_igram.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание у детей интереса  к совместным играм. (средняя группа, обмен опытом).
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него основной вид деятельности, форма организации. Понимая большие воспитательные возможности творческих игр, их роль в формировании у детей навыков общественного поведения, мы поставили перед собой следующие задачи:

формировать у детей средней группы стремление к объединению в играх, умение играть дружно; способствовать формированию у них начал коллективизма.
Наблюдая с первых дней за детьми, за их проявлениями в процессе игровой деятельности, мы пришли к выводу, что большинство из них не умели играть вместе, не могли сосредоточиться   на действии с предметом ,не умели делиться игрушками, часто ссорились .Прежде всего постарались создать такую обстановку в группе, которая располагала бы детей к играм.

Подобрали игрушки, имитирующие реальные предметы: мебель, посуду, одежду. Крупные разместили на нижних полках, мелкие-на полках повыше. Внося новую игрушку в группу, говорили детям, как надо с ней обращаться, куда убирать после игры. Например, машину возить за верёвочку, катать в ней кукол ,доставлять продукты  в магазин, детский сад, подвозить строительный материал для постройки дома; с куклой, зайкой, мишкой можно гулять, их можно кормить, купать, причесывать, катать в коляске, автобусе. Мы подводили детей к пониманию назначения игрушек, учили правильно их использовать. Одновременно решалась задача воспитания бережливости, аккуратности. Важно, чтобы к куклам, мишкам, зайкам дети относились как к живым существам: ласково, заботливо.    
Обучая детей убирать игрушки мы использовали игровые приемы. Например, советовали машину поставить в гараж, мишку уложить в кровать, собачку посадить сторожить дом и т.д. Иногда обращались к детям от имени игрушек: «Мишка придет и похвалит нас», или «Красная Шапочка сидит на стуле и наблюдает, как вы хорошо убираете игрушки».

Побуждали детей помогать друг другу в уборке игрушек. Отмечали их совместную деятельность: «Молодцы! Хорошо и красиво убрали. Это потому, что все делали вместе и дружно». После уборки обращали внимание всех детей на порядок, Хвалили трудолюбивых, объясняли, что всем вместе с любой работой можно справиться легче и быстрей. Также играть вместе интереснее.

Первое время мы следили, чтобы все дети играли и были заняты. Учили их правильно действовать с игрушками. Так, к детям приходили в гости куклы, заяц, они пели и плясали, рассказывали сказки, читали стихи и иногда приводили с собой другие новые игрушки.

После игр отмечали, как дружно дети играли, как всем им было весело и интересно. Говорили, что зайка любит играть не один, а со всеми вместе. Так мы подводили детей к мысли, что с ребятами интереснее играть, чем одному. Поощряя и поддерживая индивидуальную игру детей, одновременно старались вызвать желание играть небольшой группой- вдвоем, втроем. С этой целью тактично, не нарушая игрового замысла, старались объединить детей в игре. Иногда сами включались в игру, используя для этого соответствующие ситуации.

…Полина ходит с мишкой по групповой комнате и что-то шепчет ему. Но вот она уронила мишку. Использую этот момент и говорю: «Его надо показать врачу- он, наверное, ушибся? А я врач. У кого больны дети? Всех вылечу». Полина подает мне мишку, осматриваю его, говорю: «Он скоро поправится, но ему надо пока полежать». Рядом Дима возит машину. Обращаюсь к нему: «Дима, ты шофер, у тебя машина. А у Полины мишка заболел. Отвези его, пожалуйста, домой на машине». Дети осторожно усаживают мишку и везут его.

Маша играет с куклой. Увидев мяч, положила ее на пол около строительного материала и переключилась на игу в мяч. «Маша, а где же твоя  делась дочка?-обращаюсь я к ней.-Куда же она делась? Она, наверное, кушать и спать хочет?». Маша бежит за куклой туда, где оставила ее. Но уже Дима взял куклу и катает ее в машине. Сейчас девочка пытается ее отнять. Конфликт неизбежен. Стараюсь предупредить ссору, предлагаю детям вместе отвезти куклу домой на машине, накормить ее и уложить спать. Дети с удовольствием это делают. Потом по своей инициативе они гуляют с дочкой, и идут в магазин, к врачу.

Некоторое время спустя, подобные игры с несложным содержанием с участием двух-трех играющих стали характерными для большинства детей.

Детский коллектив состоит из детей с разными характерами, каждый ребенок-индивидуальность. Следовательно, они проявляли себя по разному и в игре, и в отношениях со сверстниками.

Артем-развитой мальчик, но привык чтобы все его желания исполнялись, неумел делиться игрушками, предпочитал играть один. «Артем давай вместе строить»,-обращается к нему кто-либо из ребят. «Нет, я сам».  «Артем, помоги отвезти кирпичи на стройку, а то Сереже-шоферу одному трудно», -предлагаю ему. «Не хочу». Ясно, что каждому из детей требовался особый подход; но у всех у них необходимо было развивать интерес к совместным играм.

Однажды Лиза разбирала матрешку, а Артем сидел за этим же столом и катал машину от одного края к другому. Дети не замечали друг друга, так как у каждого была своя игра. Лиза продолжала расставлять матрешек по росту, говорила: «Это папа, это мама, это маленькая дочка». Говорю Артему: «Смотри сколько народу идет по улице! Будь осторожен. У тебя такси? Покатай их, пожалуйста на машине». Артем неожиданно соглашается  и начинает катать матрешек по очереди.

Многие дети были общительны, но им не хватало умений действовать совместно. Так, Арсений мог бегать по комнате, выхватывать игрушки из рук детей и забавляться производимым им переполохом. Он явно хотел играть с детьми, не понимал, что обижает их и вызывает отрицательное отношение к себе. Мы особенно внимательны были к таким ребятам, небольшая ссора детей настораживала.

Продолжая наблюдать за играми детей, мы старались заинтересовать ребят совместными действиями и разговорами, увлечь интересным сюжетом. Постепенно знакомили детей с трудом повара, врача, няни, дворника, музыкального руководителя. На прогулках наблюдали за транспортом, смотрели, как играют дети старшей группы, проводили дидактические игры: «Уложим куклу спать», «Мишка в гостях», «Наша посуда», «Устроим день рождения кукле Тане» и др. Все это дало толчок для развития новых игровых сюжетов, в которых дети самостоятельно объединялись по несколько играющих. Таким образом, объединению детей в игре способствовали, общие интересы. Мы старались развить у ребят умение согласовывать свои действия с действиями других играющих, помогали налаживать игровые связи. В этом случае удачным оказался прием включения взрослого в игру детей.

Наблюдая за играми, мы видели, что дети стали инициативнее, проявляют фантазию, сами придумывают несложные сюжеты, ищут партнеров, договариваются, во что будут играть.

Усложнились и игровые сюжеты.  Играя в детский сад, дети устраивали кухню, где повар готовил обед; в зале музыкальный руководитель проводил занятие; медицинская сестра лечила кукол. Появились новые поли и «должности» вне детского сада- продавец игрушек, почтальон, парикмахер и т.д.

Развивая у детей стремление играть вместе, использовали разнообразные моменты из жизни детского сада. Большое впечатление производили на детей праздники. Какая бы работа не проводилась в связи с предстоящими праздничными событиями, мы всегда привлекали к ней ребят. Свои впечатления они отражали в играх: усердно готовились к утреннику для кукол. Вот Лиза и Маша протирают мебель, Полина и Соня моют кукол, переодевают их в нарядные. чистые платья. Семен, Дима и Арсений чистят машины, на которых они повезут кукол на демонстрацию.

Чтобы расширить сюжет и продлить игру спрашиваю: «Будут ли ваши дети выступать на праздничном утреннике?». Это дало новые направления игре: играющие начали импровизировать праздник. Держа кукол на руках, от их лица пели, плясали, читали стихи, водили хороводы.

Много впечатлений у детей оставляли традиционные дни рождения.

По мере развития содержания игр мы учили детей распределять роли. Здесь требовался большой такт и умение учитывать особенности детей. Некоторые ребята всегда стремились командовать. Так, играя вдвоем в «пароход», Артем и Дима отказались принять Семена. На вопрос воспитателя: «Почему они не принимают других в игру?» Дима ответил: «Я капитан, а Артем помощник. Нам больше никто не нужен». Мы старались руководить действиями Димы тактично, ненавязчиво. Делали так, чтобы он не подавлял инициативы других детей.

Для выбора на роль ведущего в игре мы используем считалочки, которые привлекают детей и не вызывают обиды. К концу года дети заметно выросли.

Теперь игры наших детей стали более содержательными, у ребят появилось стремление к совместным играм. В их взаимоотношениях все чаще стали проявляться дружелюбие, организованность, дисциплинированность, желание помочь товарищу. Большинство детей научились совместно пользоваться игрушками,  при необходимости уступать их, вежливо просить игрушку. Свою работу по формированию у детей средней группы интереса к совместным играм мы рассматриваем как первый шаг к воспитанию у них общественных качеств, так необходимых человеку.                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание разносторонних интересов у детей с нарушением зрения в семье. Рекомендуемая художественная литература для домашнего чтения. Воспитание у детей интереса к книге.

Консультации для родителей, которые хотят видеть своих детей жизнерадостными, активными, разносторонними. Родители должны подводить ребенка к поиску ответов на возникающие вопросы, а в этом ему помогу...

Воспитание у детей интереса к современным играм. Консультация для родителей.

Воспитание у детей интереса к современным играм. Консультация для родителей....

Досуг. Родители и дети "Очень любим мы играть!", средняя группа

Цели:- побуждать к самостоятельному поиску творческой композиции;- учить входить в воображаемую ситуацию;- обогащать двигательный опыт детей совместными сродителями двигательными действиями;- способст...

Консультация для родителей. «Воспитание у детей интереса к совместным играм"

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, тв...

Статья для родителей :"Воспитание у детей интереса к совместным играм"

Статья для родителей:"Воспитание у детей интереса к совместным играм"...

Консультация для родителей «Воспитание у детей интереса к природе во время совместных прогулок по городу»

Консультация для родителей«Воспитание у детей интереса к природе во время совместных прогулок по городу»...

Консультация для родителей «Воспитание у детей интереса к природе во время совместных прогулок по городу."

Содержание консультации отражает задачи формирования эстетической культуры и приобщения детей дошкольного возраста к природе через совместные прогулки....